Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Об оценке качества подготовки учителя

В настоящее время идет общественное обсуждение проекта «Профессиональный стандарт педагога», еще раз убеждая, что особо значимым фактором развития образования по-прежнему остаётся профессионализм учителя, условия роста которого должны соответствовать определяющим факторам развития компетентности.

Просмотров: 1919
Л.П. КУГУКИНА, заместитель директора по управлению образовательным процессом Волгодонского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук

В настоящее время идет общественное обсуждение проекта «Профессиональный стандарт педагога», еще раз убеждая, что особо значимым фактором развития образования по-прежнему остаётся профессионализм учителя, условия роста которого должны соответствовать определяющим факторам развития компетентности.

Это положение согласуется с ФГОС по группе специальностей 050000 «Образование и педагогика», где объектом анализа качества подготовки выпускника заявлена профессиональная компетентность.

Логическая конструкция ФГОС выстроена как содержательное условие подготовки компетентного выпускника. Содержание профессиональных модулей (ПМ) соответствует видам деятельности педагога, предусматривая все этапы теоретической и практической подготовки. ПМ ориентированы на овладение студентами соответствующей группой профессиональных компетенций, а реализация содержания ПМ завершается квалификационным экзаменом при участии работодателя. Содержание учебного материала в рабочей программе ПМ структурируется поэтапно в трёх уровнях овладения знаниями и умениями: ознакомительном, репродуктивном, продуктивном. Ключевым принципом обучения является ориентация на результаты, значимые для трудовой деятельности. Обновлённая конструкция содержания и структуры образовательной программы требует соответствующей системы оценки уровня подготовки студентов.

Для того чтобы признаки компетентности были диагностируемы, требуется вычленение их ключевых компонентов с последующим критериальным описанием уровня и качества сформированности. Измеряемые единицы компетентности должны соответствовать отдельным востребованным в профессиональной деятельности знаниям, умениям, типам поведения и отношений.

ФГОС определяют в качестве базовых нормативно-правовые, управленческие, образовательно-воспитательные, учебно-методические и социально-педагогические компетенции. Дальнейшее их расщепление на более узкие составляющие обусловлено соотношением с профессиональными функциями по видам деятельности, относящимся к компетенции выпускника.

Профессия педагога требует осведомлённости учителя по кругу вопросов, связанных с содержательно-целевым, организационно-деятельностным, результативно-оценочным компонентами образовательного процесса. Анализ профессиональной деятельности учителя как структурно-функциональной модели выявляет многочисленные связи и отношения между её частями, что позволяет охарактеризовать виды компетенций, обеспечивающих реализацию образовательных задач разной направленности и сложности. В качестве компетенций, востребованных в любой педагогической ситуации как единице образовательного процесса, следует рассматривать целеполагающие, аналитические, диагностические, проектировочные, а также компетенции психолого-педагогического сопровождения.

Опыт работы Волгодонского педагогического колледжа убеждает, что показатели роста уровня компетентности соотносятся с показателями динамики овладения педагогической культурой как личностно-профессиональным феноменом, представляющим собой сложную систему, модель-эталон ценностного отношения к детской личности, что тоже должно стать объектом оценки качества подготовки выпускника.

Таким образом, педагогическая компетентность представляет собой комплексное качество личности специалиста, обеспечивающее оптимальный, максимально безошибочный результат деятельности. В педагогическом образовании вопрос ее формирования стоит над вопросом развития знаний, умений, навыков, способностей студента, что требует новых механизмов оценки качества подготовки. Эти характеристики объясняют сложность измерения компетентности, которая не может быть оценена непосредственно: требуется ее предварительная объективация в виде действий, доступных внешнему наблюдению и измерению.

Компетентность как объект анализа имеет многомерную и гибкую структуру, не ограничивающуюся репродуктивно-воспроизводящими действиями. Прежде всего она характеризуется способностью к трансформации знаний и умений: пониманию, аргументации, интерпретации, использованию в реальных, не всегда прогнозируемых ситуациях, продуцированию нового.

Чтобы систематизировать требования к результатам освоения образовательной программы, рекомендуется предварять разработку программы ПМ описанием трудовой деятельности через функции и результаты. На основе функционального анализа профессии составляется карта, структурирующая описание профессиональных целей и функций по модулям. Для учёта и комплексной оценки результатов достижений студентов рекомендуется составление матрицы компетенций.

Критерием компетентности выпускника является его конкурентоспособность на рынке труда. Тем не менее на этапе овладения педагогической профессией возможно и необходимо оценивать потенциальную компетентность будущего специалиста путём наблюдения и анализа динамики развития показателей качества овладения теорией и практикой на всех этапах профессиональной подготовки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, образовательные стандарты, ростовская область, волгодонский педагогический колледж, образовательные технологии, ао-62

Похожие материалы:
Целевая установка – готовность к инновациям
Ростовская область: итоги совместного труда
Свобода и творчество – основные ценности образования гуманистического типа
Мастерство, преобразованное в победы
Траектория инновационного развития
Колледж новых идей
Рука об руку с социальными партнерами
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже
Стратегия развития образовательного пространства
Три достоинства одного колледжа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#111ДПО: стратегия выживания
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
#98Студенческая оценка качества образования
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку