Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентирЧелябинский государственный педагогический университет реализует эффективные формы интеграции науки и практики в сфере подготовки современного учителя, активно развивает внешние связи и успешно устанавливает стратегическое партнерство с органами управления образованием и образовательными учреждениями. Просмотров: 2349
Школа ждет педагога
С момента принятия и реализации национального приоритетного проекта «Образование» в образовательных учреждениях происходят серьезные и системные изменения: обновляется оборудование, учебники и учебно-методические комплексы, большее внимание уделяется новым технологиям, формирующим инициативу школьников, индивидуальным особенностям учащихся, дифференциации обучения в образовательных учреждениях разных типов и видов. Иными словами, усложняется содержание профессиональной роли учителя, что нередко сопровождается неудовлетворенностью, желанием сменить профессию. В Челябинской области педагогов для системы образования готовят 2 вуза – Челябинский государственный педагогический университет и Магнитогорский государственный университет, а также 7 педагогических колледжей. Ежегодный выпуск этих учебных заведений составляет 2,7 тыс. человек, в том числе 1950 специалистов с высшим образованием. Казалось бы, замечательно, что диплом педагога является достаточно желанным. Но проблема в том, что на работу в образовательные учреждения доходит лишь 45 процентов выпускников вузов и 40 процентов закончивших профильные колледжи. После трех лет работы в школе эта цифра уменьшается еще вдвое. Причин тому много. И ситуация с нежеланием выпускников трудиться в школе скорее не вина, а беда учебных заведений педагогического профиля. Каковы же причины нежелания молодых людей оставаться верными избранной профессии? Во-первых, в школах недостает вакансий, например, в общеобразовательном звене Челябинской области работает от 20 до 30 процентов пенсионеров, которые, выйдя на пенсию, практически нищенствуют и вынуждены подрабатывать. Между тем педагогов в возрасте до 30 лет – всего 12,8 процента. Во-вторых, зарплата молодого учителя сопоставима с минимальным размером оплаты труда. Для 2325 педагогов-мужчин области, которых всего 8,7 процента от общей численности педагогов, низкие доходы становятся главной жизненной проблемой. В-третьих, существенное значение имеет отсутствие жилья. Его молодым специалистам предлагают лишь некоторые районы. Около 2 тыс. выпускников, реальную потребность в которых испытывают школы, пошли бы учить детей, если бы удалось решить жилищные проблемы.
В-четвертых, содержание педагогического образования не успевает за быстрыми изменениями реальной школьной действительности, усиливая разрыв между актуальными потребностями современной школы и качеством подготовки учителей. Не секрет, что в гонке педагогических вузов за высокими показателями деятельности, получением сертификатов качества, различных званий, регалий и достижением уровней, на второй план отошли вопросы нужности системе общего, дошкольного, дополнительного, коррекционного, профессионального образования. Системе, благодаря которой и для которой как раз и существуют образовательные учреждения педагогического профиля. Сегодня как никогда прежде чувствуется этот разрыв, возникшее отставание, и в данной ситуации важно повернуть органы управления образованием и сами учебные заведения к глубокому осознанию сложившегося положения, предложив совершенно новые проекты, программы и технологии в области подготовки педагогических кадров. Пути сотрудничестваВ ЧГПУ пошли по пути обновления сложившейся ранее системы взаимодействия с муниципальными органами управления образованием. Для вуза это перспективы дальнейшего развития, повышения конкурентоспособности, научно-образовательной привлекательности, наращивания инновационного потенциала, а для муниципальных образовательных систем – возможность получить практикоориентированного учителя, способного обеспечить эффективный переход на новые образовательные стандарты, создавать современную обучающую среду, быть предметным экспертом, организатором когнитивной деятельности ученика, мастером по критериальной оценке результатов обучения. Основой такой подготовки является компетентностный подход как новый путь к определению результата, выходных параметров образовательной деятельности. Задача – добиться не просто готовности выпускника, но и способности его к работе в современных условиях динамичных изменений как в мире технологий, так и в общественной жизни. Молодому учителю важно овладеть современными образовательными технологиями. В соответствии с компетентностной моделью подготовки будущих учителей в Челябинском педагогическом университете разработали автоматизированную систему управления внедрением федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (АСУ ФГОС), которая представляет собой совокупность методического обеспечения каждой образовательной программы. Она включает электронный учебно-методический комплекс по дисциплине, рейтинговую систему контроля знаний студентов и индивидуальную карту студента, содержащую раздел с перечнем компетенций, установленных образовательной программой. Эта компьютерная программа позволяет автоматически отследить (создать) портфолио учебных достижений студента, анализировать и корректировать результаты его индивидуальных успехов; отслеживать полноту сформированности компетенций у каждого обучающегося в рамках ООП; оценивать его потенциал для дальнейшего обучения в магистратуре, аспирантуре и работы в образовательном учреждении. Тем самым вуз стремится приблизить выпускников к практическим запросам системы образования за счет формирования у них необходимых компетенций, разработанных на основе заказа работодателей – органов управления образованием и образовательных учреждений. Университет использует различные механизмы, для того чтобы молодой человек дошел до школы. Это и целевой набор (бывший губернаторский) по договорам с муниципальными органами управления образованием, и договоры о предоставлении базы для прохождения студентами практики, и планы совместных мероприятий для учащихся, родителей и педагогов. Такая деятельность начинает давать первые результаты, которые особенно заметны на фоне низкого набора абитуриентов в 2011-2012 учебном году. Живешь на селе – овладевай компьютером
Исходя из запросов будущих работодателей, педагоги вуза понимают, что подготовка современного учителя невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий, которые очень широко применяются в общеобразовательных школах. Учтен тот факт, что важнейшим результатом реализации в государственном масштабе ряда федеральных программ – «Электронная Россия», «Информатизация системы образования», «Развитие единой образовательной среды» – стал прорыв в сфере оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой. Ее общее количество в школах за годы реализации национального проекта «Образование» выросло в разы. В настоящее время на один компьютер приходится 11-12 учащихся, а в сельских районах Челябинской области – Чесменском, Октябрьском, Уйском – от 5 до 7 учащихся. Также все школы в рамках ПНП «Образование» обеспечены лицензионным программным комплексом из 36 широко распространенных и применяемых программ. Это, безусловно, побудило и руководство университета разработать и предложить школам несколько проектов, реализуемых на основе применения ИКТ. Так, обучение учителей начальных классов осуществляется на основе системы образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы школы в рамках ФГОС начального общего образования. В Челябинском педагогическом университете разработана уникальная система электронных образовательных ресурсов: электронные модели учебников с полным педагогическим мониторингом и учебно-методическим комплексом по 6 учебно-методическим комплексам для первого класса, в дополнение к ним психологический мониторинг и мониторинг здоровья, автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя школы. Закончены наполнение и апробация аналогичного сопровождения для второго класса. Сегодня эта программа успешно прошла испытания в школах Челябинска и вызывает большой интерес у коллег из других регионов. В дальнейшем планируется пополнить ее электронными моделями учебников, системой педагогического мониторинга, АРМами учителя, директора, завуча. Программа позволяет обеспечивать преемственность в обучении на различных ступенях общего образования. Подготовка учителя начальных классов на основе этой программы соответствует заказу со стороны муниципалитетов на учителя, готового к реализации школьных стандартов второго поколения. Апробация электронных учебников в школах заставила задуматься и над способами освоения этого инновационного средства обучения. Сейчас этот интеллектуальный продукт университета реализуется совместно с федеральным издательством «Академкнига», планируется расширять сотрудничество с другими федеральными издательствами и научно-методическими организациями. В 2012 году была запущена программа обучения студентов с использованием дивайсов, что позволит выпускникам ЧГПУ работать в школе по электронным учебникам и другим персональным IT-средствам. По заказу муниципалитетов происходит внедрение дистанционных технологий при осуществлении переподготовки и повышения квалификации работников образования. Здесь, закупив специальное оборудование, в вузе пошли по пути создания системы постоянной он-лайн связи с муниципальными методическими центрами. Это позволяет сделать доступными университетские программы обучения, конференции, семинары, различные базы данных. Например, коллекции «золотых» уроков лучших учителей области, победителей конкурсов профессионального мастерства, медиатеку выступлений студентов ЧГПУ в конкурсах вожатского мастерства, педагогические практики. Все это значительно расширяет возможности муниципальных методических служб по внедрению инновационного педагогического опыта и привлечению выпускников вуза к работе в образовательных учреждениях. Учим школьника смотреть впередВ 2006 году в Челябинской области сформировалось Интернет-сообщество учителей по продвижению идеи образовательной робототехники. Во многих муниципалитетах широкое распространение получило развитие кружков робототехники в учреждениях дополнительного образования детей, а в школах эта технология активно используется на уроках информатики, физики, биологии, технологии. С целью подготовки педагогов к работе с детьми в этом направлении в Челябинском педагогическом университете создается центр образовательной робототехники, разработаны программы повышения квалификации учителей, на четырех факультетах вводятся для обучения студентов курсы по выбору: «Леготехнологии и технологии конструиро вания в школе», «Строительно-конструктивные игры в развитии ребенка», «Использование лего-робототехники во внеклассной работе учителя физики». Уже прошли первые соревнования для младших школьников на призы университета, работали четыре лего-лагеря для старшеклассников. Идеи и технологии образовательной робототехники в полной мере могут быть реализованы во внеурочной работе в рамках введенных в школах России с 1 сентября 2012 года ФГОС. Этому же способствует совсем новое направление интеллектуального и творческого развития младших школьников: занятия с учебными комплектами из серии «Научные развлечения». У компании «Научные развлечения» университетом закуплена вся линейка этих комплектов: «Механика Галилео», «Юный физик», «Свет и цвет», «Микромир 3D», «Язык дельфинов», «Звездный мир», «Юный химик», «Лазерное шоу», «Мир Левенгука», «Азбука парфюмерии» и другие. Ведущими методистами ЧГПУ разрабатываются образовательные программы, которые способствуют формированию универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей самореализации ученика. По сути своей они являются пропедевтикой основных видов экспериментальной деятельности в основной и старшей школе. Программы составляются с учетом требований ФГОС и в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Разрабатываемые методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и коррекционных школ. Кроме того, ведется разработка методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Начато обучение студентов ЧГПУ, параллельно ведутся семинары и курсы повышения квалификации учителей по работе с этим учебным оборудованием. А для старшей школы сейчас готовятся программы по применению лабораторного оборудования для решения экспериментальных задач по физике в рамках ГИА и ЕГЭ. Еще одним достаточно востребованным видом взаимодействия муниципальных органов управления образованием и Челябинского педагогического университета является образовательный туризм, который совместно используется как форма реализации внеучебных (дополнительных) образовательных программ для школьников. Образовательным учреждениям предлагаются не только тематические экскурсии, но и цикловые экскурсионные программы, программы «умных» каникул, в рамках которых происходит «обмен» школьников из разных городов России и Челябинской области. В этом направлении видится большой профориентационный потенциал и возможность расширения каналов прямого общения школьников и студентов университета. Подход – разносторонностьНаполнить образовательные учреждения молодыми и квалифицированными кадрами – первоочередная задача. Этому призван способствовать новый проект, реализующийся в ЧГПУ при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Он связан с разработкой, апробацией и внедрением модели профессиональной социализации молодых специалистов, выпускников педагогических вузов, с использованием технологий сетевого взаимодействия. В Челябинском педагогическом университете, как и в других вузах данного профиля, на протяжении ряда лет сложились организационные, нормативные, научно-методические предпосылки для целенаправленной и системной поддержки выпускников, работающих в образовательных учреждениях. ЧГПУ имеет широкие возможности для осуществления сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса, реализует комплекс мероприятий по взаимодействию молодых специалистов с работодателями, успешно реализует систему профессиональной социализации студентов. Это позволило уже сегодня получить первые результаты проекта: разработаны показатели и выбраны методики оценивания уровня профессиональной социализированности молодых специалистов, подготовлена программа дистанционных курсов повышения квалификации для молодых специалистов, определена структура Интернет-портала для сетевого взаимодействия молодых специалистов. Его создание направлено на предоставление возможностей для коммуникативного взаимодействия молодых специалистов в режиме on-line и off-line, централизованное хранение актуальной информации и ссылок на ресурсы, необходимые для эффективной профессиональной социализации будущих учителей и молодых специалистов – выпускников педагогического университета. Приведенные примеры наглядно демонстрируют возможность реализации эффективных форм интеграции науки и практики в сфере подготовки современного учителя, активного развития внешних связей, установления стратегического партнерства с основными заказчиками педагогических кадров – органами управления образованием и образовательными учреждениями. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|