Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лауреатство – надежный сертификат качества

Одним из основных и достоверных показателей деятельности музыкальных вузов при проведении общественно-профессиональной аккредитации должен стать анализ эффективности участия студентов и коллективов в международных и всероссийских конкурсах и проектах. Так считает руководивший долгие годы Ростовской государственной консерваторией (академией) им. С.В. Рахманинова, ныне советник ректора, профессор, народный артист РФ Александр ДАНИЛОВ.

Просмотров: 1091

Ростовская консерватория в XXI веке

Одним из основных и достоверных показателей деятельности музыкальных вузов при проведении общественно-профессиональной аккредитации должен стать анализ эффективности участия студентов и коллективов в международных и всероссийских конкурсах и проектах. Так считает руководивший долгие годы Ростовской государственной консерваторией (академией) им. С.В. Рахманинова, ныне советник ректора, профессор, народный артист РФ Александр ДАНИЛОВ.

Время устойчивых успехов

Для Ростовской консерватории XXI век ознаменован еще более динамичным, чем в 90-е годы ушедшего столетия, развитием образовательной, творческой, научно-методической, концертно-исполнительской и композиторской деятельности. Прежде всего об этом свидетельствуют результаты последней государственной аккредитации, а также ежегодные профессиональные успехи питомцев на престижных международных и всероссийских конкурсах, участие в масштабных творческих международных проектах, стопроцентное трудоустройство выпускников, в том числе в очень известных российских и зарубежных творческих коллективах.

Согласно данным Росаккредагентства, Ростовская консерватория по итогам аккредитации входит в лидирующую группу из всех 186 разноотраслевых академий России по следующим показателям: квалификация педагогических работников (89,8 процента – профессора, доценты, народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств России); количество профессоров и докторов наук; аспирантов на 100 студентов; студентов, принимающих участие в научно-исследовательской работе; единиц учебно-методической литературы. Успешен вуз и по числу изданных монографий и объему финансирования научных исследований.

Однако достоинства и недостатки в обучении и качестве профессиональной подготовки специалистов-музыкантов проявляются не только в общих для всех разноотраслевых вузов аккредитационных показателях и востребованности выпускников на рынке труда. Студенты российских консерваторий и вузов искусств имеют уникальную возможность приобретения индивидуального международного или всероссийского сертификата качества профессиональной подготовки, своеобразной индивидуальной профессиональной аккредитации, участвуя и побеждая в крупных и авторитетных международных и всероссийских конкурсах исполнителей. Более доказательной, независимой и достоверной оценки качества профессионализма преподавателей и их учеников в той или иной консерватории, чем количество (пропорция) победителей – лауреатов и дипломантов подобных конкурсов по каждой музыкальной специальности – не существует в отрасли высшего музыкального образования. Поэтому при составлении рейтинговых показателей качества образовательной деятельности консерваторий (чего мы не можем уже много лет добиться от Министерства культуры РФ), а также в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации, анализ успехов на международных и общероссийских конкурсах должен быть, думается, одним из основных показателей.

Международное признание

Многочисленные победы лауреатов и дипломантов конкурсов в текущем столетии стали привычными событиями в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова. Только за последние пять лет сотни студентов, аспирантов, ассистентов-стажеров исполнительских кафедр добились международного признания в США, Японии, Южной Америке, а также во многих европейских странах – Германии, Бельгии, Италии, Испании, Швейцарии, Франции, Австрии, Болгарии, Польше и других. Из 700 обучающихся студентов около 100 и более ежегодно завоевывают звания лауреатов и дипломантов трех-четырехтуровых, реже – двухтуровых, состязаний инструменталистов, вокалистов, дирижеров, композиторов, подтверждая и умножая сложившийся за короткий исторический срок авторитет исполнительских школ своего вуза.

Приведем пример хотя бы двух самых популярных и массовых музыкальных специальностей – пианистов и вокалистов. Воспитанники фортепианной школы в конкурентной борьбе с лучшими представителями зарубежных и российских консерваторий и академий выиграли в последние годы такие престижные в мире фортепианные конкурсы, как им. Ф. Бузони (Италия, 2011), в Цинциннати (США, 2012), Такамацу (Япония, 2010), Монтеррее (Мексика, 2010), Риме, Канту, Варалло, Сереньё, Монца (Италия, 2008-2010), в Мадриде, Андорре, им. Королевы Елизаветы в Бельгии, им. А. Шнабеля в Берлине (Германия), им. А. Касагранде и «Valsesia musika» (Италия), в Техасе, Луизиане, Атланте (приз – рояль «Стайнвэй») – в США, Xiamen (Китай), им. П. Владигерова (Болгария), им. П. Чайковского (Япония), многие юношеские конкурсы в Австрии, Финляндии, Польше, Швейцарии и других странах. Студенты и учащиеся колледжа при консерватории также побеждали за последние пять лет на международных конкурсах пианистов в СНГ и России. Эти факты говорят не только о мировой и европейской конкурентоспособности пианистов, воспитанных кафедрой специального фортепиано Ростовской консерватории, они являются свидетельством развития и укрепления авторитета и традиций великой русской фортепианной школы. Ведущий профессор кафедры специального фортепиано консерватории – С.И. Осипенко воспитал уже десятки лауреатов, в том числе крупнейших мировых конкурсов, ученик выдающегося пианиста и педагога Льва Оборина. Другой ведущий профессор – Р.Г. Скороходова, наследница фортепианной школы Генриха Нейгауза.

Достойны глубокого уважения также заведующий кафедрой, профессор В.С. Дайч – ученик Льва Власенко, профессор В.В. Орловский – Владимира Софроницкого, профессор Е.Н. Сурин – Веры Горностаевой, профессор Е.Н. Чаплина – Наума Штаркмана, профессор Н.Н. Симонова – Аркадия Бузе, профессор О.Б. Барсов – Павла Серебрякова.

Вокальная школа на высоте

Подобный рост международного и всероссийского признания переживает и вокальная школа консерватории. Один из лучших теноров вуза Х. Бадалян завоевал первые премии на престижных международных конкурсах теноров им. Лучано Паваротти (Санкт-Петербург) и Галины Вишневской (Москва), им. Марчелло Джордани и Рикардо Дзандонаи (Италия), став поначалу приглашенным солистом «Новой оперы», затем – Большого театра, а с 2012 года – солистом Мариинского театра. В труппу Мариинского театра в последние годы также приглашены выпускники, лауреаты международных конкурсов оперных певцов им. Николая Римского-Корсакова и Елены Образцовой К. Чепурнова, В. Ястребова, А. Маркарова, а еще ранее – тенор Ю. Алексеев и баритон А. Ненадовский. Обладателем гран-при известного в мире Международного конкурса оперных певцов в Тулузе, проводимого в 48 раз во Франции, стал баритон Г. Григорян. Выпускница консерватории Н. Дмитриевская и Г. Григорян завоевали в 2010 году первые премии на возобновленном (вместо всесоюзного) всероссийском конкурсе.

На этом же представительном всероссийском форуме лучших вокалистов студенты консерватории С. Маньковский (тенор) и А. Гусев (баритон) стали дипломантами. Студенты-вокалисты, воспитанные педагогами кафедры сольного пения, также входили в последние годы в число победителей на международных конкурсах певцов им. В. Барсовой, им. А. Неждановой, им. С. Рахманинова, им. Н. Обуховой (Россия), им. И. Алчевского (Украина), в Италии и Франции. Ежегодно лучшие вокалисты Ростовской консерватории пополняют ряды солистов «Новой оперы», «Геликон-опера» (г. Москва), оперного театра под руководством Ю. Александрова и В. Михайловского (г. Санкт-Петербург), Киевской, Ростовской оперы, оперных театров Перми, Самары, Петрозаводска и других.

Премьеры одна за другой

Ростовскую консерваторскую исполнительскую школу успешно представляют оркестранты. Выиграны конкурсы трубачей им. Т. Докшицера (Москва), им. В. Щ елокова (Екатеринбург), им. А. Нестерова (Нижний Новгород); гобоистов и фаготистов – в Линце (Австрия) и Москве; кларнетистов и флейтистов – во Львове, Краснодаре, Симферополе; скрипачей – на VI международном в Новосибирске, V Демидовском – в Екатеринбурге, им. Д. Ойстраха – в Москве. Воспитанники кафедры народных инструментов только за последние три года завоевали 40 первых премий на международных и всероссийских конкурсах. Стали лауреатами за последние пять лет свыше 40 студентов эстрадно-джазовой кафедры. В активе ростовских студентов-композиторов и музыковедов ежегодные победы в отечественных и зарубежных конкурсах.

Ростовская консерватория осуществляет уникальные международные творческие проекты с участием всех художественных коллективов, ансамблей и солистов. Это уже известные в стране и мире международные фестивали современной музыки «Ростовские премьеры», важным условием которых является присутствие на концертах фестиваля, творческое общение со студентами консерватории выдающихся современных композиторов и исполнителей: К. Пендерецкого, Ю. Башмета, Г. Канчели, В. Сильвестрова, А. Эшпая, А. Чайковского, Э. Артемьева, Р. Леденева, Джона Корильено (США) и других известных авторов.

С проектом «Европейская молодежная опера» совместно с Королевской Шотландской академией музыки и драмы Ростовская консерватория выиграла грант среди 300 претендентов Евросоюза. Благодаря этому силами студентов двух вузов были осуществлены совместные постановки оперных спектаклей «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Федра» Б. Бриттена. Кульминацией совместной работы явилась мировая премьера первой версии оперы С. Прокофьева «Война и мир», приуроченной к годовщине Победы, что нашло отражение в прессе Великобритании, США, других европейских стран. Все совместные постановки были осуществлены на оперных сценах городов Эдинбурга, Глазго и Ростова.

В апреле этого года совместно с коллегами из Еревана будет представлена в концертном исполнении опера Д. Верди «Аида», посвященная двухсотлетию со дня рождения великого итальянского композитора. Готовится традиционный ежегодный весенний фестиваль, приуроченный к стосорокалетию со дня рождения выдающегося русского композитора С. Рахманинова.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
К вопросу об образовательной компоненте качества вуза
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
«Неархитектурный» стандарт
Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов России
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Евроремонт российского образования
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
Повышение качества транспортного образования
Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ