Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Два в одном, или Главный по социализации – руководитель группы

В наше время производству и обществу требуются специалисты с высоким уровнем подготовки, готовые к организационно-управленческой деятельности, способные к творческому, сознательному, самостоятельному труду, конкурентоспособные в системе рыночной экономики.

Просмотров: 1557

Т.Д. ЗОРИХИНА, заместитель директора по воспитательной работе Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа

Г.А. СОБОЛЕНКО, председатель методического объединения классных руководителей

В наше время производству и обществу требуются специалисты с высоким уровнем подготовки, готовые к организационно-управленческой деятельности, способные к творческому, сознательному, самостоятельному труду, конкурентоспособные в системе рыночной экономики. В учебном заведении системы СПО необходимая социализация личности осуществляется в процессе профессиональной подготовки.

В формировании профессиональных и общих компетенций выпускников участвует весь педагогический коллектив Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя учебной группы. Именно он в первую очередь несёт ответственность за результаты личностного становления каждого студента в обществе.

Классный руководитель – это педагог-менеджер, который отличается от авторитарного управленца студенческого коллектива включенностью в сферу деятельности и интересов воспитанников. Он создает организационно-педагогические условия, способствующие раскрытию свойств личности, стимулирует развитие творческого потенциала. Эта направленность в работе является ведущей и приоритетной.

Деятельность классного руководителя как менеджера учебной группы возможна при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:

  • если используется гуманный стиль управления коллективом группы, позволяющий осуществлять эффективное руководство за счёт учёта интересов и потребностей студентов, организовывать групповую и индивидуальную работу;
  • организовано психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение формирования личностных компетенций студентов, благоприятный психологический климат;
  • идет поиск и эффективное использование инновационных технологий на всех этапах организации процесса воспитания – при целеполагании, планировании, регулировании, контроле, анализе, коррекции.

Технология формирования личностных компетенций будущих специалистов средствами воспитания, применяемая в колледже, включает три взаимосвязанных этапа:

  • проектирование процесса формирования личностных компетенций через постановку цели, определение условий её достижения, выбор содержания деятельности, форм и методов работы, установление критериев достижения результатов;
  • организация деятельности студентов;
  • оценка уровня сформированности личностных компетенций в процессе воспитательного воздействия, анализ и коррекция результатов работы.

Проектирование процесса формирования и развития личностных компетенций строится с учётом возрастных и социально-психологических особенностей, интересов и возможностей студентов, профессиональной направленности образования. Так, перед классными руководителями первокурсников ставится цель – создать условия для успешной адаптации студентов в колледже. Определяются задачи для её достижения: изучение интересов, способностей обучающихся; включение их в разнообразные виды деятельности, направленные на формирование личностных компетенций; формирование представлений об избранной специальности; помощь в освоении навыков организации учебного труда; формирование коллектива группы; организация студенческого самоуправления.

Педагог-менеджер совместно с педагогом-психологом проводит диагностику целей и мотивов получения профессии, интересов и способностей студентов, ценностных установок личности, определяет критерии сформированности личностных компетенций, оценочные показатели. А самостоятельно он составляет номенклатуру компетенций, которые необходимо развивать у студентов группы. Делается это, исходя из уровня воспитанности и готовности обучающихся к освоению профессиональных знаний. Классный руководитель корректирует содержательную основу воспитательного воздействия, выбор форм и методов работы с молодыми людьми. При этом предпочтение отдаётся активным инновационным формам и методам, таким как коллективное творческое дело, деловые и ролевые игры, тренинги, соревнования, практические занятия. Организация работы с группой строится через установление субъект-субъектных отношений.

Педагоги-менеджеры колледжа разработали и проводят классные часы «Знакомство», «Каким я представляю специалиста XXI века», готовят группы к участию в различных мероприятиях, среди которых спартакиада на приз первокурсника, олимпийский бал, выпускной вечер.

Опыт показывает, путем включения студентов в активную деятельность можно выявить их способности, интересы, личностные качества, ценностно-смысловые установки, сформировать ответственность, инициативность, организованность. В период подготовки классных часов работа во временных творческих группах, созданных по принципу личных интересов, даёт студентам возможность реализовать личностный потенциал, проявить самостоятельность, провести самооценку результатов деятельности. Помимо этого, формируются коммуникативные навыки, толерантное сознание и поведение, появляются навыки работы в команде. Каждый получает опыт работы в роли организатора или исполнителя творческого дела, несёт персональную ответственность за порученный участок работы.

Итоги общественной активности подводятся на ежемесячных заседаниях актива группы. В колледже разработана система морального и материального поощрения достойных. Портфолио и вводимая система общественной сертификации служат студентам выпускных групп основой для подготовки содержательного резюме, которым можно заинтересовать потенциальных работодателей.

Процесс формирования личностных компетенций анализируется. Это способствует проектированию воспитательного воздействия через моделирование деятельности в различных жизненно важных сферах: самостоятельном поиске работы, успешной адаптации в трудовом коллективе, проявлении гражданско-патриотической, социальной активности, семейной жизни, культурно-бытовой сфере, выборе образа жизни.

В колледже накоплен богатый опыт профессиональной, личностной, творческой самореализации обучающихся путем участия в конкурсах профессионального мастерства, работе студенческих объединений, секций, кружков профессиональной и художественной направленности, в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Но стоит заметить: успешность работы педагога-менеджера эффективна только при расширении среды воспитания, включения в нее специалистов культурных, административных организаций, общественных деятелей, родительского сообщества – всех, кто может предоставить новые возможности для реализации личностного потенциала молодёжи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: хабаровский край, СПО, комсомольский-на-амуре строительный колледж, личный опыт, ао-63

Похожие материалы:
Опорное учреждение краевой стажировочной площадки
Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя
Когда найти работу сложно
Растут и качество, и мастерство
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
Курс на формирование компетенций
Через тернии – к звёздам
В рамках образовательного стандарта
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Формирование компетентности молодого специалиста

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#111Задачи «на вырост»
#108Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#110Лидер профессионального образования Владимирской области
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ