Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя

Решение вопроса внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа в 2009 году закономерно потребовало необходимого уровня методического сопровождения. При этом инициатива освоения и внедрения технологии исходила от преподавателей, стремящихся к инновациям.

Просмотров: 2006

С.А. ДЕЖКО, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Комсомольский-на- Амуре строительный колледж»

О.С. КИРСАНОВА, методист заочного отделения колледжа

О.В. ТИМОХИНА, заведующая отделением экономики и заочного обучения

Научное проектирование методической работы в образовательных учреждениях профессионального образования приобрело сегодня особую актуальность. Теоретические основания модернизации содержания российского образования требуют опережающей разработки конкретных принципов научно-исследовательской работы, внедрения педагогических и информационных технологий.

Эффективное обеспечение означенных показателей напрямую зависит от уровня мышления современных преподавателей как элементов субъектсубъектного образовательного пространства, от их умения оперативно реагировать на требования модернизации образования, воплощать новые педагогические технологии в образовательную практику.

Это возможно только при наличии у преподавателя развитого профессионального самосознания и нового типа мышления как системообразующих и регулирующих факторов профессионального роста, творческой активности, профессиональной мобильности. Развитый тип самосознания и новый тип научного мышления преподавателя мы понимаем как методологическую культуру.

В 2006 году в колледже был поставлен эксперимент по проверке эффективности педагогических условий формирования методологической культуры преподавателей через систему научнометодической работы. Результаты эксперимента были рассмотрены краевым экспертным советом министерства образования Хабаровского края как успешные и рекомендованы к распространению в учреждениях начального и среднего профессионального образования в качестве научно-методических рекомендаций.

Таким образом, в колледже была разработана система по освоению и внедрению инноваций, элементами которой являются организация комплексной проектной деятельности на научной основе и непрерывная методологическая поддержка преподавателей через постоянно действующие формы творческой методической работы.

Практический опыт и исследовательская деятельность показывают, что подавляющее большинство педагогов учреждений СПО нуждается в системной методологической помощи в области профессионального самосовершенствования.

Преподаватель колледжа как носитель методологической культуры и субъект образовательного процесса побуждается к освоению нового стремлением к творческой самореализации. Этот процесс можно рассматривать как своего рода активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к новой системе организации педагогической деятельности.

Проблемы человека как субъекта общественной жизни хорошо изучены в работах таких ученых, как К.А. АльбухановаСлавская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев.

Мы согласны с утверждением о том, что особенностью постиндустриального общества является необходимость постоянного обновления знаний и умений. Сегодня востребованы люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, способные работать больше, чем в одной профессиональной позиции, любознательные, стремящиеся влиять на происходящее, сохраняющие самообладание в условиях неопределенности, имеющие опыт в нескольких областях и умеющие перемещать идеи из одной сферы в другую.

По нашему мнению, преподаватели колледжа в ситуации освоения новых знаний «здесь и сейчас» нуждаются в помощи и поддержке со стороны методической службы образовательного учреждения.

Решение вопроса внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа в 2009 году закономерно потребовало необходимого уровня методического сопровождения. При этом инициатива освоения и внедрения технологии исходила от преподавателей, стремящихся к инновациям.

Был проведен констатирующий эксперимент по выявлению необходимости внедрения ДОТ на специальностях «Экономика и бухгалтерский учет», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» заочного отделения. Использовались такие научные методы исследования, как опрос преподавателей, анкетирование студентов, анализ документов и педагогического опыта.

Результаты анкетирования показали, что большинство студентов – 96 процентов из 27 опрошенных третьего и четвертого курса заочного отделения специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» – предпочитает общение по электронной сети, выделяя при этом следующие приоритеты:

  • 39 процентов – получение и отправку информации в удобное время;
  • 20 процентов – продуктивное общение на большом расстоянии;
  • 21 процент – постоянную информированность;
  • 20 процентов – возможность совершенствования компьютерной грамотности.

Результаты опроса, наблюдения и анализа информации по заинтересованности преподавателей процессом внедрения ДОТ в колледже показали, что у подавляющего большинства опрошенных педагогов, которые обладают определенным уровнем методологической культуры, проявляется установка к освоению нового – 80 процентов, или 12 человек от общего числа респондентов.

Технические ресурсы ГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» дают возможность внедрения дистанционного обучения: имеется локальная сеть и доступ к сети Интернет.

Задача коллектива – определить необходимые и достаточные педагогические условия, позволяющие обеспечить эффективность внедрения ДОТ. Выделен и экспериментально внедрен научный педагогический проект (программа); организована методологическая помощь (сопровождение) преподавателям и студентам специальности «Экономика и бухгалтерский учет» заочного отделения.

Программа внедрения ДОТ в колледже осуществлялась в несколько этапов.

  • Первый (аналитическая фаза) – проведение констатирующего эксперимента, анализ данных, выявление заинтересованных сторон, анализ проблем, постановка целей и задач.
  • Второй (фаза планирования) – определение логики участия, указание на допущения и факторы риска, определение показателей, подготовка графика мероприятий, указание ресурсов.
  • Третий (экспериментально-завершающий, логикоструктурная схема программы) – разработка этапов ДОТ и их внедрение:

– разработка нормативной документации по применению ДОТ в колледже;
– создание сетевого документооборота для учета и контроля процесса обучения с использованием ДОТ;
– разработка программы курсов повышения квалификации преподавателей для работы в режиме ДОТ, проведение локальных курсов;
– проведение вводных лекций по обучению студентов заочного отделения работе в режиме ДОТ;
– апробация учебно-методических материалов к работе в ДОТ.

  • Четвертый (завершающий) – оценка результатов эффективности внедрения ДОТ.

В нашем колледже используется смешанная ДОТ – кейсовая и Интернет-технология с применением интерактивной обучающей среды «Moodle».

«Moodle» – это программа, разрешающая дистанционно, с использованием Интернета, овладеть учебным материалом. С ее помощью обеспечивается доступ к многочисленным учебным ресурсам. Используя «Moodle», можно присылать новые сообщения студентам, распределять, собирать и проверять задачи, вести электронные журналы оценок и присутствия, настраивать разнообразные ресурсы курса. Эта программа содержит как традиционные инструменты – форум, глоссарий, чат и тесты, так и инструменты, позволяющие проводить мониторинг учебного процесса, своевременно выявлять проблемы использования курса, оценивать рейтинг используемости отдельных фрагментов учебного курса.

Результаты эксперимента оказались положительными. В настоящее время на этапе апробации ДОТ выложены материалы по 15 учебным дисциплинам специальности «Экономика и бухгалтерский учет», со студентами колледжа проведены установочные вводные лекции.

Применение дистанционной технологии обучения в образовательном процессе на основе определенного уровня методологической культуры и компьютерной грамотности преподавателей колледжа будет способствовать продуктивному подходу к обучению в соответствии с современными требованиями в условиях модернизации образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: хабаровский край, дистанционное образование, СПО, комсомольский-на-амуре строительный колледж, образовательные технологии, ао-44

Похожие материалы:
Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки
Ресурсные центры – модель современная и перспективная
IT-технологии – ресурс повышения качества
Электронное обучение для развития экономики
III Уфимский международный салон образования
Сетевой университет СНГ
Два в одном, или Главный по социализации – руководитель группы
Формирование компетентности молодого специалиста
Опорное учреждение краевой стажировочной площадки
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Круглый стол «Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг»
17 июля 2020 года в 15:00 Российский совет по международным делам (РСМД) организует круглый стол...
Из журнала
#110«Лебедь, Щука и Рак»: образовательная политика в Бразилии
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#111Особая роль наставничества
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ