Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ЕГЭ для бакалавров?

Когда встает вопрос об оценке качества массового образования, самым понятным подходом, с точки зрения реализации, является проведение унифицированного письменного экзамена. Именно так в свое время возник ЕГЭ. Бакалаврский уровень высшего образования сегодня в России де-факто стал массовым.

Просмотров: 440

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, ректор Тверского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор

Л.Н. СКАКОВСКАЯ Л.Н. СКАКОВСКАЯ, первый проректор Тверского государственного университета, доктор филологических наук, профессор

Когда встает вопрос об оценке качества массового образования, самым понятным подходом, с точки зрения реализации, является проведение унифицированного письменного экзамена. Именно так в свое время возник ЕГЭ. Бакалаврский уровень высшего образования сегодня в России де-факто стал массовым. Абсолютно неизбежной (и полезной) представляется разработка и последующее введение унифицированного экзамена по разным предметам, своеобразного добровольного «ЕГЭ» для бакалавров. Такой экзамен позволил бы дать каждому решившему в нем участвовать сравнительную оценку индивидуальных достижений, которая, в том числе, могла бы использоваться при поступлении в магистратуру. Различные формы таких экзаменов, их административный вес и технологии проведения обсуждаются уже в течение пяти лет, однако именно в последние два года появился, на наш взгляд, очень разумный практический вариант решения этой задачи – Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), проект НИИ мониторинга качества образования.

​«Для вуза ФИЭБ является элементом внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата и позволяет провести объективный анализ индивидуальных образовательных достижений студентов, а по их ансамблю – и качества реализуемых образовательных программ».

Тверской государственный университет, являясь одним из национальных методических центров в области высшего образования, принял участие в этом проекте. По итогам конкурсного отбора в 2014-2016 годах ТвГУ вошел в число базовых площадок для проведения ФИЭБ. Это позволило с 2014 года проводить внешнюю независимую оценку качества подготовки выпускников бакалавриата, уровня освоения ими образовательных программ, предоставило возможность их добровольной сертификации на соответствие требованиям образовательных стандартов.

ФИЭБ реализуется как добровольная сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС ВО. Актуальность проекта обусловлена внесением изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», который дополнен статьей 95.1 (введена ред. 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ): «Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся».

Для вуза ФИЭБ является элементом внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата и позволяет провести объективный анализ индивидуальных образовательных достижений студентов, а по их ансамблю – и качества реализуемых образовательных программ.

В 2014-2016 годах в ФИЭБ приняли участие 973 студента ТвГУ. С каждым годом растет как количество принимающих участие в экзамене студентов, так и количество направлений, по которым проводится экзамен. Подробнее остановимся на результатах этого года.

Всего 32 студента из 5320 студентов вузов РФ, принявших участие в ФИЭБ в 2016 году, показали лучшие результаты (набрали максимальное количество баллов), из них 4 студента ТвГУ – по трем направлениям подготовки: «Менеджмент», «Психолого-педагогическое образование», «Управление персоналом». При этом 55 студентов ТвГУ показали высокий уровень сформированности всех профессиональных компетенций.

Таблица 1. Распределение сертификатов, полученных представителями Тверского государственного университета по направлениям подготовки (2016)

Распределение сертификатов

Именные сертификаты ФИЭБ, в соответствии с Правилами приема в Тверской государственный университет, засчитываются в качестве индивидуальных достижений при приеме на образовательные программы магистратуры, учитываются при государственной итоговой аттестации бакалавров, а также используются как элемент портфолио при трудоустройстве в качестве подтверждения уровня подготовки выпускника.

По результатам ФИЭБ 2016 года Тверской государственный университет вошел в число первых 10 вузов в рейтинге распределения сертификатов: вуз занял второе место по числу золотых сертификатов среди всех 110 вузов-участников ФИЭБ.

​«Тверской государственный университет вошел в число базовых площадок для проведения ФИЭБ. Это позволило с 2014 года проводить внешнюю независимую оценку качества подготовки выпускников бакалавриата, уровня освоения обучающимися образовательных программ, предоставило возможность добровольной сертификации выпускников бакалавриата на соответ­ствие требованиям образовательных стандартов».

Экзамен позволяет оценить уровень знаний и способности их применения к решению типовых практических задач по единой стандартизованной шкале, сопоставить уровень подготовки по определенному направлению с другими вузами, реализующими образовательные программы в аналогичных УГНС. Оценка индивидуальных достижений путем отнесения к первому или второму квартилю всех участвовавших в тесте из большого количества российских вузов дает ориентир как самому студенту, так и университету с точки зрения необходимости корректировки отдельных аспектов образовательных программ, выявляет их слабость по сравнению с другими вузами. Наличие любой возможности количественной сравнительной оценки задает систему координат, в которой можно планировать измеряемые улучшения в методическом, технологическом и содержательном отношении. В принципе, ФИЭБ, при добровольном его принятии большинством ведущих вузов, может стать «ЕГЭ для бакалавров» без административных последствий и «натаскивания» на результат, как это происходит в тех случаях, когда по результатам принимаются административные решения. Наличие признаваемого многими стандартизованного теста позволило бы оценивать качество образовательной программы по вносимой ею добавленной стоимости – разности между входным перцентилем ЕГЭ и выходным перцентилем ФИЭБ обучающихся. Там, где эта добавленная стоимость максимальна, можно утверждать о хорошем качестве образовательной программы. Также может быть достигнуто соглашение между вузами, участвующими в ФИЭБ, о его взаимном признании при поступлении в магистратуры друг друга. Широко известны международный аналог ФИЭБ, так называемый GRE (Graduate Record Examination) subject test по 10 направлениям, и комплексный бакалаврский экзамен GMAT, используемый многими англоязычными университетами как общепринятый стандартный тест, учитываемый при поступлении в магистратуру.

​«В принципе, ФИЭБ, при добровольном его принятии большинством ведущих вузов, может стать «ЕГЭ для бакалавров» без административных последствий и «натаскивания» на результат, как это происходит в тех случаях, когда по результатам принимаются административные решения».

Основным недостатком ФИЭБ являются используемые тестовые задания. В современных условиях, когда ФГОС ВО устанавливают требования к сформированным у выпускника компетенциям и оставляют на усмотрение вузов разработку фондов оценочных средств для определения степени их достижения, очень трудно сформулировать тестовые задания, являющиеся «общим знаменателем» индивидуальных оценочных средств различных вузов. Более того, стремление к созданию такого единого для направления фонда уничтожило бы профильное многообразие образовательных программ, ориентированных на конкретные условия региональных рынков труда.

Необходимость сопряжения образовательных стандартов с профессиональными, установленная законом «Об образовании в Российской Федерации» в тех случаях, когда образовательная программа ведет к конкретной профессии или группе профессий, требует отражения в тестовых заданиях. Наилучшим вариантом представляется тот, при котором разработкой таких оценочных средств займутся федеральные учебно-методические объединения в сфере высшего образования по УГСН (ФУМО). Экспертные сообщества вузов ФУМО смогли бы или разработать единые для всей укрупнённой группы тестовые задания, оценивающие уровни достижения для универсальных и общепрофессиональных компетенций, сформулированных результатов обучения, являющихся общими для конкретной укрупнённой группы направлений и специальностей. Очевидно, что поручение разработки таких оценочных средств или, по крайней мере, согласование уже разработанных заданий с ФУМО значительно бы повысило как статус ФИЭБ, так и количество вузов, использующих такой экзамен в качестве внешней оценки качества обучения в рамках основных профессиональных образовательных программ.

Цифры и факты

• В декабре 2015 года Тверской государственный университет отметил 145-летие со дня основания.

Сегодня ТвГУ – крупнейший научно-образовательный и культурный комплекс в регионе, один из ведущих классических университетов России, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов в области физико-математических, естественных, гуманитарных, социальных наук, образования и педагогики, экономики и управления.

• Система качества подготовки выпускников ТвГУ – одна из лучших в России.

В 2011 году вуз прошел сертификацию в Торгово-промышленной палате РФ, подтвердив гарантированный уровень подготовки студентов, повышения квалификации и предоставления образовательных услуг, в 2015 году – ресертификационный контроль системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

По результатам внешней экспертной оценки в рамках всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» в 2015 году в число лучших вошли 19 программ ТвГУ. Сегодня университет является обладателем сертификата Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) о соответствии деятельности уровню «Признанное совершенство» категории «5 звезд».

По данным мониторинга Минобрнауки РФ, средний размер зарплаты выпускников ТвГУ является самым высоким среди тверских вузов и составляет 28,1 тыс. рублей.

• ТвГУ – первый инновационный вуз в регионе.

Университет является генератором инновационного развития региона. Входит в список ведущих российских вузов – победителей национального конкурса программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего образования. Уделяя много внимания внедрению современных разработок и технологий в ключевые отрасли промышленности, развивая контакты с бизнес-сообществом, государственными и общественными структурами, вносит достойный вклад в инновационное развитие региона.

• Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников ТвГУ признан одним из лучших в России.

В вузе эффективно функционирует система адаптации к рынку труда и содействия трудоустройству студентов и выпускников. По результатам мониторинга центров содействия трудоустройству выпускников за 2014-2015 учебный год, Региональный центр содействия трудо­устройству выпускников ТвГУ занял третье место и вош­ел в тройку лучших по всей России.

• ТвГУ – в числе 500 лучших университетов мира и 100 лучших вузов России.

В 2015 году вуз вошел в топ-500 рейтинга ведущих университетов мира GWC Worldwide Professional University Rankings. ТвГУ значится в числе 50 лучших вузов России в номинации VII Национального рейтинга университетов по итогам 2015-2016 учебного года. Также вошел в первую сотню рейтинга высших учебных заведений России ARES-2016, составляемого Европейской научно-промышленной палатой.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
ТвГУ: факторы развития инновационной инфраструктуры
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
ФИЭБ: новые возможности
Прямая оценка качества подготовки
Качество образования: заметки на полях
Кто кого: Россия в Болонском процессе (Продолжение)
Актуальные вопросы качества высшего образования
Кто кого: Россия в Болонском процессе
Технология внедрения профессиональных стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ