Формирование компетенций студентов педагогического колледжаКомпетентностный подход вошел в систему российского образования в связи с включением страны в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденциями интеграции. В современном мире способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Просмотров: 5735
Компетентностный подход вошел в систему российского образования в связи с включением страны в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденциями интеграции. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Думается, в связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС и подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов, способных продуктивно и творчески участвовать в реализации национального проекта «наша новая школа», формировании ключевых компетенций школьников. Чтобы выполнить свою миссию, добиться качественных результатов, необходимо правильно выстроить траекторию развития образовательного учреждения, определить ресурсы. * * * Анализ образовательной практики свидетельствует, что до настоящего времени сохраняется противоречие между дискретнолокальным характером сложившейся системы профессиональной подготовки педагогов и целостным метапредметным характером реальной профессиональной деятельности, ее интегративной природой. Так, исследования показывают, что выпускники педагогического колледжа обладают широким спектром общих и профессиональных компетенций, педагогических и предметнотехнологических умений, развитыми профессионально значимыми личностными качествами. Но интегрирование этого богатства в целостную систему профессиональной деятельности является одной из самых важных и трудно реализуемых задач организации образовательного процесса. Решить задачу, на наш взгляд, помогает новая форма организации процесса подготовки педагогов – учебная лаборатория. Как отмечают исследователи, деятельность такого подразделения нацелена на компетентностный подход, практикоориентированный (прикладной) характер обучения. Вместе с тем учебная лаборатория – способ интеграции теоретической и практической, общепедагогической и предметнотехнологической подготовки будущих педагогов. С ее помощью осуществляется методическое сопровождение учебного процесса, ресурсное обеспечение изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также аккумуляция новой информации в области передового педагогического опыта и инноваций. В рамках и средствами учебной лаборатории реализуется модель формирования профессиональных компетенций, необходимых для осуществления целостного педагогического процесса в учреждениях общего образования, которая включает связанные друг с другом компоненты – целевой, содержательный, организационнодеятельностный и результативный. При этом целевой компонент выступает как интегративный, системообразующий элемент, конкретизирующий и дополняющий требования федерального государственного образовательного стандарта. Содержательный компонент обуславливается целью и основывается на компетентностном принципе, предполагающем отбор необходимого для формирования компетенций содержания, и принципе структурнофункционального соответствия, определяющем профессиональную деятельность педагога как технологический процесс, представляющий собой три взаимосвязанных этапа – проектирование, осуществление, контроль и оценку результатов педагогической деятельности. Организационнодеятельностный компонент – практический процесс формирования профессиональных компетенций. Он состоит из четырех стадий: потребностноцелевой, информационноориентировочной, квазипрофессиональной и деятельностной. Результативный компонент включает такие показатели, как когнитивный, функциональнодеятельностный, ценностносмысловой, и определяет критический, допустимый, достаточный, оптимальный уровни сформированности профессиональных компетенций. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет корректировать процесс формирования профессиональных компетенций на основе анализа получаемой информации.
Подобная модель учитывает специфику определения целей, отбора содержания, организации учебнопрофессиональной деятельности студентов, а также оценку результатов, отличается практикоориентированностью, интегративностью, интерактивностью, адаптивностью. Она рассчитана на поэтапное формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечение единства цели и результата, динамику исследуемого процесса. Как показал анализ результатов образовательной деятельности, колледжу необходимы лаборатории педагогических технологий, информационнообразовательная, кейсовая, лаборатория исследователя. Лаборатория педагогических технологий была организована на базе кабинета педагогической практики. Она работает по следующим направлениям:
Информационнообразовательная лаборатория создавалась на базе информационнобиблиотечного отдела, чтобы решить такие задачи, как:
Кейсовая лаборатория (технология) предназначена для предоставления обучающимся информационных ресурсов в виде специализированных наборов учебнометодических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения. Она является метапредметной и обеспечивает проведение комплексных междисциплинарных, интегративных занятий в рамках профессиональных модулей, обучение с помощью анализа конкретных ситуаций различного характера (ситуацийиллюстраций, ситуацийупражнений, ситуацийоценок, ситуацийпроблем), позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения, развивает общие и профессиональные компетенции. Лаборатория исследователя дает студентам возможность приобрести опыт экспериментальной, изыскательской деятельности, подготовить студентов к ее организации в учреждениях общего образования. Реализация идеи формирования профессиональных компетенций студентов будет способствовать достижению следующих результатов:
Оценка действенности условий, обеспечивающих освоение студентами общих и профессиональных компетенций, осуществляется на основе разработанной в колледже компетентностной модели выпускника, которая сформирована с учетом требований нормативных документов и запросов работодателей. Компетентностная модель выпускника колледжа – это совокупность компетенций, формирующихся в процессе образовательной деятельности и гарантирующих успешное функционирование выпускника в системе общественных отношений в роли компетентного специалиста. На наш взгляд, она может включать следующие элементы: общее назначение специалиста и основные виды его деятельности, общие квалификационные требования к специалисту, структуру и содержание его деятельности, компетенции, личностные профессионально значимые качества, описание профессиональной среды. Анализ работ современных исследователей, требований к результату образования с позиций функционального и компетентностного подхода, изучение мнения работодателя позволили определить основные компоненты модели выпускника. Это цель профессиональной деятельности, обобщенные функции, общие и профессиональные компетенции, позволяющие молодому специалисту успешно выполнять должностные обязанности и быть конкурентоспособным. Модель задает эталонные требования, с учетом которых осуществляется отбор содержания образования, проектирование материальнотехнических и кадровых условий организации учебного процесса, конструирование психологопедагогических условий и средств, обеспечивающих качество образования, контроль и оценку достижений студентов внутренними и внешними независимыми экспертами. * * * Администрация и педагогический коллектив понимают, что сегодня образовательное учреждение не может обходиться только внутренними ресурсами, ему необходимо выйти за пределы собственного пространства. Чтобы повысить профессиональную компетентность преподавательского состава и обеспечить качественную реализацию ФГОС, колледж активно сотрудничает с Уральским государственным педагогическим университетом, Институтом развития образования, другими учебными заведениями, а при изучении запросов рынка труда взаимодействует с работодателями. Начиная с 2010 года, Камышловский педагогический колледж представляет результаты научноисследовательской и методической работы, участвуя в Уральской международной выставке и форуме «ИННОПРОМ – ЭКСПО». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|