Подготовка мастеров производственного обученияВ статье Г. Н. Жукова рассказывается о достижениях и проблемах образовательных учреждений среднего звена Кемеровской области. В качестве основной стратегии СПО автор предлагает реализацию идеи опережающего профессионального образования. Просмотров: 3535
Опережающая подготовка будущих мастеров производственного обучения
В решении проблем экономики роль средних специальных учебных заведений достаточно значима. В структуре кадрового потенциала различных отраслей экономики выпускники училищ, техникумов и колледжей составляют от 40% до 80% занятого населения. Задача сегодняшнего дня – укрепить их положение на рынке труда, то есть не просто дать некоторую сумму знаний и умений, а сформировать определенные компетенции. А для решения такой задачи нужны новые методологические подходы и соответствующие им принципы и технологии профессиональной подготовки. Если говорить о методологии, сегодня специалисты все чаще склоняются к интегрированному подходу, когда можно влиять на достижение целей образования в комплексе. В основополагающих документах, таких как «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года» и др. выдвигается идея опережающего образования. Она состоит в том, что образовательные учреждения должны смотреть в завтрашний день, работать на будущее и снабжать выпускников таким набором компетенций, который опережает текущие потребности бизнеса и экономики. В условиях кризиса реализация данной идеи имеет особое значение. Стратегия опережающего профессионального обучения направлена на расширение целей и задач, традиционно решаемых конкретным учебным заведением за счет введения в модель выпускника новых знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы в условиях рынка. Система опережающей профессиональной подготовки формируется на основе учета внешних факторов (политических, экономических, социально-культурных, демографических), прогнозов экономического развития и потребностей рынка труда, социального заказа государства и требований работодателя. Целями опережающей профессиональной подготовки являются рост качества образования и повышение конкурентоспособности специалистов. А достигаются они в ходе реализации таких составляющих образовательного процесса, как управление подготовкой, содержание подготовки, педагогические кадры, учебно-материальная база, научно-методическое обеспечение и технологии. Существующие модели и системы опережающей подготовки, как правило, ориентированы на изменение содержания и технологии подготовки. Основу для такого подхода заложили исследователи П.М. Новиков и В.М. Зуев, которые определили опережающее профессиональное образование как «системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирование инновационного, преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящий такой же характер деятельности человека». На наш взгляд, выделенные авторитетными авторами составляющие педагогической системы, содержание и технологии обучения должны быть дополнены и другими, такими, как управление, педагогические кадры, учебно-материальная база, научнометодическое обеспечение и т. д. Тогда опережающее профессиональное образование можно определить как системообразующее свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии всех компонентов педагогической системы, построенных на основе инновационных процессов и направленных на личностное, профессиональное и социальное развитие будущего специалиста, формирование его готовности к профессиональной деятельности в условиях рынка труда. Реализовать цели опережающей профессиональной подготовки можно с помощью инновационных проектов, а также используя новые организационно-правовые формы и расширяя и совершенствуя наработанный опыт. Управление подготовкой. В этом направлении достижению целей опережающей подготовки служат система менеджмента качества, социальное партнерство, прикладной бакалавриат, информатизация, конкурсы, непрерывное образование, работа в режиме автономного учреждения, внебюджетная деятельность, открытие рыночных специальностей, ресурсных центров, организация сетевых и кластерных структур. Содержание подготовки. Сюда должны быть включены новые знния, умения и навыки, формирование компетенций, социально и профессионально важных личностных качеств, психофизиологических свойств, навыков предпринимательства и поведения на рынке труда. Педагогические кадры. На результат работают такие формы, как систематическое повышение квалификации, стажировка, профессионально-педагогическое образование персонала, научно-исследовательская работа. Учебно-материальная база. Приоритет имеют компьютеризация и информатизация, мультимедийные средства, интерактивные средства, современное оборудование лабораторий и учебно-производственных мастерских. Научно-методическое обеспечение. Основу этого направления составляют опытно-экспериментальная работа, учебно-методическое обеспечение, профессиональные конкурсы, инновационная деятельность. Технология. Здесь важную роль играет использование современных педагогических, отраслевых, информационных технологий, дистанционного обучения, организация учебных фирм.
Система опережающей подготовки мастеров производственного обучения на базе Кемеровского государственного профессионально- Во-первых, это модель будущего мастера производственного обучения, которая постоянно совершенствуется. Кроме традиционных составляющих, она включает ключевые компетенции, социально и профессионально важные личностные качества, знания и умения, востребованные на рынке труда.
Во-вторых, в 1992 году на базе колледжа создана система непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области, включающая кроме нашего учебного заведения профессиональные училища и филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в Кемерово. В ней прошли обучение около 40% мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, работающих сегодня в системе профессионального образования Кузбасса. Благодаря деятельности
В-третьих, в 2007 году в колледже внедрена система менеджмента качества, соответствующая критериям международной организации по сертификации (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). А в ноябре 2009 года успешно пройден ресертификационный аудит на ее соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. За комплект документов по внедрению СМК в образовательных учреждениях среднего Далее: на базе колледжа работают федеральная и региональная экспериментальные площадки. На первой разрабатывается модель практикоориентированного бакалавриата в федеральных образовательных учреждениях СПО, на второй – информационная культура мастера производственного обучения. Успешно реализуется Концепция информатизации колледжа. Создано восемь компьютерных классов (20 компьютеров на 100 студентов). В 2008 году колледж выиграл грант Федерального агентства по образованию, в результате чего воплощается в жизнь проект «Электронная библиотека». Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. На занятиях используются интерактивные доски, мультимедийные средства, электронные проекторы и т.п. В 2009 году студенты заняли третье место на Всероссийской олимпиаде по информатике в Уфе и первое место на Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества в Твери. Участие студентов в мероприятиях подобного рода – важная часть опережающей подготовки. Но соревноваться должны и педагоги, причем лучше, когда конкурсы или олимпиады организуются на собственной базе, потому что тогда всем приходится больше работать над собой, проявлять творчество и оригинальность. Доказательством служит конкурс будущих мастеров производственного обучения: сначала межрегиональный, а затем Всероссийский, который проводился в нашем учебном заведении уже пять раз. В 2009 году за его подготовку колледж награжден золотой медалью на Международном форуме трансфера технологий «Инновационная экономика». Приведенные примеры – это отдельные инновационные проекты, реализуемые в рамках педагогической системы опережающей профессиональной подготовки мастеров производственного обучения. Но совершенствовать необходимо все ее компоненты. Только такой путь приведет к достижению стратегической цели – подготовке конкурентоспособного специалиста. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|