Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Роль университетских комплексов Росжелдора

Многогранен вопрос концептуальных подходов, способных обеспечить активное участие университетских образовательных комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) в реализации госполитики по развитию научной инфраструктуры и формированию сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе.

Просмотров: 77

Время, вперёд!

Университетские образовательные комплексы Росжелдора должны обеспечить формирование сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе

КОЛЕСНИКОВ Владимир Иванович – президент Ростовского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук.
Родился в Ростове-на-Дону в 1941 году. Окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета. В 1966-1969 годах работал инженером НИИ автоматизации. С 1970 года до настоящего времени трудится в Ростовском государственном университете путей сообщения, где прошел путь от ассистента кафедры физики до ректора и президента вуза.
Широко известен в России и за рубежом как ученый в области технологии, физики и механики металлополимерных композиционных трибосистем. Под его руководством в РГУПС создана научная школа трибологов, успешно взаимодействующая с российскими и зарубежными научными центрами. Автор более 600 научных трудов. Профессор, академик РАН.
Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования. Награжден орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Женат, двое детей.

Многогранен вопрос концептуальных подходов, способных обеспечить активное участие университетских образовательных комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) в реализации госполитики по развитию научной инфраструктуры и формированию сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе. Безусловно, он должен рассматриваться только в контексте проблем и задач, стоящих в целом перед страной. Речь идет о необходимости создания эффективной национальной инновационной системы, развитии институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Решение сложной и масштабной задачи – в условиях жесткого ограничения ресурсов и времени, санкционной политики Запада – целесообразно осуществлять программными методами. Сосредоточим внимание на некоторых конкретных предложениях.

Первое – необходимость концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития железнодорожной техники и технологий. Следует четко определить приоритеты, расширить проектное финансирование научных исследований – причем, перейти от финансирования организаций к финансированию научных проектов, вести разработку крупных долгосрочных научно-технических программ.

Второе – создание на базе вузов научных центров по передовым для них направлениям для концентрации ресурсов и повышения эффективности вузовской науки. Например, в РГУПС действует сильнейшая школа трибологов, есть уникальное оборудование. Разработки ученых вуза (технологии, новые материалы и смазки) внедряются в практику работы железных дорог. Вместе с Минтранспорта РФ, Росжелдором, компанией «Российские железные дороги» («РЖД») РГУПС готов создать научный центр нанотехнологий и новых материалов. Росжелдор к сегодняшнему дню провел большую работу по определению ведущих научных школ в подведомственных вузах, ее результаты могут послужить основой для решения названной задачи.

Третье – интеграция вузов в области научной деятельности. Возможные формы – подготовка кадров высшей квалификации для других вузов согласно заявкам, введение в практику работы распределённых научных школ, не ограниченных территориальными рамками или интересами конкретной организации, на базе нескольких вузов и НИИ. Для реализации этих предложений сегодня, благодаря средствам телекоммуникаций, ресурсам и технологиям сети интернет, созданы хорошие предпосылки.

Особенно важным является объединение потенциала вузов в области научно-лабораторной базы. Сегодня в РГУПС есть уникальное оборудование для исследования строения вещества, в МИИТ работает уникальный по мощности компьютерный комплекс, современные лаборатории имеются также в ряде других железнодорожных вузов. Учитывая высокую стоимость этого оборудования, а также имеющиеся резервы по его использованию, предлагается создать в вузах центры коллективного пользования на базе уникального оборудования, которые будут использоваться на основе межвузовских договоров.

Четвертое – интеграция железнодорожных вузов с отраслевыми НИИ и академическими институтами. Это резерв, который не требует особых вложений, но может дать значительный эффект. Работу можно и нужно вести по таким направлениям, как:

  • формирование базовых кафедр вузов в отраслевых институтах (ранее были филиалы кафедр, сейчас РГУПС ведет работу по созданию полноценных кафедр университета в Ростовском филиале научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте – НИИАС, во Всероссийском научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте электровозостроения – ВЭлНИИ, на Новочеркасском электровозостроительном заводе – НЭВЗ);
  • возрождение отраслевых лабораторий в вузах, которые в прежние времена давали большой эффект, а в нынешних условиях на эти научно-исследовательские подразделения можно возложить, в том числе, решение задач по разработке критических транспортных технологий, финансируя их из бюджетных источников;
  • реализация программ поддержки со стороны бизнеса молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах с привлечением к их работе ведущих ученых вузов, академических и отраслевых НИИ;
  • развитие системы подготовки кадров высшей квалификации для отраслевых НИИ через аспирантуры и докторантуры вузов.

Интеграция с академической наукой предусматривает в первую очередь объединение ресурсов для решения фундаментальных задач. В этом направлении РГУПС развивает и укрепляет сотрудничество с институтами РАН на основе деятельности совместно созданных на базе университета лабораторий – таких как «Трибология и материалы» (с Институтом проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН), «Проблемы техногенной безопасности и трибологической надежности транспортных объектов и систем» (с Институтом машиноведения им. А.А. Благонравова РАН) и других.

Пятое – подготовка специалистов нового формата. Для инновационного развития экономики необходимы четыре ключевых фактора: кадры для инновационной деятельности, идеи, составляющие ее основу и содержание, востребованность инновационных разработок экономикой, инновационная инфраструктура. Необходимо разграничить понятия «научный процесс создания инноваций» и «инновационный процесс» как таковой. Во втором случае речь идет о других инструментах и других принципах и основах, а также совершенно других людях. В связи с этим необходимо решить актуальный вопрос подготовки соответствующих кадров. Современную технику можно приобрести, но специалистов в области инновационного менеджмента необходимо вырастить и воспитать. Уже сегодня следует принять решения по организации подготовки кадров для управления процессами взаимодействия между бизнесом, с одной стороны, и научно-образовательными учреждениями – с другой. При этом бизнес, безусловно, должен принимать участие в формировании требуемых ему образовательных стандартов (через соответствующие учебно-методические организации).

Шестое – формирование необходимой нормативной правовой базы. Условием для обеспечения самодостаточного инновационного развития экономики является осуществление комплекса системных мероприятий, включая законодательное и нормативно-правовое обеспечение, которые должны быть реализованы как на федеральном уровне, так и региональном. Нужны не полумеры, не разрозненные законы, касающиеся локальных проблем, а создание эффективного законодательного поля – на основе актов максимально прямого действия, не допускающих двойного толкования, прозрачных для бизнес-сообщества. Следует ускорить работу по принятию федерального закона об инновационной деятельности. Отсутствие на сегодняшний день правовой базы инновационной деятельности не позволяет выстроить легитимную цепочку условий и форм ее поддержки – в частности, налоговых, таможенных льгот и прочих.

В РГУПС ведется работа по созданию малых предприятий для внедрения разработок вуза. При этом встает ряд правовых проблем.

Во­-первых, узкая правоспособность в осуществлении видов деятельности, поскольку малое предприятие имеет основания осуществлять исключительно внедрение разработок на основе имеющихся у вуза интеллектуальных прав. Однако использовать большой научный потенциал ученых вуза в других видах деятельности, даже связанных с научными направлениями вуза, оно не может. Закон не предусматривает в качестве целей деятельности малого предприятия виды деятельности, сопутствующие внедрению разработок и неразрывно связанные с ним. Например, малое предприятие при РГУПС по внедрению специализированных вагонов­лабораторий – а они внедрены – не может осуществлять сервисную деятельность по их техническому обслуживанию без наличия в уставном капитале интеллектуальных прав именно на этот вид деятельности, то есть на технологию и все используемые при этом устройства и материалы.

Во-­вторых, малое предприятие не может располагаться в помещениях и по адресу вуза, поскольку закон о защите конкуренции запрещает сдавать вузам помещения в аренду или безвозмездное пользование другим юридическим лицам без проведения торгов.

Таким образом, целесообразным представляется принятие подзаконного акта – приказа профильного министерства, конкретизирующего виды деятельности малого предприятия при вузе и предусматривающего право осуществлять деятельность не только по внедрению интеллектуальных разработок, но и неразрывно связанную с ним.

Предлагаем также рассмотреть вопрос о внесении законодательной инициативы, предоставляющей вузам право размещать указанные малые предприятия в своих помещениях без проведения торгов при отсутствии ущерба для образовательного процесса.

Седьмое. При внедрении инновационных разработок необходимо дать стимулы и разработчику, и организации. В частности, перейти на долевое владение правом на интеллектуальную собственность – между заказчиком и исполнителем (сегодня, согласно договорной практике «РЖД», полное право на интеллектуальную собственность имеет заказчик). Внедрение этого предложения в практическую деятельность будет стимулировать заинтересованность в коммерческой реализации разработок и заказчика, и разработчика. Большие возможности здесь открывает и новый закон об образовании, позволяющий вузам создавать малые предприятия для внедрения разработок ученых. Компания «Российские железные дороги» может стать соучредителем таких предприятий. Надеемся на помощь в решении этого вопроса со стороны Росжелдора.

Восьмое – развитие собственной производственной базы. Важное место в цепочке инновационной деятельности занимает процесс материального воплощения – создание экспериментальной научной продукции, опытного образца. Большим подспорьем может служить собственная производственная база. Опыт РГУПС показывает, что вложения в этот элемент инновационной инфраструктуры дают колоссальный выигрыш при выполнении большого объема доводочных работ и кропотливом совершенствовании технологии изготовления. Необходимо сохранять и поддерживать развитие в структуре университетов опытного производства – при любых организационно-правовых формах вузов.

Девятое – инновации в образовании. Их применение в образовательном процессе позволяет повысить уровень подготовки будущих специалистов, активизировать роль научно-исследовательской работы студентов. Имеются в виду как новшества в процессе обучения – например, на основе современных компьютерных технологий, – так и обучение студентов владению новейшими транспортными технологиями и образцами техники. Безусловно, все названное должно быть доступно вузам. Желательно, чтобы компания «РЖД», другие бизнес-структуры предусматривали передачу вузам образцов новой техники и программного обеспечения.

Сегодня, когда нельзя игнорировать влияние фактора санкционной политики, уместным будет также высказать некоторые соображения по проблеме импортозамещения.

Очевидно, что мы находимся в непозволительной зависимости от импорта машин и оборудования. Справедливости ради необходимо отметить – транспортное машиностроение занимает достойные позиции благодаря компании «Российские железные дороги». Как неплохую можно охарактеризовать ситуацию со смазками. Можно говорить и о приличных заделах в области композиционных материалов, нанотехнологий – в системе железнодорожной автоматики и телемеханики.

Однако проблем много: мы закупаем не только некоторые типы подвижного состава, но и комплектующие – дизельные двигатели нового поколения и их компоненты (коленчатые валы, блоки цилиндров), современные тормозные системы, тяговые преобразователи. Необходимо разрабатывать собственную автоматическую систему горочного управления: замедлители, систему горочной автоматической централизации. Это относится и к двухрядным коническим подшипникам, которые сегодня делают шведы и американцы. Помимо технологий и импортных комплектующих, закупается и оборудование, по прошествии времени устаревающее и выходящее из строя.

Механизм решения проблемы указал Президент РФ Владимир Путин на церемонии вручения премий молодым ученым – необходимо обеспечить опережающее научно-техническое развитие. Примером в этом является, в частности, Китай, который на сегодняшний день освоил практически весь ряд электронных компонентов.

Сегодня и нам необходимо переформатировать систему подготовки кадров, в том числе дать значительные преференции талантливым молодым людям, чтобы у них не возникало желание отбывать за границу. Нужно серьезно менять и систему образования, касающуюся повышения квалификации.

Важно обратить пристальное внимание на механизмы финансирования науки. В частности, за образец можно взять грантовую модель, которая получила развитие в компании «Российские железные дороги» в сотрудничестве с Российским фондом фундаментальных исследований. Начиная с 2011 года, проведены три совместных конкурса, ориентированных на фундаментальные исследования в интересах «РЖД», для предоставления государственной поддержки в форме грантов.

Более чем актуальной сегодня является и проблема воспитания молодежи – она приобрела государственный статус. Президент страны подчеркнул: «Сегодня очень важно вернуть молодым людям интерес к культуре и духовным ценностям». Это особенно актуально в условиях, когда Россия вступила в жесточайшую конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках труда и капитала.

На эти вызовы времени отечественные вузы должны дать адекватный ответ – перестроить систему подготовки кадров таким образом, чтобы не только качественно учить своих студентов профессиональному мастерству, но и воспитывать высоконравственных граждан­патриотов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, профиль, транспортное образование, РГУПС, качество образования

Похожие материалы:
Транспортное образование: включить режим опережения
Экспресс-форум: кадры для железнодорожной отрасли
Конкурентные преимущества транспортных университетов
Кызылский автомобильно-дорожный техникум
Волгоградский медицинский университет: траектория развития
УрГУПС - Интегрированный образовательный комплекс
Новая «платформа» транспортного образования
Перспективы развития транспортной науки
X съезд Российского союза ректоров. Итоги
Повышение качества транспортного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#111Особая роль наставничества
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#108Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
#105Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ