Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образовательный эксперимент «Школа здоровья»

Здоровье нации определяется здоровьем подрастающего поколения. Этот тезис был положен в основу образовательной работы лицея №5 города Уфы республики Башкортостан.

Просмотров: 2443

Территория здоровья

А.И. Зарипова, директор лицея №5 г. Уфы

Общеизвестный тезис, что здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения, нашел широкий отклик в педагогическом коллективе лицея №5 Кировского района Уфы. здесь с 2004 года эффективно реализуется эксперимент «Школа здоровья». Достижения этого учебного заведения в области внедрения здоровьесберегающих технологий получили общественное признание. за последние пять лет лицей неоднократно становился победителем городского и республиканского конкурсов «зеленый наряд школы», республиканских – «здоровая школа – здоровые дети», «Школа – территория здоровья», представлял свои разработки на российском образовательном форуме, всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся», слушаниях Общественной палаты Российской Федерации на тему «Актуальные проблемы повышения качества жизни подрастающего поколения».

В 2006 году постановку работы в области охраны здоровья детей и качество медицины в лицее по достоинству оценило и государство, присвоив учебному заведению статус победителя конкурса инновационных образовательных программ, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В коллективе считают, что это был старт к новым достижениям.

Педагогическая общественность города Уфы в преддверии традиционных августовских совещаний активно обсуждает национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», предложенную Президентом страны Д.А. Медведевым. Мы считаем, что в ней заложены такие подходы к школьному образованию, которые должны принципиально изменить действительность. Суть одного из них выражена следующей фразой: «Многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе, педагоги». Этот вывод подтверждается результатами эксперимента, который вот уже пять лет проводится в нашем лицее, где около 2 тыс. учащихся получают современное интеллектуальное образование, сохраняя при этом здоровье.

Одной из принципиальных особенностей лицея является его открытость и обеспечение учащимся равного доступа к качественным образовательным услугам вне зависимости от их места жительства. Другими словами, у нас нет избирательного подхода, и к нам приходят дети со всего микрорайона, здоровые и не очень. Как показал анализ демографической ситуации, гендерных характеристик и материально-бытовых условий обучающихся, социальное положение и уровень достатка родителей различны. Возникает вопрос, каким же образом при наличии данных факторов достигается значительный инновационный прорыв в воспитании и обучении подрастающего поколения?

Прежде всего, за счет коренной перестройки деятельности образовательного учреждения, формирования его как школы укрепления здоровья. Что предполагала такая перестройка? Во-первых, разработку различных здоровьесберегающих программ, реализация которых позволила создать благоприятную среду для улучшения физического состояния детей в процессе их обучения и воспитания. Во-вторых, был осуществлен переход от общих требований к состоянию здоровья, одинаковых обязательных занятий – к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников, основанным на данных дневников здоровья для мальчиков и девочек.

Важную роль в перестройке сыграла и концепция валеологического сопровождения, разработанная около пяти лет назад педагогами лицея. Сейчас она плодотворно реализуется в рамках факультативных и интегрированных курсов для учащихся. Но учатся не одни только дети. В лицее организованы образовательные курсы для учителей и родителей. К просвещению и детей, и взрослых привлекаются известные медики, педагоги, социологи. Таким образом, с одной стороны, в процесс здоровьесбережения вовлечены все участники образовательного процесса, а с другой – взаимодействие институтов семьи, школы и здравоохранения в вопросах предупреждения заболеваемости, устранения физической и психической утомляемости позволяет осуществлять комплексную профилактику социально обусловленных заболеваний, представляющих угрозу для здоровья молодежи и социально-экономического развития Уфы.

Являясь сторонниками комплексного подхода, педагоги лицея считают, что нужно не только обучать, просвещать, проводить профилактические мероприятия, но и восстанавливать здоровье детей. Большую работу в этом направлении проводит созданный более пятнадцати лет назад реабилитационный центр – медицинский дневной стационар, развернутый на территории лицея. Его основная цель деятельности звучит как педагогическое кредо: «Вырастить здоровое поколение!». За этот период, благодаря своевременной диспансеризации и реализации профилактических программ, усилиями сотрудников центра обеспечено лечение около 10 тыс. учащихся. В стационаре действуют массажный, процедурный физиотерапевтический, ингаляторный кабинеты, зал лечебной физкультуры, галокамера, фитобар, комнаты отдыха и электросна. В лечебный процесс введены кислородные коктейли. Наряду с проведением физиотерапевтических процедур, дети получают профессиональное медицинское обслуживание.

Главное преимущество реабилитационного центра, – возможность лечения без отрыва от учебы. Казалось бы, что тут принципиально нового? Подобная практика существовала в крупных специализированных детских санаториях, где ребят и лечили, и обучали. Но если лечение максимально приближено к родной школе и не прерывает общения с учителями, одноклассниками, родителями, то эффект от него будет несравненно выше, о чем и свидетельствуют показатели работы стационара. Во многом благодаря активной деятельности этого подразделения, охватывающей учащихся всех ступеней образования, лицей не закрывается на карантин, когда по республике проходит бурная эпидемия гриппа. У нас на 30 процентов меньше, по сравнению с обычными школами, показатель пропусков на одного ребенка. И если, по официальным медицинским данным, лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений имеют первую группу здоровья, то в лицее этот показатель за последние пять лет составляет 18 процентов. Достигнутый результат подтверждает правильность избранной образовательной стратегии, построенной на принципах здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающаяпедагогика основана на разумном сочетании труда и отдыха, физических и интеллектуальных нагрузок, поэтому в лицее оптимизирована организация учебной работы, продуманы структура и продолжительность учебного дня, учебной недели, урока, перемен, динамических пауз, общественно полезного труда учащихся. Подобраны и поддерживаются воздушно-тепловой, световой, цветовой режимы, соблюдаются нормативы микроклимата, обеспечивается электромагнитная безопасность, проводится профилактика инфекционных заболеваний. Для учащихся первыхчетвертых классов, требующих повышенного внимания к здоровью, адаптивного подхода в физическом воспитании, организованы занятия лечебной физкультурой: в целом 6 часов в неделю. Родителям разъясняется необходимость оптимизации домашнего режима и досуга школьников

На уроках здоровья, проводимых учителями физической культуры, более 200 учащихся обучаются основам двигательной активности, соблюдению режима, процедурам закаливания, самостоятельному физическому совершенствованию и укреплению здоровья, что, несомненно, станет хорошей проекцией на их взрослую жизнь.

Все вышеперечисленное является результатом перестройки учебного заведения. Коллектив лицея стремится расширить возможности педагогического воздействия на формирование здорового образа жизни путем внедрения системы эффективных закаливающих процедур, организации двигательной активности детей во внеурочное время. Спортивно-оздоровительную работу начинаем с младшего школьного возраста. С 2001 года в первых классах с последующимпродолжениемпроводятсяурокикатания на коньках на специально оборудованной площадке. Открыты 3 спортивных класса, где на уроки физкультуры выделяется по три часа в неделю и организованы дополнительные занятия в кружках и секциях лицея. В этом учебном году два урока физкультуры и один урок здоровья введены во всех начальных классах.

В лицее работают 14 спортивных кружков и секций. В них вовлечены 424 ученика. Кроме того, ребята имеют возможность заниматься в детско-юношеской спортивной школе такими видами спорта, как легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, спортивная гимнастика. Их досуг организован с максимальной пользой для здоровья. За последние два года лицеисты завоевали и одержали более 40 призовых мест и побед в соревнованиях различного уровня. Наряду с этим, учебное заведение третий год является демонстрационной площадкой международной программы «СИНДИ» в области профилактики вредных привычек и социально обусловленных заболеваний. Летом 2008 года эта площадка была реконструирована в рамках программы «Газпром – детям». Сейчас она пользуется большой популярностью среди школьников микрорайона.

Чтобы привлечь как можно больше детей к занятиям спортом и физической культурой во внеурочное время регулярно проводятся соревнования и спартакиады. В календарь воспитательных мероприятий лицея включены День здоровья, День бегуна, День лыжника, малая зимняя олимпиада «Мы здоровью скажем: «Да!». Они пользуются повышенной популярностью у обучающихся всех возрастов. Традиционными являются праздники с участием родителей, в частности, семейные старты. В марте этого года в них приняли участие более 80 семей.

Задачу оздоровления решает и летний лагерь дневного пребывания детей «Радуга», созданный на базе лицея. Программа, по которой он работает, заняла второе место в республиканском смотре-конкурсе деятельности образовательных учреждений по организации досуга, оздоровления и занятости детей и подростков.

Лицей – активный участник Года поддержки молодежных инициатив, объявленного в Республике Башкортостан, и видит свою задачу в создании благоприятной среды для творчества и научно-исследовательской деятельности. Важно отметить результаты такой политики. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в работе конференции Малой академии наук, проектах ЮНЕСКО, а в мае 2009 года проявили себя на I Форуме молодых ученых Приволжского федерального округа, Днях науки в Республике Башкортостан, представив авторские проекты здоровьесбережения в ходе учебной и внеучебной деятельности.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что в лицее № 5 города Уфы учащиеся получают качественное образование без ущерба для здоровья, психического и физического развития.

И еще один вывод напрашивается сам собой: общими усилиями можно влиять на состояние здоровья школьников и подростков, строить их счастливое будущее без болезней.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: , здоровьесберегающие технологии, общеобразовательная школа, республика башкортостан, личный опыт, ао-32

Похожие материалы:
И техникум, и экспериментальная площадка
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Производители одежды о системе образования
Педагогические кадры для Башкортостана
Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
Психологический климат в ссузе
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Традиции и инновации – инструмент успешного развития
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Башкирский институт физической культуры: кузница чемпионов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#96Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
#100Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний