Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Конкурентные преимущества транспортных университетов

Несколько лет назад ДВГУПС выдвинул масштабную инициативу – создание Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско­-Тихоокеанского региона. Организация успешно развивается, открывая новые возможности для участников.

Просмотров: 80
ДЫНЬКИН Борис Евгеньевич – ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор, заслуженный энергетик РФ, почетный железнодорожник, президент Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско­Тихоокеанского региона.

Несколько лет назад ДВГУПС выдвинул масштабную инициативу – создание Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско­-Тихоокеанского региона.1 Организация успешно развивается, открывая новые возможности для участников. Объединение усилий образования, науки и производства в сфере транспорта на международном уровне способствует эффективному решению острых вопросов, стоящих перед глобальной экономикой.

Сферы сотрудничества

Среди основных преимуществ сотрудничества в рамках Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско­-Тихоокеанского региона отметим широкие возможности включения вузов в международную деятельность в сфере образования и науки. Вступление в ассоциацию позволяет наладить контакты с новыми зарубежными партнерами, получить доступ к образовательным ресурсам вузов­членов МАТУ АТР, принимать участие в разнообразных мероприятиях.

В ассоциации действует несколько комитетов: по образовательной и научной деятельности, логистике и развитию Евроазиатских транспортных коридоров, высокоскоростному движению, геотехническим исследованиям, энергосбережению и энергоэффективности.

Из сфер сотрудничества вузов особенно стоит выделить международные симпозиумы транспортных университетов Европы и Азии, сетевой университет транспорта и логистики, совместные научные исследования и публикации результатов исследований, профессиональные стажировки, специальные краткосрочные программы и проекты.

Первые два международных симпозиума транспортных университетов Европы и Азии проходили в Республике Корея (г. Сеул) на базе Корейского национального железнодорожного колледжа-университета. Третий – состоялся в Российской Федерации на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск). Четвертый – в КНР (г. Нанкин) на базе Нанкинского института железнодорожных технологий, пятый – в Казахстане (г. Алматы) на базе Казахской академии транспорта и коммуникаций им. Тынышпаева, шестой – в Республике Корея (г. Сеул) на базе Корейского национального университета транспорта, седьмой – в КНР (г. Далянь) на базе Даляньского транспортного университета. Восьмой международный симпозиум транспортных университетов Европы и Азии вновь состоится в КНР (г. Нанкин).

Сетевой университет транспорта и логистики стран АТР функционирует на правах консорциума при равноправном партнер­стве всех вузов и организаций, являющихся членами ассоциации. Направляющую работу и ведение общих дел осуществляет вуз­координатор.

При создании сетевого университета были определены основные цели его деятельности: развитие общего образовательного и научного пространства, создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей, содействие межкультурному диалогу и объединению усилий академических сообществ.

Как главные поставлены задачи подготовки высококвалифицированных специалистов/бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по направлениям транспорта и логистики, организации «включенного обучения» в форме свободной академической мобильности на базе вузов­участников МАТУ АТР, поиска и организации новых форм межвузовского сотрудничества.

Активная работа сетевого университета позволяет более эффективно реализовать модель открытого образования на пространстве стран вузов­участников МАТУ АТР и существенно снизить затраты на образовательные программы, технологии и маркетинг.

Конкурентные преимущества можно усилить за счет большего ассортимента предлагаемых образовательных программ, обеспечения возможности выдачи более одного диплома, повышения качества предлагаемых услуг, выпуска нового поколения специалистов, которые смогут работать на всем евразийском пространстве с его разными культурами и подходами к жизни, повышения собственного рейтинга как наиболее сильного вуза, получения возможности использования материальной базы и библиотечных фондов вузов­-партнеров, печати научных статей и докладов в их специализированных печатных изданиях.

Организация деятельности сетевого университета состоит в следующем. Вузы­-участники сетевого университета предлагают для включения в единый банк данных образовательные программы подготовки специалистов, направляя свои предложения в электронном виде в вуз­координатор. В свою очередь вуз-­координатор осуществляет ведение единого банка данных сетевого университета на сайте МАТУ АТР (http://iastu-ap.org/), занимается своевременным размещением здесь представленных вузами-участниками программ, осуществляет информационную рассылку, оформление и хранение документации, относящейся к деятельности сетевого университета.

Затем вуз-­участник сетевого университета, заинтересованный в реализации совместных образовательных программ, обращается в единый банк данных для выбора программы. Для дальнейшей реализации определенной образовательной программы заинтересованный вуз обращается к партнеру, представляющему данную программу для обсуждения, согласования и открытия совместной образовательной программы. Данные об открытой совместной образовательной программе в рамках сетевого университета передаются вузами-участниками в вуз­-координатор.

На сегодняшний день для совмест­ной реализации в рамках сетевого университета предлагается 16 программ. Из них на базе ДВГУПС открыты магистерские программы по энергетике, IT-технологиям, строительству и экономике, реализуемые на английском языке.

Социальное партнерство

Международная ассоциация транспортных университетов стран Азиатско-­Тихоокеанского региона (МАТУ АТР) была создана в 2009 году на 3-м Международном симпозиуме железнодорожных вузов Европы и Азии (г. Хабаровск, Россия).

Первым президентом ассоциации была избрана ректор Корейского национального железнодорожного колледжа-университета, г­жа Чой Ен Хи. Сегодня она является президентом компании «КОРЕЙЛ». На 4-м Международном симпозиуме железнодорожных вузов и организаций Европы и стран АТР (2011, г. Нанкин, КНР) единогласным решением членов ассоциации президентом был избран ректор ДВГУПС Б.Е. Дынькин, который возглавляет организацию и в настоящее время.

Перед МАТУ АТР поставлены такие важные задачи, как объединение научного и образовательного потенциала вузов, НИИ, производственных предприятий в сфере железнодорожного транспорта стран АТР, создание и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров в сфере железнодорожного транспорта, разработка направлений и проектов сотрудничества в области науки и образования в сфере железнодорожного и других видов транспорта.

С первых дней работы ассоциация активно развивается, привлекая в свои ряды всё больше новых членов. На сегодняшний день Международная ассоциация транспортных университетов стран АТР насчитывает 18 участников из 8 стран: России, Республики Корея, КНР, Австралии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Монголии. География сотрудничества расширяется с каждым годом, что говорит об актуальности задач, которые решаются в рамках МАТУ АТР.

В рамках ассоциации осуществляется тесное сотрудничество не только с университетами, но и транспортными организациями стран­участниц и научно-исследовательскими институтами по реализации краткосрочных программ повышения квалификации для российских и иностранных кадров, по совместным научным исследованиям в сфере транспорта: таким, например, как мультимодальные перевозки, высокоскоростное движение, обеспечение безопасности движения, транспортные коридоры.

К совместной работе за прошедшие три года привлекались и транспортные организации, не вошедшие официально в состав МАТУ АТР.

Например, Республику Корея представляли Корейский железнодорожный научно-исследовательский институт (Korea Railway Research Institute), Международный железнодорожный учебный центр (International Railway Training Center for UIC Asia, IRATCA), Корейский институт транспорта (Korean Transport Institute), Управление железных дорог Кореи (Rail Network Authority), Инженерный центр исследования окружающей среды (Incheon Green Environmental Center), Корейские железные дороги (KORAIL), Совет по аккредитации высшего образования (Korean Council for University Education), министерство земель, транспорта и морских сообщений (Ministry of Land, Transport and Maritime Affairs), Корейская ассоциация железнодорожных организаций (KORASS).

Из организаций Японии были привлечены к совместной работе министерство земель, транспорта и инфраструктуры (Ministry of Land, Transport and Infrastructure of Japan), завод по производству подвижного состава в г. Ниигата (Niitsu Rolling Stock Manufacturing Factory East Japan Railway Company), компания «Восточные железные дороги» (JR East), Японский железнодорожный сервисный технический центр (JARTS), научно-исследовательский железнодорожный институт (Railway Technical Research Institute), Японская перевозочная компания (Japan Freight Railway Co. Ltd.).

Также плодотворным получилось и сотрудничество с организациями КНР: завод­-депо по производству высокоскоростных поездов «CRH» в г. Чанчунь (Changchun Railway Vehicles Co. Ltd.), группа компаний северо-восточных азиатских железных дорог г. Чанчунь, провинции Цзилинь, Ассоциация железных дорог при министерстве железных дорог КНР, г. Пекин.

На сегодняшний день в рамках работы МАТУ АТР ДВГУПС проводит совместное исследование с Корейским национальным университетом транспорта (г. Сеул) по объединению Транскорейской и Транссибирской магистралей. На годовую стажировку в ДВГУПС прибыл корейский профессор. К защите в МИИТ представлена работа аспиранта ДВГУПС из китайского вуза-партнера.

В рамках МАТУ АТР была также организована серия программ повышения квалификации для топ-­менеджеров и сотрудников компании ОАО «РЖД», ректоров транспортных вузов России в Японии. В эпоху глобализации остро встает вопрос о повышении качества во многих отраслях экономики страны, в том числе это касается и транспорта. Указанные программы повышения квалификации позволили специалистам ознакомиться с передовым опытом Японии в сфере транспорта: инфраструктурой, организацией и эксплуатацией железных дорог, скоростным движением, обеспечением безопасности движения на JR и в метро.

Ежегодно в Хабаровской международной летней школе при ДВГУПС собираются сотни студентов из вузов-­партнеров. Для них проводятся различные профессиональные летние школы по строительству, транспортной логистике, инженерной механике, русскому языку и культуре. Например, в 2013 году в летней школе обучались 120 человек из четырех стран Азии – КНР, Японии, Республики Корея и КНДР, в 2014 году – 142 человека. Академическая мобильность студентов и преподавателей непрерывно развивается.

В апреле 2014 года состоялся семинар проректоров по учебной работе вузов Росжелдора на базе Пекинского транспортного университета на тему «Менеджмент образовательного процесса в вузах КНР. Подготовка специалистов для транспортной системы».

О большом интересе к МАТУ АТР говорит и тот факт, что в работе шестого симпозиума принимали участие замминистра образования Республики Корея Сын Иль На, замминистра земель, инфраструктуры и транспорта Хен Ку Е, председатель национального собрания Республики Корея по образованию, спорту и культуре Хак Ен Шин, замминистра транспорта РФ А.С. Цыденов.

На пленарных заседаниях симпозиума рассмотрены очень важные и актуальные вопросы: специализированная исследовательская зона и технологии в транспортной сфере; «умные» транспортные технологии и логистика; национальные транспортные сети – строительство, обслуживание, перспективы развития; транспортные коридоры; подготовка специалистов для транспортной сферы и сотрудничество между транспортными университетами и организациями; текущие проблемы международного транспорт­ного сотрудничества; предложения относительно плана создания глобальной системы транспортной экспертизы.

Сам факт участия в организации, открытии и финансировании 6-го Международного симпозиума представителей власти и бизнеса Республики Корея такого высокого уровня говорит о том, что деятельность Международной ассоциации транспортных университетов стран АТР имеет огромное значение, выходящее далеко за рамки обычного международного образовательного сотрудничества.

Глобальная экономика невозможна без создания транспортных коридоров, развития различных технологий в этой сфере и, конечно, партнерства стран Европы и Азии. Введение новых технологий, в свою очередь, невозможно без постоянного обновления системы образования. Стратегическая цель транспортных вузов – преобразование в современные образовательные организации, в которых обучение тесно связано с развитием как фундаментальной, так и прикладной науки, а научные разработки включены в процесс производства и распространения инноваций.

1 См. статью «Университет как «локомотив» идеи», «АО», № 53, февраль, 2012.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: борис дынькин, ВПО, транспортное образование, ДВГУПС, профиль, ао-75

Похожие материалы:
Новая «платформа» транспортного образования
Первый вуз Чувашии
Источник жизненного вдохновения
ДВГУПС: университет как «локомотив» идеи
Роль университетских комплексов Росжелдора
СГСХА: кадры для сельского хозяйства
Перспективы развития транспортной науки
Синтез светского и религиозного – образования
Обучение с видом на будущее
Транспортное образование: включить режим опережения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
Из журнала
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#103Выборгский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина готовит кадры по стандартам WSR
#107Дайджест № 107 «Аккредитация в образовании»
#106Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ