Приоритет – интеграция образования, науки и практикиБашкирский государственный педагогический университет не только осуществляет подготовку кадров для сферы образования, но и оказывает влияние на социокультурную среду региона в целом. Просмотров: 3440
Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе
Не только подготовку квалифицированных кадров для образовательной сферы успешно осуществляет БГПУ им. М. Акмуллы, но и оказывает комплексное влияние на социокультурную сферу региона в целом. В настоящее время все образовательные учреждения, институты поддержки и развития образования вовлечены в очень сложный, идущий с переменным успехом процесс выстраивания принципиально иной, отличной от традиционной системы образования. Современный учитель: новые целевые ориентирыНеобходимость реформ в сфере образования, мощнейшего инструмента социально-экономических преобразований, очевидна. Вместе с тем, они не должны насаждаться и вводиться административным путем. Саморазвитие осуществляется изнутри и сознательно. Нужна решимость, чтобы отказаться от всего того, что привычно и удобно, но мешает развитию. Нужны усилия, чтобы научиться мыслить масштабно, с учетом не только национальных, но и европейских и мировых интересов. Педагогическое сообщество должно признать объективный факт: подготовка компетентного специалиста как цель педагогического вуза из дискуссионного вопроса превратилась в конкретную задачу, поскольку сегодня все отчетливее обозначается несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях. Без конкретного представления о современном облике учителя невозможно проектировать образовательный процесс, тем более осуществлять интеграцию с теми структурами, чей социальный заказ выполняет университет. С этих позиций вузовский образовательный процесс должен готовить будущего учителя как целостного субъекта педагогической деятельности, а восхождение его по ступеням профессионального становления должно способствовать развитию профессиональных компетенций. Новые целевые ориентиры определяют новое содержание профессионального образования в вузе. Для реализации стратегии развития учебного заведения в едином научно-образовательном пространстве России в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы предприняты организационные и управленческие решения, которые предполагают глубокую интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности, разработку и внедрение механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Здесь интеграция понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование – наука – производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач. Ведущая идея – инновационный проектБГПУ им. М. Акмуллы как головной вуз университетского комплекса – ассоциации высших и средних педагогических учебных заведений – является одним из ресурсов создания инновационной образовательной системы Республики Башкортостан. Его возможности обеспечивают не только решение основной задачи – подготовки высококвалифицированных кадров для образовательной сферы, но и связаны с комплексным влиянием на социокультурную сферу региона в целом. Системное взаимодействие предполагает динамику иерархической лестницы как в отношении системы в целом, так и его отдельных элементов. Скажем, если при решении каких-то специальных научных задач доминирующим является учреждение Российской академии образования, либо Академии наук республики, то при решении организационных вопросов на первый план могут выйти образовательные учреждения, а при решении проблем профессиональной подготовки – педвуз. Но интегративной точкой соприкосновения общих интересов является проблема общеобразовательной школы, что не исключает сопряжения усилий для достижения задач одной стороны. Активно участвуя в создании инновационного образовательного пространства региона, педагогический вуз претерпевает мощные внутренние структурно-функциональные изменения. Перенос свойств инновационного диполя обучения в части административно-управленческих структур предполагает изменение структуры вуза от «подразделений по видам деятельности», к «видам деятельности по подразделениям». Если раньше несколько преподавателей обеспечивали одно направление подготовки, то теперь один преподаватель обеспечивает несколько направлений. Причем направления уже не могут быть привязаны к факультетам, поскольку носят характер общей подготовки. Таким образом, перестраивается управление вузом и учебно-научной деятельностью по степени внедрения результатов проектов на уровне университета, региона и федерации. Инновационный проект становится ведущей идеей и конечным результатом, при этом студент включается в график его реализации в соответствии с уровнем его субъектно-компетентностной подготовки. Последовательное овладение студентом обобщенными способами деятельности позволяет судить о формировании его профессиональной зрелости и придать этому процессу вид технологичности и завершенности. «Ресурсный пакет» выпускникаВедущую роль в организации учебного процесса играет модульный подход как основа фрактально-кластерного принципа. В БГПУ в экспериментальном режиме внедряется модульная балльно-рейтинговая система, и потому мы можем утверждать, что по свойствам инновационного диполя обучения модульный подход принимает классическую форму от содержания кластеры, которые, в логике инновационного диполя обучения, вариативны в «точках роста» будущих инновационных направлений и инвариантны в обязательной части образовательной программы по Госстандарту. Совокупность освоения кластеров по принципу инновационного диполя составляет «ресурсный пакет» выпускника. С одной стороны, это обязательный для изучения багаж знаний по дисциплинам для решения стандартных профессиональных задач, с другой – это обобщенные способы деятельности для нахождения решения в неопределенных ситуациях. Такой подход диктует необходимость переноса принципов и в сектор вузовской науки, и управления вузом. Инфраструктура нового типаДля организации управления проектной деятельностью в Башкирском государственном педагогическом университете сформирована система создания инновационной продукции по двум ключевым критериям: уровням интеграции и внедрения (рис. 1.)
Структура проектной деятельности по данным уровням представлена в виде матрицы, включающей в себя 9 ключевых сегментов: стадия рождения проекта или «точка роста» инновации (1.1.); внедрение проекта отдельного подразделения во всем вузе (2.1.); внедрение комплексного проекта в вузе (3.1.); внедрение проекта в регионе (России) в единичном, локальном варианте (1.2; 1.3.); внедрение проекта по множественному, сетевому принципу в регионе (России) (2.2; 2.3.); внедрение совместного, комплексного проекта в регионе (России) (3.2.; 3.3.). Управление инновационной проектной деятельностью отвечает принципу бинарности – двойной пользы для образовательного процесса вуза и для системы образования региона, принципу развития коллектива исполнителей при переходе от новаций к серийной инновационной технологической разработке: от ВНИК к комплексным командам ученых, менеджеров, экономистов и представителей органов управления образованием разных уровней. Для таких проектов и команд создана инфраструктура нового типа – учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК). В современную инфраструктуру научно-образовательной деятельности БГПУ входят 29 лабораторий, ресурсный центр информационных образовательных технологий, издательско-полиграфический комплекс, центр трансфера инновационных проектов, сеть студенческих учебных фирм, управление научно-исследовательской инновационной деятельностью. Показателен тот факт, что БГПУ – единственный университет среди педвузов Башкортостана, взаимодействующий с академическими и научно-исследовательскими структурами региона и федерации путем создания совместных научных центров. Это Башкирский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО, научно-учебные центры УНЦ РАН: лаборатория нанотехнологий, центр химического образования, центр физического образования, центр молекулярно-генетических исследований, аналитико-прогностический центр по проблемам образования при Академии наук республики и многие другие. Интеграция вузовской и фундаментальной науки направлена на формирование компетенций специалиста-исследователя, способного генерировать собственные инновации. Такое взаимодействие взаимовыгодно, так как позволяет вузу использовать, прежде всего, мощную материально-техническую базу, оборудование академических центров, которые, в свою очередь, получают возможность реализовывать свой педагогический потенциал и отбирать талантливую студенческую молодежь. Векторы развития вуза: комплексное решениеОрганизация проектной деятельности в УНИК выстраивается по наиболее оптимальным направлениям развития с учетом таких факторов, как ресурсное обеспечение, условия внедрения, необходимый уровень интеграции. C точки зрения интеграции, можно выделить направления развития локальных, сетевых и комплексных проектов, при этом заметим, что на каждом уровне возможны различные стадии внедрения. Локальные проекты создают «точки роста» инновационных идей, сетевые проекты покрывают количественную (топологическую), а комплексные – качественную (научную) стороны развития инновационной деятельности педагогического вуза. Направление 1. Развитие локальных проектов. Данное направление характерно для научно-исследовательских проектов фундаментального и прикладного характера, которые, являясь поисковыми по формам работы, весьма перспективны для инновационного внедрения. Это внутривузовские гранты, государственные научно-технические программы Академии наук республики, целевые научные программы Рособразования, гранты РФФИ, РГНФ и других фондов в области педагогики и психологии профессионального образования, микробиологии, генетики, нанотехнологий, математической физики, экологии, альгологии и прочие. Например, проект исследования электронного переключения в молекулярных наносистемах был локально поддержан университетским грантом, в последующем – грантом Академии наук республики и РФФИ. В результате, была создана мощная региональная научно-экспериментальная лабораторная база для проведения исследований по нанотехнологиям в рамках приоритетного направления развития науки Российской Федерации. Кроме того, опережающий характер развития науки позволил университету открыть единственное в регионе направление подготовки высшего профессионального образования по профилю «Нанотехнология». Направление 2. Развитие сетевых проектов. Ведущим признаком данного направления является степень охвата образовательных и научных учреждений. Работа предусматривает создание во всех районах и городах республики базовых экспериментальных площадок, которые, являясь своеобразными научно-методическим центрами университета, обеспечивают внедрение инноваций в школах по сетевому принципу. Результатами экспериментальной деятельности являются апробация и внедрение авторских методик и технологий, разработка учебников, программ повышения квалификации. Показателен также инновационный статус многих базовых школ, участников приоритетного национального проекта «Образование» и учителей-экспериментаторов. В перечень сетевых научно-экспериментальных тем, рекомендованных Министерством образования республики и БГПУ, входят «Дидактический дизайн», «Поликультурное воспитание», «Разработка информационных образовательных технологий преподавания государственных языков Республики Башкортостан». Направление 3. Развитие комплексных проектов. Такие проекты предполагают высокую степень интеграции и консолидации усилий различных структур науки, образования и производства. Примером данного подхода выступает совместный с Министерством образования Республики Башкортостан, ОАО «Башинформсвязь», Фондом развития и сохранения аудиовизуальных произведений (г. Санкт-Петербург), ООО «Академия кино, телевидения, информации и связи» (г. Москва) проект «Информационно-образовательный канал «Башкортостан». Реализация образовательного проекта стимулирует производство специализированного оборудования, электронного ранца школьника на предприятиях республики, развитие научно-методической инфраструктуры образовательных учреждений всех типов, средств связи и высокоскоростной передачи данных. Еще одним примером комплексного проекта является создание Республиканского центра содействия развитию исламского образования совместно с Министерством образования и науки РФ, ЦДУМ России, БГПУ, Российским исламским университетом. Центром выполняется федеральный заказ на разработку учебно-методических комплексов, осуществляется целевая подготовка юристов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Примером международного комплексного проекта является выполняемая по линии «Tempus» (EU) научно-образовательная программа «Экология человека», соисполнителями которой являются БГПУ, Университет Вольфсбурга, Калининградский государственный технический университет. Прогнозирование, экспертиза, контроль образовательных проектов осуществляются квалифицированными специалистами профильных координационных советов, ассоциацией «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс». Комплекс в рамках профильного образовательного кластера объединяет разноуровневые образовательные учреждения: педагогические колледжи и профильные вузы и их экспериментальные площадки. Ассоциация аккумулирует ресурсы, координирует проблематику проектов, формирует условия для их реализации через деятельность специальных структур при Академии наук республики: Научного совета по педагогике и психологии и Аналитико-прогностического центра развития образования Башкортостана. Выстраивая таким образом инновационную деятельность, БГПУ прогнозирует свое будущее, которое невозможно представить без интеграции научного, образовательного и производственного потенциалов. Качество обучения – качество кадров Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы представляет собой крупный научно-образовательный, культурный и общественный центр республики. В рамках университетского комплекса он объединяет педагогические колледжи и академии республики, выступая, тем самым, системным интегратором во взаимодействии науки, образования и педагогической практики в регионе. Образовательная деятельность вуза соответствует требованиям, предъявляемым современному университетскому образованию. БГПУ лицензировано 49 программы высшего, 10 программ среднего профессионального образования. В настоящее время 3 институтами (педагогики, профессионального образования и информационных технологий, исторического и правового образования) и 9 факультетами (физико-математическим, художественно-графическим, естественно-географическим, психологии, социально-гуманитарным, иностранных языков, филологическим, башкирской филологии, физической культуры) реализуются образовательные программы по 38 специальностям и 11 направлениям высшего профессионального образования. Всего в вузе обучается 14 тысяч студентов. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки БГПУ оказывает образовательные услуги населению по 125 программ дополнительного образования. За последние пять лет БГПУ лицензированы более 20 новых специальностей и направлений, в том числе магистерская программа «Экология и природопользование», программы бакалавриата: «Культурология», «Прикладная информатика», «Нанотехнология», специальность «Биоэкология». Высокое качество подготовки компетентных специалистов обеспечивается наличием квалифицированного профессорско-преподавательского состава и эффективным построением учебно-научной инфраструктуры. На 50 кафедрах работают 1 академик РАН, 3 члена-корреспондента РАН, 1 член-корреспондент РАО, 126 докторов наук, профессоров, 28 5 кандидатов наук, доцентов, в образовательном процессе участвуют и зарубежные ученые. Внедрена система менеджмента качества образования. Подготовка кадров высшей научной квалификации в университете осуществляется по 35 программам высшего послевузовского образования. Функционируют докторантура, аспирантура, 5 региональных диссертационных советов по педагогическим, философским, филологическим и биологическим наукам. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|