Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Актуальные вопросы качества высшего образования

Качество юридического образования – комплексная характеристика, которая зависит от многих факторов, в том числе от состояния системы образования страны в целом, от его постоянного реформирования, а также от системы организации подготовки юридических кадров в условиях осуществления правовых реформ текущего периода.

Просмотров: 2400

Общественное признание

Т.И. КОЗЛОВА, ректор Института правоведения и предпринимательства (г. Санкт-Петербург), кандидат юридических наук, профессор

В Институте правоведения и предпринимательства общественной оценке с первых лет работы уделяется особое внимание. Деятельность вуза, прежде всего, оценивают потребители образовательных услуг, для чего проводится стопроцентное анонимное анкетирование выпускников. Результаты опроса детально анализируются и принимаются необходимые меры.

Формой общественного признания являются отзывы работодателей, поступающие в институт после прохождения студентами практики и вместе с приглашениями выпускников на работу в суды, прокуратуру, органы юстиции, УВД, другие различные организации и предприятия.

О высокой общественной оценке свидетельствуют успехи вуза в конкурсах. Институт правоведения и предпринимательства является обладателем «Золотого знака качества» и трижды лауреатом премии «Сделано в Санкт-Петербурге» в номинации «За образовательные услуги», пятикратным лауреатом премии Правительства г. Санкт-Петербурга по качеству, обладателем золотой медали «100 лучших вузов России».

Система менеджмента качества института прошла международную экспертизу и сертифицирована по ГОСТ ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008), что также является знаком качества оказываемых услуг для потребителей, дополнительной гарантией надежности и профессиональной компетент­ности.

Институт правоведения и предпринимательства прошел процедуру общественной аккредитации Ассоциации юристов России. Для вуза, готовящего юристов, этот успех особенно ценен. Вместе с тем оценка качества высшего образования до недавнего времени в основном была связана только с государственной аккредитацией. Общественная оценка, конечно, велась, но решение коллегии Рособрнадзора о госаккредитации образовательного учреждения не зависело от того, как общественность оценивает его работу.

Актуальные вопросы

С принятием нового закона об образовании роль и значение общественной оценки существенно меняются. Результаты общественной и профессионально-общественной аккредитации теперь будут рассматриваться при принятии решений о государственной аккредитации.

И тут возникает ряд вопросов. Чем профессионально-общественная аккредитация отличается от общественной? Чьи решения будут рассматриваться при государственной аккредитации? И наконец, что подлежит общественной оценке, и по каким критериям?

Представляется, что ответ на последний вопрос является основным. Если различные проверки производятся по одинаковым параметрам, это не рационально. Например, площади образовательной организации являются показателем, который указывается во всех отчетах. Его оценка служит основанием для выдачи лицензии, учитывается при прохождении государственной аккредитации, при мониторинге эффективности деятельности. И что: опять проверять квадратные метры, опять НИР, опять ППС, опять библиотека?..

Возможно, следует обратить внимание не на количество метров, а на то, что на этих площадях происходит. Удобно ли заниматься в аудиториях? Читают ли студенты и преподаватели книги и журналы, количество и сроки издания которых соответствуют показателям? Проверяя процент ППС, важно понимать, что не только степень, звание или возраст имеют значение. Гораздо важнее то, с каким интересом происходит общение преподавателей и студентов. Направлена ли воспитательная и внеучебная работа на будущий профессиональный успех выпускника? К сожалению, ныне это невостребованный показатель.

Представляется, что профессионально-общественная аккредитация больше должна затрагивать оценку не столько образовательной организации, сколько её выпускников. Востребованы ли они на рынке труда? И это главный, по сути, вопрос. В экспертные комиссии должны входить реальные работодатели – юристы, судьи, адвокаты, прокуроры. Тогда выпускники будут проверяться больше с позиций профессиональных, нежели образовательных стандартов.

Возможно, это ближе к профессиональной сертификации. Такой экзамен необходим в качестве допуска к исполнению должностных обязанностей. Например, юрист сдает квалификационный экзамен, если собирается работать в суде. В другом случае это ему или вообще не надо, или, возможно, будет другой экзамен, другой конкурс. При этом юридическое образование может быть получено в «не очень эффективном» вузе, а знания – отличные.

С другой стороны, если профессионально-общественная аккредитация в первую очередь затрагивает оценку организации учебного процесса и условия реализации образовательных программ, то состав экспертной комиссии должен быть ориентирован не столько на работодателей, сколько на педагогическую общественность, которая более компетентна в этих вопросах.

Общественная оценка должна быть направлена на улучшение образовательного процесса. Однако чаще всего она является инструментом принятия мер по лишению, закрытию и иным отрицательным воздействиям, а не инструментом развития. В конкурентной среде это явно заметно, особенно при выделении различных грантов, мониторинге эффективности вузов, рассмотрении конкурсных заявок на распределение КЦП и, наконец, при государственной аккредитации.

Следует обратить особое внимание и на то, что стихийно появившиеся независимые общественные аккредитационные организации сами нуждаются в аккредитации в профессиональном сообществе, в том числе международном. Считать их независимыми часто затруднительно, так как многие общественные организации созданы при государственных структурах или имеют в составе государственных служащих.

Общественные организации еще не включены в реестр, из которого можно было бы выбирать. Отсутствие выбора сопряжено с установлением высоких цен за проведение работ по профессионально-общественной аккредитации. Возникают вопросы: кто оплатил и сколько, нет ли при проведении экспертизы каких-либо коммерческих целей.

Качество юридического образования

Процесс проведения общественной, профессионально-общественной аккредитации достаточно обстоятельно регламентирован и широко применяется как инструмент контроля качества подготовки юристов. Общественную аккредитацию юридических вузов в основном проводят Ассоциация юристов России, Ассоциация юридического образования и Ассоциация юридических вузов. Им по праву принадлежит профессиональное преимущество в проведении общественной аккредитации в сфере юридического образования.

В Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина осуществляется работа над проектом создания к 2015 году общероссийской системы оценки и сертификации квалификации юридических кадров. Предполагается, что во всех федеральных округах будут созданы специальные центры. Необходима подготовка экспертов и разработка оценочных процедур (компьютерное тестирование в режиме on-line и решение юридических казусов). Разрабатываемая система может быть широко использована при трудоустройстве и общественной аккредитации.

Почему юридическое образование требует особого внимания к качеству? Не только потому, что на него особое внимание обращает руководство страны. И не только потому, что оно остается самым востребованным, несмотря на призывы к закрытию и меры по сокращению профильных вузов и юридических факультетов. С правовыми вопросами сталкивается каждый. На наш взгляд, причина в том, что именно юридическое образование решает государственную задачу повышения уровня правосознания населения, развития права и правоприменения. От профессионализма юристов зачастую зависит судьба не только юридического или физического лица, но иногда и всей страны.

Качество юридического образования – комплексная характеристика, которая зависит от многих факторов, в том числе от состояния системы образования страны в целом, от его постоянного реформирования, а также от системы организации подготовки юридических кадров в условиях осуществления правовых реформ текущего периода.

О каких проблемах, связанных с качеством юридического образования, чаще всего говорят?

  • Очень много юристов выпускают вузы. Количество профильных вузов и юридических факультетов требуется сократить, привести к какой-то норме, но к какой – никто не знает. Если же провести трудоемкое исследование, может оказаться, что для реформирования судебной, правоохранительной и других систем, наоборот, специалистов явно недостаточно.
  • Профильных вузов сравнительно немного. Больше юридических факультетов, которые открыты в непрофильных вузах. Скажем, такие факультеты имеют педагогические вузы, в дипломах которых пишут квалификацию «юрист», а не педагог. Но в школах нет «Основ права», и где же работать по специальности? Аналогичная ситуация с юристами, окончившими медицинский или сельскохозяйственный вузы. Все они будут претендовать на юридические должности без ограничений.

Выход из ситуации не только в сокращении количества для поднятия качества. Если качество образования ниже требований ФГОС, то его надо привести к норме. Отдельный вопрос, который решить не так легко: как сделать, чтобы выпускник обладал профессиональными компетенциями, и как проверить, что он ими обладает?

Именно во ФГОС заложены основы создания качественных образовательных программ и критерии их объективной оценки. К сожалению, профессиональные стандарты пока необходимых изменений не претерпели, а ФГОС по юриспруденции периодически корректируются, что, естественно, не способствует повышению качества подготовки специалистов.

Повышению качества подготовки юристов во многом могла бы способствовать активная деятельность УМО по юридическому образованию вузов России. Экспертная оценка учебников, учебных пособий и других материалов, используемых в образовательном процессе, могла бы проводиться при лицензировании, государственной и профессионально-общественной аккредитации, а также при осуществлении Рособрнадзором государственного контроля качества.

Плановые и внеплановые проверки проводятся достаточно часто, но при этом редко проверяется учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации образовательных программ. Заключение УМО в данном случае было бы весьма полезно. Более того, не дожидаясь какой-либо внешней проверки, вуз мог бы сам направить свои материалы в УМО. Кстати, при составлении методического обеспечения учебного процесса можно было бы воспользоваться рекомендациями и методическими указаниями УМО (ранее их именовали типовыми, примерными). Особый интерес такие профильные рекомендации приобретают в период реформ, когда возникает множество вопросов, от компетентного решения которых зависит качество образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: юридическое образование, Институт правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург), качество образования, точка зрения, ао-71

Похожие материалы:
Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности
Движущая сила реформы – качество
Слагаемые качества юридического образования
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Повышение качества транспортного образования
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
Юристов много, достаточно ли компетенций?
ДПО: независимая оценка и признание качества
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#109Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#106Дайджест № 106 «Аккредитация в образовании»
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство