Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новое педагогическое образование

Система подготовки педагогов в России, переживавшая в последние четыре года попытку достаточно серьезных революционных изменений, на данном этапе своего становления и развития не находится ни в кризисном, ни в посткризисном, ни в каком-то другом подобном состоянии.

31.10.2017
Просмотров: 76

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

От поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений

ФЁДоров Александр ФЁДОРОВ Александр Александрович – ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, доктор философских наук, профессор.

Система подготовки педагогов в России, переживавшая в последние четыре года попытку достаточно серьезных революционных изменений, на данном этапе своего становления и развития1 не находится ни в кризисном, ни в посткризисном, ни в каком-то другом подобном состоянии. Команда проектировщиков Мининского университета, сохраняя ранее выстроенную систему точек зрения и исследуя роль новых смыслов педагогики2, убеждена, что сообщество преподавателей и менеджеров, ответственных за качество и актуальность образовательного процесса, располагает всеми необходимыми идеями и инструментами для выбора оптимального пути для всех, кого мы учим и вместе с кем учимся.

Обострение вызовов

Очевидно, что базисом развития области образования («Образование и педагогические науки») в Российской Федерации является фундаментальная ценность отечественной культуры и русского языка. Это основоположение отечественной системы образования, государственной и общественной идентичности, транслируемых, формирующихся и развивающихся посредством педагогического образования.

Вызовы глобального, национального и локального порядка не только не исчезли, но обострились и по-прежнему требуют незамедлительных решений в горизонте планирования от трех до пяти лет. Пора перестать делить их на внешние и внутренние – это гомогенная многофакторная сеть, отражающая композицию исторического пространства-времени в его конкретной уникальной конфигурации. Она существует в многозадачном режиме, где потребность создания за десять лет новых 6,5 млн. учебных мест для школьников3 неразрывно связана с множеством факторов. Среди них подготовка и ротация необходимого количества учителей; миграционная ситуация, когда в традиционно «русских» районах страны возрастает с каждым годом количество учеников из этнических диаспор (их уже более трети); острая потребность внедрения единой воспитательной программы и актуальной концепции трудового воспитания (в виде возрожденной системы учебно-производственных комплексов с получением «новорабочей» профессии в области IT, социального моделирования, робототехники, экологии или агрокультуры); постоянное совершенствование предметного содержания образовательного процесса и формулирование образовательного результата, отвечающего современному этапу развития национальной государственности и культуры.

Участие в четвертой промышленной революции за прошедшие четыре года из некоторой отдаленной перспективы стало насущной потребностью и всё более склоняет ведущих аналитиков к мысли, что ее основным производственным фактором все-таки будет не капитал, а кадровый потенциал. Это уже приводит к радикальному пересмотру самого понятия «высокая квалификация», приковывает особое внимание к «способности работников к постоянной адаптации и усвоению новых навыков и подходов в разнообразных контекстах»4 и завершит эволюцию высшей школы от «фабрики кадров» и «инкубаторов для молодежи» к кадровому конструктору профессий будущего, «школе инноваторов» и «школе взрослых»5. Словом, бродящий по миру призрак в доспехах инноваций давно перестал быть виртуальным и теперь требует, чтобы для его обуздания, приручения, взросления и воспитания (становления и развития) возникло то, что в склоняемом на все лады форсайте АСИ «Образование-2030» было стыдливо названо «новой педагогикой». Однако о ней там красноречиво ничего не сказано, поскольку никому доподлинно не известно, что это такое.

Условия и пролегомены

Ни в коем случае не претендуя эксплицировать это понятие – «новая педагогика» для взрослеющих людей нового технологического уклада и другого расклада персонального/глобального/регионального, – назовем здесь четыре условия, выполнение которых сейчас будет способствовать становлению нового этапа образовательной системы для учителей:

  • новый дизайн образовательной среды;
  • система поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель»;
  • новое разделение педагогического труда;
  • конвенция поколений (профессиональное воспитание и педагогическое соучастие).

Этот новый этап развития системы образования для учителей – где школа и вуз в процедуре корреляции ФГОС дошкольного, общего и высшего образования и профессиональных стандартов есть элементы целого, а не стороны баррикад – в диалектическом единстве названных четырех условий представим в виде пролегоменов программы, состоящей из трех уровней: фундаментального, стратегического, аксиологического.

I. Фундаментальный уровень.

Главная проблема выпускников школы – нет устойчивого и осознанного баланса возможностей развития. Есть меньшинство: талантливые или конкретно ориентированные на отрасль знаний или (меньше) профессию. Есть большинство: средний уровень межпредметных знаний и отсутствие подт­вержденного сложившегося интереса к определенной отрасли знаний или профессии. Образ выпускника школы, как и выпускника педагогического направления подготовки, сейчас – абстракция, никого ни к чему не обязывающая. На самом деле должны быть реализованы четыре простые вещи:

  • прагматичное и верифицируемое знание предметности (способность применять для создания нового);
  • репрезентируемая картина мира (выпускник не должен бояться ни физики, ни математики, ни истории, ни литературы и обязан знать иностранный язык – в вузе только углубление и профессионализация);
  • способность планировать будущее (построение прагматичного образа будущего – утилитарно-логистическое совмещение своих возможностей, своих желаний и потребностей государства);
  • ответственность за себя и за страну (этот и предыдущий принципы должны стать основой переосмысленной системы воспитательного процесса).

Необходимо фундаментальное изменение. Это изменение имеет целью исключить вход в одну из самых массовых общественно значимых профессий случайных людей, которые ни к чему не стремятся и которые «устремить» никого не могут. Учитель должен получить 5-10-15-летнюю программу персонального профессионального развития, с понятным и доступным социально-экономическим, карьерным и логистическим сопровождением не только на входе, но в течение всей жизни. На фундаментальном уровне изменение сопровождается новым разделением педагогического труда: предметная деятельность – надпредметная деятельность должна осуществляться разными профессионалами, которые порождают кооперационный образовательный эффект.

Немного попреувеличиваем: если кто-то подобное сделает – это будет другая страна. Не сказать, лучше или хуже, но ракеты в ней падать перестанут, и футболисты будут понимать, что такое ответственность перед нацией.

II. Стратегический уровень.

Создание новой системы сопровождения и управления жизненным циклом профессии «учитель». Флагманская цель, которая совпадает с целью проекта Мининского университета в программе модернизации педагогического образования «целевое обучение и контрактное трудоустройст­во» – мы должны регулировать не количество, а качество.

1. Вход в профессию.

Подпрограмма выглядит как переход от целевого приёма к целевому обучению. Но её главная задача – изменение качества учебного процесса. По сути дела, проект «целевое обучение» это интегратор всего того, что делается в программе модернизации: изменение образовательной экосистемы и создание нового дизайна образовательной среды. Важный контрольный этап – отказ от целевых направлений при поступлении и внедрение комплексного экзамена готовности к педагогической деятельности после второго года обучения. Экзамен должен быть важным этапом становления педагога. Он должен быть открытым и общероссийским, но не как ЕГЭ. Для получения хорошего результата необходимо не только что-то выучить, но и продемонстрировать способность создавать социальные практики (образовательно-проектная деятельность с детьми, зафиксированная в конкурсе электронных портфолио). В 2017 году в Мининском университете и на трех пилотных площадках проекта (Алтайский, Уральский и Ульяновский педагогические университеты) такой экзамен будет проведен в качестве эксперимента впервые.

Важный проект программы «Вход», связывающий ее с другими стадиями жизненного цикла профессии, – программы поддержки и сопровождения. Они должны быть трех типов:

  • социально-экономические (с дополнительной стипендией для лиц, заключивших контракты на целевое обучение и трудоустройство после успешной сдачи комплексного экзамена, которая может исчисляться как процент от средней зарплаты в регионе);
  • карьерные (первичная – возможность для лучших выбрать место работы, вторичная – возможность через исполнение целевого контракта и магистратуру в течение семи лет получить высшую категорию);
  • методические (создание персональной программы профессионального развития на срок от пяти до пятнадцати лет и предметно-педагогическое сопровождение вузом молодого специалиста).

2. Закрепление в профессии.

Дело не в том, чтобы довести выпускника педагогического направления до школы, но в том, чтобы «удержать» в школе лучших и мотивировать их к саморазвитию.

Главный проект программы – «Короткая карьерная линия». Подпрограмма «Закрепление», как преемник программы «Вход», направлена на достижение контрактником при выполнении всех условий статуса учителя высшей категории в течение семи лет. Проекты «Поддержка старта» и «Мотивация саморазвития» начинаются с составления персональных карт профессионального развития молодого педагога на срок 2-4-6-12 семестров, разрабатываются персонифицированные меры сопровождения и поддержки, под которые адресно изыскиваются региональные ресурсы. В этом году такой шаг удалось сделать в Нижегородской области при полной поддержке регионального министерства образования для 50 молодых специалистов. Причем их трудоустройство уже осуществлено по групповому принципу (3-7 человек в одну школу), что отвечает намерению формирования «команд изменений» и обеспечивает высокий уровень кооперации в адаптационный период.

3. Зрелость в профессии.

Цель и смысл программы – преодоление «усталости» от профессии, эффективное использование опытных преподавателей, создание стимула и обеспечение возможности к саморазвитию.

Подпрограмма «Зрелость» должна быть связана с двумя существенными изменениями, представляющими собой два масштабных проекта: изменение системы аттестации учителей и новое разделение учительского труда. Первый проект направлен на ликвидацию запретительно-контрольной системы аттестации учителя и создание такой системы, которая поощряет саморазвитие и обеспечивает карьерный рост. Необходим переход на общественно-профессиональную сертификацию в профессии как контроль и поддержка саморазвития.

Проект «Новое разделение учительского труда» ориентирован на разделение трудовых функций предметника, модератора, диагноста-корректировщика, тьютора. Недостаточно ввести некие учительские «ранги», необходимо реальное разделение труда, отвечающего на реальные задачи формирования четвертого технологического уклада и принципиально усложнившиеся условия воспитательной деятельности. В результате возникает новая модель профессионального средового пространства-времени учителя и преподавателя в педагогическом вузе, где выделение трудовых функций преподавателя-ментора, преподавателя-исследователя, преподавателя-проектировщика в условиях управления основной профессиональной образовательной программой становится насущной необходимостью.

4. Выход из профессии.

Главная задача – обеспечить достойную отставку воз­растных педагогов в установленное время при формировании долгосрочной поддержки в формате «педагогического капитала». Отсутствие обеспечения продуманной и доброжелательной логистики ротации рушит, безусловно, весь проект. Модель «педагогического капитала»: проработавший два цикла (18+18 лет) учитель получает при выходе на пенсию выходное пособие, формирующееся независимо от пенсионных накоплений.

III. Аксиологический уровень.

Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения? Разве это все началось не с того, что коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны? Только сейчас в сознании «взрослеющих людей» это звучит несколько иначе – глобальнообщее будущее есть интернет плюс геймификация всей Земли. Что же нужно отобрать у них – интернет, компьютер или электричество?

При этом есть одна постоянная, которая на протяжении всего XX века управляла здравым педагогическим интеллектом в любых условиях, при любом социальном строе и технологическом укладе, продолжает делать это сейчас и будет делать это и дальше. Это соучастие учителя и ученика, в той композиции, когда оно переходит во взаиморавное соучастие обучателя к обучающемуся и обратно ради преодоления непреодолимого разрыва. Оно всегда разное по форме и неожиданное по исполнению, требует многих жизненных сил, но одно и то же в своих результатах – создается конвенция поколений, принимающих экзистентные позиции другого на основе взаимопризнаваемых ценностей, вырабатывающих совместные-совместимые регулятивы и достигающих общих результатов.

Педагог А.С. Макаренко решил в интернате проблему плевания мимо плевательниц (эта, казалось бы, весьма частная, далёкая от инновационных технологических продуктов ситуация 1920-1930 годов на самом деле была серьезнейшим этико-гигиеническим вопросом формирования нового этоса новых социальных страт), заставив самих воспитанников смоделировать в детско-взрослом коллективном творчестве придуманный им ответ – ликвидировать плевательницы. Или еще более решительный пример макаренковской конвенциональной педагогики – практикум по правильному распитию водки советским человеком: водку невозможно запретить, не стоит «жонглировать этикой» и придумывать неработающие этические машины, необходимо заковать его в клетку строгих однозначных логистик и кооперационную сеть ценностей6. Учителя из нижегородской «педагогической повести» (1958)7, уже погрязшие было в универсальной школьной бюрократии и вдруг обнаружившие, что самый простой способ решения нерешаемых воспитательных проблем – это конструирование совместно с ребенком и его родителями того самого «детско-взрослого коллектива», который порушит стены, и закопает рвы между поколениями и социальными ролями, и сделает неизбежным понимание друг друга. Эта неизбежная устремленность к пониманию как со-участию преследует и Котани Фуми, молодую учительницу из японской «педагогической поэмы» Хайтани Кэндзиро в 1974 году. Ради своего нравственного решения – понять ученика, чтобы породить в себе учителя, – она решила вместе с подопечным стать экспертом по разведению мух в школе на окраине мусоросжигательного завода8. И пусть сейчас завершит этот список французский социолог и педагог с сорокалетним стажем Мишель Серр с блестящим эссе «Девочка с пальчик» (2012), обучающийся учению от тех, кого он учит и, как считается, от тех, кто ничему научить не может, – девочек и мальчиков с сотовыми телефонами и игровыми приставками, которые помогли учителю понять, что «эра знания кончилась», а «эра решающих кончается»9.

Неизбежность прекрасного

Именно эта известная и апробированная и в отечественной, и мировой педагогике концепция, названная здесь нами конвенцией поколений, создающая совершенно особенный педагогический этос и абсолютно конкретную фундаментацию эмоционального интеллекта, как раз и лежит в основе того «восхищения», которое испытал Президент России, слушая небольшую группу создавших действительно инновационные научные продукты молодых исследователей, и которое породило в нем педагогическое убеждение в «неизбежности прекрасного будущего»10.

Неизбежность соучастия – как и неизбежность желаемого управляемого будущего – не есть историческая неотвратимость, но является результатом целесообразных, продуманных, логистически выверенных решений по развитию педагогического образования. Подобных тому пути, по которому шла финская школа последние тридцать лет, и итог чего выражен в ясной (этой ясности стоит по-хорошему позавидовать) формуле ответа на вопрос о том, «что делает профессию учителя одной из самых престижных в Финляндии». Это «нравственное призвание», «профессиональная автономия, уважение и доверие»11. Ну, хотелось бы добавить, конечно же, и средняя зарплата в 41 тыс. долларов в год этому не вредит.

Следующий этап становления и развития отечественного педагогического образования во всем его многообразии и культурно-историческом величии обязан привести каждого российского учителя именно к такому «простому, но хорошему ответу» о своей профессии.

Пришла пора осуществить это в нашей стране. Или снова – «ещё нет»?..

СНОСКИ

  1. Термины «становление и развитие» далее в статье будут использоваться как качественное замещение термина «модернизация» ввиду очередного этапа «усталости» в русском историческом пространстве-времени от практик, сопровождающих его конкретно-предметное внедрение в образовательной системе, и столь же очередного разочарования от отсутствия событий, которые должны были бы произойти вследствие и на которые требуются иные временные, трудовые, смысловые и идеологические ресурсы. См., например, несколько консервативное, но выполненное в рамках проектного мышления определение становления и развития как двух парадигм проектирования пограничного бытия человека в мире: Ю.М. Резник. Феноменология человека: бытие возможного. – М., Канон+, 2017. – С. 500-502.
  2. См.: От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015 / сост. В.А. Жидкова, Е.П. Седых, А.В. Чанчина / под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород, Мининский университет, 2015.
  3. http://government.ru/news/25477
  4. Шваб Клаус. Четвертая промышленная революция. М., Эксмо, 2016. – С. 45.
  5. Будущее высшей школы в России: экспертный доклад. Форсайт-исследование – 2030: Аналитический доклад / Под ред. В.С. Ефимова. – М.: ИНФА – М: Красноярск: СФУ, 2016. – С. 80.
  6. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 8. Декабрь 1938 – март 1939 гг. /А.С. Макаренко, сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. – С. 237.
  7. Печерникова, Ирина. Ее любовь. Педагогическая повесть. М.: Горьковское книжное издательство, 1958. – С. 33-43.
  8. Хэйтани, Кэндзиро. Взгляд кролика. М.: Самокат, 2010.
  9. Серр, Мишель. Девочка с пальчик. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – С. 35-39.
  10. http://kremlin.ru/events/president/news/53837
  11. Сальберг, Паси. Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М.: Классика XXI, 2015. – С. 124-125.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: педагогическое образование, нижегородский государственный педагогический университет, ао-92, профиль

Похожие материалы:
В Нижнем Новгороде обсудили вопросы поддержки педагогического образования
Модернизация ДПО как гарантия качества
Кадры для специального (коррекционного) образования
Нестандартный урок, или Учитель, которого ждут
Проект модернизации педагогического образования от Мининского университета
Конкурентоспособное педагогическое образование
Современные вызовы педагогического образования
Модель «Детство» Казанского педагогического колледжа
Итоги регионального конкурса «Инновационные технологии современного образования»
Впервые программы педагогического профиля прошли общественно-профессиональную аккредитацию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#87Региональный инновационный интегратор
#89Инновационная площадка дуального обучения
#90Актуальные направления развития российского образования
#87Направления независимой оценки
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ