Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Свобода и творчество – основные ценности образования гуманистического типа

Свобода – одна из фундаментальных ценностей современного общества, стремящегося реализовать подлинно демократические и гуманистические нормы жизни. Вопрос, откуда берется свобода, волновал человечество множество столетий. Одним из вариантов ответа представляется следующий: социализация индивида – ключ свободы, её шлюз, её врата, через которые она идет к человеку.

Просмотров: 4091
А.Г. ЧУХНО, директор Зимовниковского педагогического колледжа (Ростовская область), доктор философских наук, кандидат психологических наук, заслуженный учитель РФ, профессор

Свобода – одна из фундаментальных ценностей современного общества, стремящегося реализовать подлинно демократические и гуманистические нормы жизни. Вопрос, откуда берется свобода, волновал человечество множество столетий. Одним из вариантов ответа представляется следующий: социализация индивида – ключ свободы, её шлюз, её врата, через которые она идет к человеку. Важнейшим средством обеспечения свободы является воспитание и образование человека.

Уже древние греки образование (paideia) понимали не только в узком смысле – как процесс обучения, но и как воспитание, взросление, созревание. Аристотель считал, что пайдейя напрямую связана с феноменами свободы, творчества и побуждает человека к самосовершенствованию. Освобождение России от тоталитарного режима и соответствующей ему системы воспитания вылилось пока только в возвращение к системе образования, в которой школа или вообще не развивает творческие способности детей, или формирует их односторонне, в направлении научной и технической деятельности, когда целью объявляется, например, подготовка выпускников для поступления в вузы. Между тем в XXI веке будет решаться судьба человечества в условиях надвигающихся экологической и генетической катастроф. Никогда ещё история не знала такого уровня сложности взаимоотношений человека и природы, человека и общества. Поэтому спасение рода людского видится только в творческом поиске ещё не известных истории, нетрадиционных способов решения этих задач.

Отсюда следует: поддержание и развитие детских способностей, художественного творчества является основной задачей современной школы. Образование же в узком смысле слова – как процесс передачи знаний – не способно формировать ни ценностное сознание учеников – нравственное, гражданское, эстетическое, художественное, ни побуждать их к творчеству, раскрывая место личности в современной иерархии ценностных ориентаций, ни практически развивать творческие способности учащихся, реализуя их созидательные замыслы.

Для решения задач такого рода нужен другой учитель: не преподаватель-предметник, которого выпускают сегодня педагогические учебные заведения, а творческая личность, созидатель новых жизненных устоев. Тогда, будучи первопроходцем, он и учеников поведет по пути открытий, сможет показать типичное и вечное в случайном и преходящем, даст почувствовать глубокий смысл и красоту в самом простом и обыденном.

Одним из условий формирования творческой личности является свобода. Но в практике коммунистического воспитания было механически реализовано марксистское понимание свободы как осознанной необходимости. Под этим подразумевалось жесткое подчинение свободы человека интересам классовой борьбы и партийной идеологии. Эта концепция, перенесенная в школу, проявлялась в педагогике подавления индивидуальности. Жесткая необходимость подчинения учителю, беспрекословное выполнение его требований были, в сущности, непреодолимыми препятствиями на пути воспитания творческой личности.

По-видимому, более соответствующим настоящему моменту, потребностям современного российского общества должно быть признано иное понятие свободы. Например, следующее: «Быть свободным – значит упорно идти к высокой цели, преодолевая свои собственные слабости и страхи» (Г. Кристоф Гюнцль). Лишь осознав эту заповедь с помощью педагога, воспитанник может развиваться своим собственным творческим путем. Только здоровое чувство личного достоинства станет почвой, на которой прорастут его творческие идеи.

Сегодня многие авторы высшей ценностью образования полагают человека, его свободу, способность к созиданию. Это основа новой парадигмы образования гуманистического типа. Важнейшими принципами в рамках данной парадигмы становятся ненасилие и невмешательство, что создает реальные условия для воспитания творческой личности. С этих позиций интерес вызывают высказывания доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Е.В. Бондаревской, которая высшие смыслы и цели образования связывает с развитием человека, «социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации».

Именно такие идеи легли в основу исследования, проводимого коллективом Зимовниковского педагогического колледжа, гипотеза которого такова: цели формирования у студента способности занимать позицию «человека культуры» можно будет достигнуть, если жизнь учебно-образовательного процесса строить по типу создания и существования художественного произведения. При подобном подходе все виды отношений, деятельности в педагогическом процессе суть эстетические отношения, эстетическая деятельность, эстетическое сознание.

В этом случае организующими «единицами» экспериментального процесса должны служить следующие моменты:

  • становление самосознания;
  • овладение символическим языком выразительности личности;
  • личностный стиль (образ жизни и деятельности);
  • образование Имени личности с точки зрения степени ее состоятельности;
  • история становления личностного образа (историография, биография);
  • непознанное, неявленное начало.

Из круга обозначенных в исследовании идей творчество представляется наиболее сложным социальным феноменом, проблемы которого изучают и разрешают социологи и философы, педагоги и психологи. Более ста лет назад немецкий мыслитель Фридрих Ницше отмечал, что рост техники и внешней цивилизации не обеспечивает роста духовности и творческой культуры. Люди не становятся богаче редкими, выдающимися качествами. В них нет увлечения, смелости. Они осторожны и умеренны. Безбоязненно идти по пути развития творческих сил они не умеют, ибо это порою трудно и опасно. Их гений умирает, душа старится.

Выход из этого тупика видится в постановке новой цели образования. Его главная задача не приобретение массы знания, а подготовка к деятельной творческой жизни.

Очень часто творческий путь начинается с детства, поэтому столь важна проблема своевременного выявления творческих способностей в раннем возрасте. Далеко не просто измерить творческую одаренность. Возникает известная проблема валидности. Часто инструменты исследования не позволяют с уверенностью утверждать, что измеряется именно творческая одаренность. Но есть вещи очевидные, определяющие, что для развития творческого потенциала ребенка необходимо соблюдать следующие условия: 1) должное окружение, обеспечивающее возможность самовыражения; 2) психологическая поддержка; 3) постоянное воспроизводство приобретенных навыков и умений.

Реализация в педагогической практике обозначенных выше идей возможна при условии точного отбора вариативных принципов деятельности образовательного учреждения, среди которых наиболее значимыми являются:

  • единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности в условиях широкой гуманитаризации содержания образования;
  • культурологический подход к отбору содержания образования, позволяющий обеспечить развитие и самоопределение личности в контексте мировой и отечественной культуры;
  • гуманизация образовательного процесса, ориентирующая на применение личностно-развивающих, инновационных педагогических технологий;
  • ориентация педагогического образования на субъективно-творческую позицию обучающихся.

Осознание утопичности требований гербартианцев1 и последовавших за ними марксистов – побуждать и развивать у учащихся одинаковый интерес ко всем предметам с целью их всестороннего и гармоничного развития – приводит к чисто противоположным практическим выводам: силы должны быть развиты на том месте, где самой природой заложена наибольшая способность развития. Субъективная односторонность ученика – вот исходная точка работы учителя и воспитателя.

Из вышесказанного очевидно, что подход к изучению творческой одаренности должен быть комплексным, многопрофильным.

  1. Гербартианцы – последователи педагогических идей немецкого философа, психолога, одного из основателей научной педагогики Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), полагавшего органом истины «исключительно рассудочное мышление, посредством понятий» и в соответствии с этим видевшего цель воспитания в добродетели, выработке многостороннего интереса и твердого характера, а слагаемые воспитательной деятельности – в надзоре, выправке и обучении.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ростовская область, зимовниковский педагогический колледж, СПО, точка зрения, ао-62

Похожие материалы:
Об оценке качества подготовки учителя
Три достоинства одного колледжа
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
Траектория инновационного развития
Мастерство, преобразованное в победы
Стратегия развития образовательного пространства
Рука об руку с социальными партнерами
Ростовская область: итоги совместного труда
Целевая установка – готовность к инновациям
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#111Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
#103Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева реализует эффективную образовательную стратегию
#110Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
#106Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ