Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интегрированная система менеджмента педагогического университета

Престиж вуза определяется не только его способностью готовить конкурентоспособных выпускников, но и методами решения проблем социальной ответственности, деловой этики, уровнем взаимодействия и сотрудничества с обществом. Все это в особой степени касается педагогических вузов.

Просмотров: 438

Главная задача – установление взаимосвязи между руководством и персоналом в рамках реализации стратегических целей вуза


СИМОНОВА Алевтина Александровна – ректор Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук.
Родилась в 1951 году в д. Сатыково Свердловской области. Окончила Свердловский государственный педагогический институт (ныне – УрГПУ), получив специальность учителя физики средней школы. Трудовую биографию начала в школе № 19 г. Каменска-Уральского Свердловской области. Более тридцати лет работает на благо альма-матер, пройдя путь от ассистента кафедры до ректора, профессор. С 2014 года – ректор УрГПУ.
В сферу научных интересов входят теория и практика управления организацией, в том числе управление качеством, инновации в образовании.
Заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник науки и техники РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Председатель общественного совета по независимой оценке качества образования при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Сертифицированный EOQ-менеджер по качеству и EOQ-аудитор систем качества. Аккредитованный эксперт Рособрнадзора.
Семья – муж, дети, внуки.
Кредо жизни: идущий – дойдет.

– Алевтина Александровна, известно, что в УрГПУ разработана и сертифицирована интегрированная система менеджмента. Каковы были побудительные мотивы ее создания?

– Престиж вуза определяется не только его способностью готовить конкурентоспособных выпускников, но и методами решения проблем социальной ответственности, деловой этики, уровнем взаимодействия и сотрудничества с обществом. Все это в особой степени касается педагогических вузов. Качество образования в широком смысле – это основа качества жизни. Как система оно включает качество и человека, и образования, и культуры, и среды обитания (экологии), и социальной, экономической, политической организации общества.

Педагогические вузы неизменно отличались тем, что ориентировали своих выпускников на максимальное выполнение требований общества. Закономерно, что социальная ответственность и для нашего университета является приоритетной. Образование призвано помочь молодым людям осмыслить масштабы глобальных перемен, происходящих в стране и мире, и активно включиться в процессы созидания, позитивных преобразований. Особо следует отметить важность качества высшего педагогического образования в общем формировании качества жизни. От того, кто будет «вести» ребенка в дошкольный и школьный период, кто будет работать с ним на начальных этапах развития, зависит, какая будет сформирована личность.

С целью повышения уровня конкурентоспособности УрГПУ вступил в новый этап развития, характерной особенностью которого является создание интегрированной системы менеджмента (ИСМ). В вузе накоплен большой практический опыт в области управления качеством. По сути, оно давно перешло с экспериментального и инновационного уровней на технологичный. Процессы управления стали воспроизводимыми и предсказуемыми, большинство из них алгоритмизировано. Таким образом, сложились объективные предпосылки для усиления ответственности вуза – следовательно, расширения границ действующей системы менеджмента качества.

ИСМ – это часть системы общего менеджмента университета, отвечающая требованиям трех международных стандартов и функционирующая как единое целое. Мы понимаем интегрированную систему как совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих предоставление качественной образовательной услуги на всех этапах обучения – вплоть до конечного удовлетворения потребностей государства и общества, в том числе выполнения вузом социальной ответственности.

Организационно-методическим фундаментом для формирования ИСМ явилась система менеджмента качества (СМК), которая успешно функционирует в вузе с 2007 года, выдержав уже две ресертификации на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.

Успех внутривузовской СМК во многом обеспечен работой центра менеджмента качества университета, которым с 2003 года руководит Н.Л. Шевелёва – эксперт премии Правительства РФ по качеству.

– Каким международным стандартам отвечает интегрированная система УрГПУ?

– ИСМ создана путем введения требований международных стандартов IQNet SR 10 и BS OHSAS 18001:2007 – систем менеджмента социальной ответственности и охраны здоровья и безопасности труда – во все процессы действующей СМК.

По сути, созданная в университете система – это аддитивная (от лат. additio – прибавление) модель интегрированной системы менеджмента. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в вышеназванных стандартах, в наибольшей мере соответствуют друг другу, а также понятиям и принципам общего менеджмента. В качестве базовых мы рассматриваем следующие принципы менеджмента качества: процессный и системный подходы, лидерство руководителя, вовлечение работников, постоянное улучшение. Их реализация позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс. В свою очередь, выполнение принципов социальной ответственности – отчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон и прав человека в целом, признание верховенства закона, международных норм поведения – позволяет повысить интерес потребителей к вузу.

– Объясните, пожалуйста, выбор именно международного стандарта IQNet SR 10 – системы менеджмента социальной ответственности.

– Качество образования и социальная ответственность перед обществом неразрывно связаны друг с другом. Социальная среда, в которой существует педагогический вуз, предъявляет к нему повышенные требования как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения государственных законов и нормативов, так и комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений и этики осуществления своей деятельности. Выполнить эти требования позволяет эффективная система менеджмента.

Международный стандарт IQNet SR 10 для УрГПУ – система, которая позволяет интегрировать социальную ответственность в стратегию управления университетом. Это легко достигается и совместимо с СМК, базирующейся на стандартах ISO и цикле PDCA (цикл непрерывного улучшения), учитывает потребности всех заинтересованных сторон, способствует продвижению лучших практик управления и этичного и прозрачного поведения.

– Какова роль третьего международного стандарта в ИСМ – системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда?

– Выполнение требований указанного стандарта обеспечивает максимальное достижение главной цели УрГПУ в области охраны здоровья и безопасности труда – реализации конституционного права работников и обучающихся на сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и обучения. Реализация принципов стандарта также запускает процесс «перезагрузки» в отношении самих работников и обучающихся к соблюдению норм охраны труда и безопасности.

Особенность применения данного стандарта в образовательной организации заключается в распространении системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда не только на работников университета, но и на обучающихся. Следует отметить, что УрГПУ – первый российский вуз, сертифицировавший систему менеджмента ОЗиОБТ (системы охраны здоровья и обеспечения безопасности труда) по OHSAS 18001:2007.

Очень важно, что международные стандарты систем менеджмента охраны здоровья и безопасности труда и социальной ответственности перекликаются в части требований к созданию работникам условий для комфортного и безопасного труда и сохранения здоровья.

– Интересно, претерпела ли изменения процессная модель СМК при переходе к интегрированной системе?

– В нашем случае она не изменилась. Особую роль при разработке ИСМ сыграла существующая процессная модель (процессный подход), которая была внедрена еще в 2005 году и спустя два – сертифицирована, отражая реальные процессы, осуществляемые в УрГПУ. Предшествующая модель СМК охватывала всю деятельность университета и включала традиционный в деятельности вуза процесс «Обеспечения безопасности жизнедеятельности» и подпроцесс «Социальной поддержки студентов» в рамках основного – «Воспитательной и внеучебной работы». На начальном этапе создания ИСМ произошло усиление акцента на два названных процесса – они были пересмотрены, заново проведено документирование, определены критерии их оценки и эффективности. Процессы, относящиеся к группе обеспечивающих, стали шире, получив новые названия – «Социальной поддержки работников и обучающихся» и «Управления охраной здоровья и обеспечением безопасности труда».

Кроме того, была поставлена задача для владельцев основных процессов (образовательного, научной, воспитательной работы, дополнительного образования) – выявить требования всех заинтересованных сторон в области социальной ответственности и безопасности труда и охраны здоровья и дать оценку возможности их выполнения. Это было сделано в ходе «входного анализа требований и документов» (см. таблицу 1).

Таблица 1. Входной анализ требований и документов

Увеличить изображение

– На какие дивиденды рассчитывает университет от внедрения и сертификации ИСМ?

– К числу явных достоинств можно отнести обеспечение согласованности и структурированности действий внутри организации, достижение высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности вуза, позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития университета, положительный имидж и высокий статус вуза, приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях, маркетинговые преимущества.

ИСМ способствует устойчивому развитию организации, понимаемому как способность поддерживать долгосрочную стабильность окружающей среды и человеческой деятельности в их экономическом, социальном, организационном и экологическом аспектах.

Главной задачей при создании интегрированной системы менеджмента вуза является установление взаимосвязи между руководством и персоналом в рамках реализации стратегических целей.

– Без сомнения, вашим коллегам, ректорам российских вузов, будет крайне интересна пошаговая «инструкция» построения интегрированной системы менеджмента.

– Основные этапы и шаги по разработке ИСМ с нуля такие же, как и при создании СМК (об этом много и подробно написано). Однако при создании ИСМ на базе действующей СМК есть своя специфика: персоналу уже известно, что такое процессный подход, документированные процедуры, внутренние аудиты.

Каковы же основные шаги?

  1. Издание приказа о разработке и внедрении ИСМ и создании соответствующей рабочей комиссии из числа руководящих работников вуза.
  2. Последовательный анализ стандартов с целью выявления комплекса требований, которые вуз планирует выполнять в рамках ИСМ (выбор стандартов, требованиям которых система будет соответствовать).
  3. Обучение представителей высшего руководства (руководителей основных процессов) по новым стандартам.
  4. Разработка интегрированной политики в области качества и социальной ответственности.
  5. Анализ связей между процессами действующей СМК и процессами, которые необходимо разработать в свете требований новых стандартов (определение потоков документации, информации, ресурсов, объединяющих процессы в систему), внесение изменений в процессную модель СМК.
  6. Обучение (подготовка) команды разработчиков из числа руководителей и работников служб и подразделений, которые в наибольшей степени обеспечивают безопасность труда и выполнение принципов социальной ответственности вуза перед потребителями и заинтересованными сторонами.
  7. Выявление общих требований стандартов к процессам, документации и ресурсам с целью исключения дублирования составляющих ИСМ, определение перечня документов, подлежащих переработке и разрабатываемых вновь.
  8. Разработка новых документов – профессионально-этического кодекса вуза (кодекс корпоративного поведения), руководства по социальной ответственности, положения по охране здоровья и обеспечению безопасности труда – с учетом новых требований к предупреждению рисков.
  9. Выработка силами группы разработчиков ИСМ критериев и показателей социальной ответственности по отдельным направлениям (процессам) деятельности вуза и категориям заинтересованных сторон.
  10. Проведение внутреннего аудита процесса «Социальная ответственность» во всех подразделениях вуза.
  11. Проверка соответствия полученной модели первоначально выявленным требованиям стандартов и устранение обнаруженных несоответствий.
  12. Выход на сертификацию ИСМ.

– Спасибо. В завершение интервью у вас, может быть, будут пожелания коллегам из других вузов?

– Качество педагогического образования как социальная категория определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп, индивидов в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Справедливо оценивая значение системы менеджмента качества в повышении качества образования как стратегического фактора общественного развития, необходимо постоянно и планомерно наращивать потенциал образовательной организации путем развития внутренней системы менеджмента.

Интегрированная система менеджмента – это новая ступень в развитии организации. Уважаемые коллеги, смелее делайте этот шаг.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стратегии совершенствования профессионального мастерства
Бюджетных мест по педагогическим направлениям подготовки станет больше
Как подготовить педагога нашего времени?
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Экспресс-форум: Концепция поддержки развития педагогического образования
В чем суть модернизации педагогического образования?
Стратегия – развитие международных связей
Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
Дополнительное образование педагогов в русле новых требований

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ