Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Движущая сила реформы – качество

Модернизацию высшего образования в Республике Дагестан следует проводить не посредством слияния существующих государственных вузов, а посредством ужесточения требований к качеству подготовки специалистов и создание условий для качественной образовательной деятельности.

Просмотров: 1514
Т.А. ИСМАИЛОВ, председатель Совета ректоров вузов Республики Дагестан, ректор Дагестанского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Современная экономика, требует подпитки новыми концептуальными подходами, реализация которых обеспечит ее эффективное развитие. Одним из них должна стать инновационная деятельность: как в рамках территорий, так и отраслей. Базой для нее в большей мере является система высшей школы, играющая роль моста, соединяющего науку и производство. Для создания инновационной экономики необходимы специалисты высокого уровня, знающие современные технологии, обладающие рыночным мышлением и конкурентоспособные на международном уровне. Отсюда следует, во-первых, что современное общество нуждается в новой системе инновационного обучения, ориентированной на будущее, основанной на новых социокультурных принципах и моделях обучения, способствующей формированию современной культуры мышления и действия. Во-вторых, в нашей стране необходимо создать условия, при которых вузы смогут выдерживать усиливающуюся международную конкуренцию. И, наконец, целесообразно сократить неперспективные образовательные учреждения высшего звена и многочисленные искусственно созданные филиалы.

Опыт работы показывает, что вектор модернизации высшего образования в Республике Дагестан следует направить не на слияние существующих государственных вузов с последующим уменьшением количества обучаемых, а на ужесточение требований к качеству подготовки специалистов и создание условий для организации качественной образовательной деятельности. Необходимо понимать: сложившая система образования не разрешает возникающих противоречий, связанных с новыми условиями развития и потребностями дагестанского сообщества. И проблемы заключаются не столько в финансировании, сколько в целях, содержании и способах организации образования, которые требуется откорректировать. Кроме того, следует создать принципиально новое технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, формируя иную профессионально-педагогическую культуру. Только тогда существующая ныне система ВПО сможет ответить на вызов времени и стать ресурсом развития Дагестана и страны в целом.

В республике необходимо выработать единую политику развития вузов и подготовить проект федеральной целевой инвестиционной программы развития системы высшего образования. В рамках такой программы следует, на мой взгляд, создать эффективный механизм горизонтальной интеграции вузов на уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов, а также межвузовскую инфраструктуру по выработке и реализации корпоративных предложений, направленных на совершенствование системы высшего образования. При этом нужно исходить из понимания, что само занятие образовательной деятельностью предполагает определенную ответственность перед обществом и государством, и учреждения ВПО должны быть заинтересованы в выработке единой политики, одобренной общественностью не только нашей республики, но и всего региона.

Качество – основной показатель, за который идет борьба в сфере модернизации. Именно он послужит главным аргументом в отборе, который ждёт вузы в ближайшем будущем. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разрабатывает новую модель требований к вузам относительно их государственной аккредитации: работающую, прежде всего, против тех высших учебных заведений, которые фактически занимаются выдачей «корочек», а знаний не дают. Учреждения ВПО, не обеспечивающие реальные условия для обучения и развития молодого человека должны прекратить свою деятельность, поэтому перед вузами республики стоит задача – существенно улучшить условия и качество подготовки специалистов. На мой взгляд, следует предпринять все меры, чтобы сохранить государственные вузы, находящиеся на территории Дагестана, так как в свое время они были целенаправленно созданы для обеспечения предприятий и организаций необходимыми работниками и сегодня продолжают выполнять эту задачу. Аграрная республика не может развиваться без специалистов сельского хозяйства. Для устойчивого развития экономики необходимы инженеры. Дагестан занимает не лучшие позиции в стране по обеспеченности населения врачами и учителями. Более того, к настоящему времени потребности экономики и социальной сферы возросли и количественно, и качественно.

Совет ректоров вузов делает многое для модернизации образования. На заседаниях остро обсуждаются различные аспекты качества подготовки специалистов, организации учебного, научного и воспитательного процессов в вузах. Правительство республики совместно с советом ректоров запланировало комплексную проверку деятельности филиалов, которая состоится в ближайшее время. При всех возникающих проблемах мы понимаем, что в мировом масштабе в сфере образования происходит технологическая революция. Не успеть – значит отстать, отстать – значит выпасть из системы. В связи с этим вузы нацелены на активное внедрение в образовательный и воспитательный процессы инновационных технологий, что особенно актуально в условиях вхождения России в единое европейское образовательное пространство. Отсюда вытекает необходимость подготовки специалистов, обладающих профессионально-личностными компетенциями, гарантирующими молодым людям востребованность как на внутреннем, так и на международном рынке труда. А это, во-первых, требует формирования университетской структуры нового типа, соответствующей современным экономическим, социальным, образовательным и воспитательным целям. Во-вторых, важнейшей целью образования становится воспитание молодёжи. В этом плане вузы осуществляют комплекс мероприятий, ориентированных на формирование духовно богатой личности, а именно такая личность создает основу инновационного потенциала общества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: республика дагестан, дагестанский государственный технический университет, точка зрения, ао-31, качество образования

Похожие материалы:
Организация системы профессиональных квалификаций
СМК как база для динамичного развития вуза
Высшее образование в Дагестане: постоянный мониторинг качества
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Мобилизация инженерной мысли
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества
Проблемы и риски процедур оценивания
Преподаватель глазами студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#106Новый виток развития колледжа
#102Апрельские тезисы ректора юридического вуза
#111Преобразования в профобразовании
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний