Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Об оценке качества подготовки учителя

В настоящее время идет общественное обсуждение проекта «Профессиональный стандарт педагога», еще раз убеждая, что особо значимым фактором развития образования по-прежнему остаётся профессионализм учителя, условия роста которого должны соответствовать определяющим факторам развития компетентности.

Просмотров: 1985
Л.П. КУГУКИНА, заместитель директора по управлению образовательным процессом Волгодонского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук

В настоящее время идет общественное обсуждение проекта «Профессиональный стандарт педагога», еще раз убеждая, что особо значимым фактором развития образования по-прежнему остаётся профессионализм учителя, условия роста которого должны соответствовать определяющим факторам развития компетентности.

Это положение согласуется с ФГОС по группе специальностей 050000 «Образование и педагогика», где объектом анализа качества подготовки выпускника заявлена профессиональная компетентность.

Логическая конструкция ФГОС выстроена как содержательное условие подготовки компетентного выпускника. Содержание профессиональных модулей (ПМ) соответствует видам деятельности педагога, предусматривая все этапы теоретической и практической подготовки. ПМ ориентированы на овладение студентами соответствующей группой профессиональных компетенций, а реализация содержания ПМ завершается квалификационным экзаменом при участии работодателя. Содержание учебного материала в рабочей программе ПМ структурируется поэтапно в трёх уровнях овладения знаниями и умениями: ознакомительном, репродуктивном, продуктивном. Ключевым принципом обучения является ориентация на результаты, значимые для трудовой деятельности. Обновлённая конструкция содержания и структуры образовательной программы требует соответствующей системы оценки уровня подготовки студентов.

Для того чтобы признаки компетентности были диагностируемы, требуется вычленение их ключевых компонентов с последующим критериальным описанием уровня и качества сформированности. Измеряемые единицы компетентности должны соответствовать отдельным востребованным в профессиональной деятельности знаниям, умениям, типам поведения и отношений.

ФГОС определяют в качестве базовых нормативно-правовые, управленческие, образовательно-воспитательные, учебно-методические и социально-педагогические компетенции. Дальнейшее их расщепление на более узкие составляющие обусловлено соотношением с профессиональными функциями по видам деятельности, относящимся к компетенции выпускника.

Профессия педагога требует осведомлённости учителя по кругу вопросов, связанных с содержательно-целевым, организационно-деятельностным, результативно-оценочным компонентами образовательного процесса. Анализ профессиональной деятельности учителя как структурно-функциональной модели выявляет многочисленные связи и отношения между её частями, что позволяет охарактеризовать виды компетенций, обеспечивающих реализацию образовательных задач разной направленности и сложности. В качестве компетенций, востребованных в любой педагогической ситуации как единице образовательного процесса, следует рассматривать целеполагающие, аналитические, диагностические, проектировочные, а также компетенции психолого-педагогического сопровождения.

Опыт работы Волгодонского педагогического колледжа убеждает, что показатели роста уровня компетентности соотносятся с показателями динамики овладения педагогической культурой как личностно-профессиональным феноменом, представляющим собой сложную систему, модель-эталон ценностного отношения к детской личности, что тоже должно стать объектом оценки качества подготовки выпускника.

Таким образом, педагогическая компетентность представляет собой комплексное качество личности специалиста, обеспечивающее оптимальный, максимально безошибочный результат деятельности. В педагогическом образовании вопрос ее формирования стоит над вопросом развития знаний, умений, навыков, способностей студента, что требует новых механизмов оценки качества подготовки. Эти характеристики объясняют сложность измерения компетентности, которая не может быть оценена непосредственно: требуется ее предварительная объективация в виде действий, доступных внешнему наблюдению и измерению.

Компетентность как объект анализа имеет многомерную и гибкую структуру, не ограничивающуюся репродуктивно-воспроизводящими действиями. Прежде всего она характеризуется способностью к трансформации знаний и умений: пониманию, аргументации, интерпретации, использованию в реальных, не всегда прогнозируемых ситуациях, продуцированию нового.

Чтобы систематизировать требования к результатам освоения образовательной программы, рекомендуется предварять разработку программы ПМ описанием трудовой деятельности через функции и результаты. На основе функционального анализа профессии составляется карта, структурирующая описание профессиональных целей и функций по модулям. Для учёта и комплексной оценки результатов достижений студентов рекомендуется составление матрицы компетенций.

Критерием компетентности выпускника является его конкурентоспособность на рынке труда. Тем не менее на этапе овладения педагогической профессией возможно и необходимо оценивать потенциальную компетентность будущего специалиста путём наблюдения и анализа динамики развития показателей качества овладения теорией и практикой на всех этапах профессиональной подготовки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики: инновации в IT
Ростовская область: итоги совместного труда
Рука об руку с социальными партнерами
Траектория инновационного развития
Свобода и творчество – основные ценности образования гуманистического типа
Мастерство, преобразованное в победы
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже
Целевая установка – готовность к инновациям
Три достоинства одного колледжа
Стратегия развития образовательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ