Интегрированная система менеджмента педагогического университетаПрестиж вуза определяется не только его способностью готовить конкурентоспособных выпускников, но и методами решения проблем социальной ответственности, деловой этики, уровнем взаимодействия и сотрудничества с обществом. Все это в особой степени касается педагогических вузов. Просмотров: 438
Главная задача – установление взаимосвязи между руководством и персоналом в рамках реализации стратегических целей вуза
– Алевтина Александровна, известно, что в УрГПУ разработана и сертифицирована интегрированная система менеджмента. Каковы были побудительные мотивы ее создания? – Престиж вуза определяется не только его способностью готовить конкурентоспособных выпускников, но и методами решения проблем социальной ответственности, деловой этики, уровнем взаимодействия и сотрудничества с обществом. Все это в особой степени касается педагогических вузов. Качество образования в широком смысле – это основа качества жизни. Как система оно включает качество и человека, и образования, и культуры, и среды обитания (экологии), и социальной, экономической, политической организации общества. Педагогические вузы неизменно отличались тем, что ориентировали своих выпускников на максимальное выполнение требований общества. Закономерно, что социальная ответственность и для нашего университета является приоритетной. Образование призвано помочь молодым людям осмыслить масштабы глобальных перемен, происходящих в стране и мире, и активно включиться в процессы созидания, позитивных преобразований. Особо следует отметить важность качества высшего педагогического образования в общем формировании качества жизни. От того, кто будет «вести» ребенка в дошкольный и школьный период, кто будет работать с ним на начальных этапах развития, зависит, какая будет сформирована личность. С целью повышения уровня конкурентоспособности УрГПУ вступил в новый этап развития, характерной особенностью которого является создание интегрированной системы менеджмента (ИСМ). В вузе накоплен большой практический опыт в области управления качеством. По сути, оно давно перешло с экспериментального и инновационного уровней на технологичный. Процессы управления стали воспроизводимыми и предсказуемыми, большинство из них алгоритмизировано. Таким образом, сложились объективные предпосылки для усиления ответственности вуза – следовательно, расширения границ действующей системы менеджмента качества. ИСМ – это часть системы общего менеджмента университета, отвечающая требованиям трех международных стандартов и функционирующая как единое целое. Мы понимаем интегрированную систему как совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих предоставление качественной образовательной услуги на всех этапах обучения – вплоть до конечного удовлетворения потребностей государства и общества, в том числе выполнения вузом социальной ответственности. Организационно-методическим фундаментом для формирования ИСМ явилась система менеджмента качества (СМК), которая успешно функционирует в вузе с 2007 года, выдержав уже две ресертификации на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Успех внутривузовской СМК во многом обеспечен работой центра менеджмента качества университета, которым с 2003 года руководит Н.Л. Шевелёва – эксперт премии Правительства РФ по качеству. – Каким международным стандартам отвечает интегрированная система УрГПУ? – ИСМ создана путем введения требований международных стандартов IQNet SR 10 и BS OHSAS 18001:2007 – систем менеджмента социальной ответственности и охраны здоровья и безопасности труда – во все процессы действующей СМК. По сути, созданная в университете система – это аддитивная (от лат. additio – прибавление) модель интегрированной системы менеджмента. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в вышеназванных стандартах, в наибольшей мере соответствуют друг другу, а также понятиям и принципам общего менеджмента. В качестве базовых мы рассматриваем следующие принципы менеджмента качества: процессный и системный подходы, лидерство руководителя, вовлечение работников, постоянное улучшение. Их реализация позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс. В свою очередь, выполнение принципов социальной ответственности – отчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон и прав человека в целом, признание верховенства закона, международных норм поведения – позволяет повысить интерес потребителей к вузу. – Объясните, пожалуйста, выбор именно международного стандарта IQNet SR 10 – системы менеджмента социальной ответственности. – Качество образования и социальная ответственность перед обществом неразрывно связаны друг с другом. Социальная среда, в которой существует педагогический вуз, предъявляет к нему повышенные требования как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения государственных законов и нормативов, так и комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений и этики осуществления своей деятельности. Выполнить эти требования позволяет эффективная система менеджмента. Международный стандарт IQNet SR 10 для УрГПУ – система, которая позволяет интегрировать социальную ответственность в стратегию управления университетом. Это легко достигается и совместимо с СМК, базирующейся на стандартах ISO и цикле PDCA (цикл непрерывного улучшения), учитывает потребности всех заинтересованных сторон, способствует продвижению лучших практик управления и этичного и прозрачного поведения. – Какова роль третьего международного стандарта в ИСМ – системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда? – Выполнение требований указанного стандарта обеспечивает максимальное достижение главной цели УрГПУ в области охраны здоровья и безопасности труда – реализации конституционного права работников и обучающихся на сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и обучения. Реализация принципов стандарта также запускает процесс «перезагрузки» в отношении самих работников и обучающихся к соблюдению норм охраны труда и безопасности. Особенность применения данного стандарта в образовательной организации заключается в распространении системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда не только на работников университета, но и на обучающихся. Следует отметить, что УрГПУ – первый российский вуз, сертифицировавший систему менеджмента ОЗиОБТ (системы охраны здоровья и обеспечения безопасности труда) по OHSAS 18001:2007. Очень важно, что международные стандарты систем менеджмента охраны здоровья и безопасности труда и социальной ответственности перекликаются в части требований к созданию работникам условий для комфортного и безопасного труда и сохранения здоровья. – Интересно, претерпела ли изменения процессная модель СМК при переходе к интегрированной системе? – В нашем случае она не изменилась. Особую роль при разработке ИСМ сыграла существующая процессная модель (процессный подход), которая была внедрена еще в 2005 году и спустя два – сертифицирована, отражая реальные процессы, осуществляемые в УрГПУ. Предшествующая модель СМК охватывала всю деятельность университета и включала традиционный в деятельности вуза процесс «Обеспечения безопасности жизнедеятельности» и подпроцесс «Социальной поддержки студентов» в рамках основного – «Воспитательной и внеучебной работы». На начальном этапе создания ИСМ произошло усиление акцента на два названных процесса – они были пересмотрены, заново проведено документирование, определены критерии их оценки и эффективности. Процессы, относящиеся к группе обеспечивающих, стали шире, получив новые названия – «Социальной поддержки работников и обучающихся» и «Управления охраной здоровья и обеспечением безопасности труда». Кроме того, была поставлена задача для владельцев основных процессов (образовательного, научной, воспитательной работы, дополнительного образования) – выявить требования всех заинтересованных сторон в области социальной ответственности и безопасности труда и охраны здоровья и дать оценку возможности их выполнения. Это было сделано в ходе «входного анализа требований и документов» (см. таблицу 1). Таблица 1. Входной анализ требований и документов
– На какие дивиденды рассчитывает университет от внедрения и сертификации ИСМ? – К числу явных достоинств можно отнести обеспечение согласованности и структурированности действий внутри организации, достижение высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности вуза, позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития университета, положительный имидж и высокий статус вуза, приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях, маркетинговые преимущества. ИСМ способствует устойчивому развитию организации, понимаемому как способность поддерживать долгосрочную стабильность окружающей среды и человеческой деятельности в их экономическом, социальном, организационном и экологическом аспектах. Главной задачей при создании интегрированной системы менеджмента вуза является установление взаимосвязи между руководством и персоналом в рамках реализации стратегических целей. – Без сомнения, вашим коллегам, ректорам российских вузов, будет крайне интересна пошаговая «инструкция» построения интегрированной системы менеджмента. – Основные этапы и шаги по разработке ИСМ с нуля такие же, как и при создании СМК (об этом много и подробно написано). Однако при создании ИСМ на базе действующей СМК есть своя специфика: персоналу уже известно, что такое процессный подход, документированные процедуры, внутренние аудиты. Каковы же основные шаги?
– Спасибо. В завершение интервью у вас, может быть, будут пожелания коллегам из других вузов? – Качество педагогического образования как социальная категория определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп, индивидов в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Справедливо оценивая значение системы менеджмента качества в повышении качества образования как стратегического фактора общественного развития, необходимо постоянно и планомерно наращивать потенциал образовательной организации путем развития внутренней системы менеджмента. Интегрированная система менеджмента – это новая ступень в развитии организации. Уважаемые коллеги, смелее делайте этот шаг. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|