Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Качество образования: заметки на полях

Чтобы целенаправленно и системно влиять на качество, необходимо это качество превратить в количество, то есть в измеряемые показатели, убежден ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский. О качестве, его показателях и путях повышения читайте в статье.

Просмотров: 4117
Андрей Владленович БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, ректор Тверского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор

Цель – генерировать инновационное развитие

Тверской государственный университет (ТвГУ) является центром образования, науки, инноваций и культуры, обеспечивая функционирование и развитие экономики, энергетики, экологии, рационального природопользования, а также основных видов жизнеобеспечения Верхневолжья. В вузе учится 40 процентов студентов и работает 60 процентов кандидатов и докторов наук региона. Ученые университета производят 90 процентов регионального научного продукта, измеряемого по наукометрическим показателям публикационной активности и цитирования, индексируемым РИНЦ, Scopus и Web of Science.

В Тверской области в силу историко-географических, климатических, экономических и социокультурных факторов сложился огромный потенциал развития туризма и креативной индустрии, дизайна, полиграфии и издательского дела, экологии и экотуризма, логистики, сферы обслуживания, ИКТ, высокотехнологического и наукоемкого производства. Данные секторы экономики должны развиваться путем создания на территории области малых и средних предприятий. В настоящее время при участии университета создается инфраструктура поддержки их развития, которая включает бизнес-инкубаторы, венчурные и стартап-фонды. В этой связи миссия университета не ограничивается требованием подготовки кадров, адекватных запросам рынка труда, а расширяется до развития способности активно влиять на региональный рынок труда и уметь создавать рабочие места в приоритетных отраслях развития экономики области. Достичь этого можно только путем тесного переплетения и взаимопроникновения образования, науки и инноваций. Именно поэтому модель Тверского государственного университета – региональный инновационный исследовательский университет. Миссия вуза – выступать генератором инновационного развития Верхневолжского региона.

Цепочка «фундаментальная наука – реальная экономика», безусловно, требует обязательного наличия и первого, и второго, но также множества промежуточных деталей, которые и составляют инновационную инфраструктуру. Сам факт наличия инфраструктуры не гарантирует быстрое инновационное развитие, но без нее это развитие невозможно в принципе. Точно так же без фундаментальной науки нечего будет коммерциализировать, а без настоящей наукоемкой промышленности – незачем. А если за всем этим не стоит образование, то не будет ни первого, ни второго, ни третьего. Причем образование качественное, отвечающее потребностям рынка труда, способствующего максимальному раскрытию личностного потенциала и прививающего стремление к обучению в течение всей жизни в условиях быстрых технологических изменений.

Как измерить качество образования?

Чтобы целенаправленно и системно влиять на качество, необходимо это качество превратить в количество, то есть в измеряемые показатели. Что же может являться измерителем качества образования? Сложность состоит в том, что разные заинтересованные стороны под качеством об разования подразумевают совершенно разные вещи. Например, академическое сообщество считает показателем качества уровень знаний, то есть успеваемость, оценки. Студенты под качеством образования понимают добавленную стоимость. Это разница между стоимостью человека на рынке труда (потенциальный заработок до конца жизни) до и после завершения образовательной программы. Работодатель оценивает качество образования выпускника по его вкладу в успех деятельности компании. Государственные органы часто оценивают качество по отдаче на единицу вложений, по сути, понимая под ним эффективность. Есть еще класс оценок по выходным параметрам и характеристикам уровня профессорско-преподавательского состава, которые используются в различных рейтингах: наукометрические индексы выпускников и преподавателей, например индекс Хирша, объем выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, продвижение выпускников по карьерной лестнице и так далее.

Любой менеджер в ответ на вопрос, что такое качество, отошлет к классическим учебникам по квалиметрии, теории управления качеством, где дается простое определение: качество – это степень соответствия норме. Именно так понимается и контролируется качество в промышленности и сфере услуг. Норма качества в высшем (а теперь, с введением ФГОС, и в среднем, и в общем) профессиональном образовании устанавливается образовательными стандартами. Государством введены процедуры проверки степени соответствия этим стандартам в виде процедур аккредитации образовательных программ. Такая система вполне соответствует международной практике.

Есть немало сторонников оценки качества профобразования профессиональным сообществом. Действительно, если целью обучения является подготовка к профессиональной деятельности, то кто, кроме уважаемых и признанных представителей профессии, может лучше оценить качество подготовки? Конечно, никто, только вот как получить эту оценку? Она сама собой не формируется, ее можно построить лишь путем специально организованных опросов представителей профессии со всеми недостатками, присущими опросам. К ним можно отнести сложность обеспечения случайности, независимости и репрезентативности выборок, существенным образом влияющих на точность получаемых оценок. Несмотря на определенные недостатки, такие оценки используются при составлении различных рейтингов вузов. Самым правильным представляется подход, который бы разорвал имеющееся в настоящее время противоречие, когда диплом государственного образца, выданный академическим сообществом, де-юре является допуском к профессии, а профессиональное сообщество в этом никак не участвует. Ясно, что правильнее было бы иначе: академическое сообщество должно судить о достижении академических стандартов, а профессиональное – о достижении профессиональных стандартов. В этом случае сам по себе факт допуска к профессии профессионалами на основе разработанных ими тестов и испытаний, точнее результаты статистической обработки массы таких допусков и «недопусков», мог бы служить критерием качества подготовки конкретным учебным заведением.

Однако пока приходится констатировать, что не столь много профессий готово к подобному подходу. Далеко не все объединены в сообщества, далеко не все из сообществ разработали профессиональные стандарты, на соответствие которым могли бы разрабатываться соответствующие испытания. Такая работа сейчас ведется под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей. Ситуация постепенно меняется к лучшему, но пройдет еще немало времени, прежде чем можно будет оценивать качество профессиональной подготовки заметного количества образовательных программ вузов.

У такого рода оценки есть еще один недостаток. Если развести получение высшего образования и допуск к профессии, то понятие «высшее профессиональное образование» заменяется «высшим образованием». Понятие «высшее образование» шире, чем «высшее профессиональное образование». Высшее образование не всегда ставит целью получение профессии в изучаемой области, а может служить для развития личности, приобретения важных компетенций. Например, изучение экономики, менеджмента, права далеко не всегда предполагает работу в качестве экономиста или юриста, а закладывает компетенции, необходимые для руководителя или предпринимателя в самых различных областях деятельности, просто повышая конкурентоспособность человека на рынке труда. Не говоря уже о том, что сегодня мы учим студентов, которым через несколько лет предстоит заниматься еще просто не придуманными профессиями. А как в этом случае оценивать качество образовательных программ?

«ЕГЭ» для бакалавров

Сегодня высшее образование – по крайней мере, первый его уровень – становится массовым. Таковы потребности современного общества. И это фактор позитивный. Мировая практика показывает, что как только какой-то образовательный уровень становится всеобщим, довольно быстро происходит массовизация следующего, более высокого уровня образования. В этом смысле вскоре можно ожидать массовизации обучения в магистратуре. В известной степени через некоторое время мы столкнемся с ситуацией поступления в магистратуру, близкой к нынешней при поступлении в вуз. Сегодня при поступлении в магистратуру, как когда-то при поступлении в высшее учебное заведение, преобладают вступительные экзамены, разрабатываемые самим вузом. В то же время уже через четыре-пять лет стоит ожидать значительной мобильности свежеиспеченных бакалавров, желающих продолжить обучение в магистратурах других вузов. Хотя бы потому, что магистратура будет далеко не у всех. Иначе говоря, встанет вопрос об оценке качества подготовки бакалавров. Когда речь идет об оценке качества массового образования, то вполне логичным является использование и массовых единообразных критериев, самым простым в реализации которых является унифицированный письменный экзамен. Иначе говоря, абсолютно неизбежной и полезной представляются разработка и последующее введение унифицированного экзамена по разным предметам для желающих поступать в магистратуру. Такой своеобразный «ЕГЭ» для бакалавров. Хорошо зарекомендовавшим себя аналогом является широко признаваемый во многих странах тест по предметам GRE (graduate record exam) subject test, используемый при поступлении в магистратуру. Его, возможно, и следует взять за основу – во всяком случае, в области естественных и физико-математических наук. Это серьезно бы способствовало мобильности наших студентов  внутри страны, а заодно явилось мерилом качества подготовки бакалавров в различных вузах. Ничего принципиально нового, по сравнению со вступительными испытаниями в магистратуру или «кандидатскими» экзаменами, нет, кроме того, что это единый и стандартизованный для всей страны письменный экзамен со всеми его плюсами и минусами. Плюсы, на мой взгляд, существенно перевешивают.

Весьма информативным представляется рейтинг качества приема в российские вузы, рассчитываемый Высшей школой экономики по среднему баллу ЕГЭ зачисленных на образовательную программу. Это показатель популярности вуза и соответствующей образовательной программы. Конечно, кто-то может возразить, что популярность и качество образования – это не одно и то же, но корреляция между ними весьма высока, особенно в долгосрочном плане. Думается, такой рейтинг качества «входного материала», дополненный результатами «выпускных ЕГЭ» типа GRE давал бы вполне реальную картину качества подготовки бакалавров в различных вузах России, вводя при этом и характеристику «добавленной стоимости» образовательной программы.

Кстати, о действующем в настоящее время ЕГЭ. При всех еще имеющихся недостатках самих тестов и процедур обеспечения его несмещенности, он объективно проецирует уровень знаний и способностей к решению задач на единую шкалу и, тем самым, способствует существенному повышению мобильности абитуриентов. Основной проблемой на сегодня можно считать малое число предметов, по которым сдается экзамен конкретным человеком. На мой взгляд, необходимо сделать ЕГЭ обязательным для всех школьников по ВСЕМ предметам. Это исключило бы отсекание возможных образовательных траекторий для выбравших какую-то конкретную комбинацию предметов из соображений, далеких от мыслей о выборе будущей профессии или области знаний для специализации. Также это бы стимулировало школы к повышению уровня преподавания тех предметов, по которым наблюдалось бы измеряемое ЕГЭ статистически значимое отставание. Именно так устроены аналоги экзамена в странах, давно его применяющих: SAT и ACT – в США, шакен – в Японии и других, – они всепредметны.

Катализатор роста качества

Формирование внутривузовской системы менеджмента качества в Тверском государственном университете ведется с конца 80-х – начала 90-х годов. К настоящему времени в вузе сформирована организационная структура системы качества, разработана документация системы качества, введена система оценки качества образования. В качестве базовой модели совершенствования деятельности вуза в области качества определены модель конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и Модель делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

С целью обеспечения качества результатов обучения и осуществления текущего анализа качества усвоения студентами программного материала, оперативного внесения необходимых корректив в содержание и организацию учебного процесса в ТвГУ с 2003 года функционирует рейтинговая технология оценки качества учебной работы студентов. Внешняя оценка уровня подготовки студентов по учебным дисциплинам в области соответствия требованиям государственных образовательных стандартов проводится с 2005 года в рамках регулярного участия в эксперименте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» Национального аккредитационного агентства в сфере образования.

В 2008 году в ТвГУ введена рейтинговая система оценки деятельности факультетов и кафедр, которая является составной частью комплексной системы управления качеством образования в университете. Целью рейтинговой оценки деятельности факультетов и кафедр является выявление соответствия их деятельности общегосударственным требованиям и стимулирование к дальнейшему совершенствованию системы обеспечения качества подготовки выпускников.

В 2010 году в ТвГУ разработано Положение об организации и проведении конкурса по оценке качества основных образовательных программ (ООП). Целью конкурса является активизация и стимулирование руководителей ООП и профессорско-преподавательского состава к поиску современных методов обеспечения качества подготовки выпускников, совершенствования управления качеством образования, повышения эффективности учебного процесса.

В университете создана и эффективно функционирует система мониторинга удовлетворенности основных групп потребителей: работодателей, студентов, персонала вуза.

Внешняя оценка эффективности системы менеджмента качества университета осуществляется по критериям конкурса Рособрнадзора с 2004 года. За это время оценка ТвГУ возросла в 4,5 раза. Университет становился дипломантом и лауреатом конкурса среди образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В 2010 году на Международном конгрессе-выставке «Global Education – образование без границ» вуз был награжден за проект «Формирование и совершенствование системы менеджмента качества Тверского государственного университета».

Кроме того, была проведена очная экспертная оценка деятельности вуза на соответствие критериям модели совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). По результатам экспертизы Тверской государственный университет стал обладателем сертификата Европейского фонда по менеджменту качества о соответствии деятельности уровню «Признанное совершенство» категории «5 звезд».

Вместо субсидирования прошлого лучше заняться инвестированием в будущее. Качество образования является в этом смысле бесспорным приоритетом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Нужно вернуть свободу вузам
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества
Качество образования определяет содержание
ЕГЭ для бакалавров?
Слагаемые качества юридического образования
Мобилизация инженерной мысли
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Технология внедрения профессиональных стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Борис Кац Незарегистрированный пользователь
Вопрос качества образования - один из важнейших в кругу проблем высшей школы. Но - увы - застарелую болезнь термометром не вылечить. Кризис не только назрел, но уж и перезрел... Подробно я попытался написать об этом в статье "Заметки о высшем образовании" - см https://www.facebook.com/groups/Nauchobrazovanie/515991442079858/ и https://vk.com/bkatz?w=wall6219308_1193

2017-12-23 23:11:33 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ