Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формирование компетенций студентов педагогического колледжа

Компетентностный подход вошел в систему российского образования в связи с включением страны в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденциями интеграции. В современном мире способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

Просмотров: 5648
Н.В. ТРИФАНОВА, директор Камышловского педагогического колледжа (Свердловская область), отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ
Е.Б ПИЧКА, заместитель директора по учебно-производственной работе, кандидат психологических наук
Е.Н. КОЧНЕВА, заместитель директора по содержанию и исследовательской работе

Компетентностный подход вошел в систему российского образования в связи с включением страны в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденциями интеграции. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

Думается, в связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС и подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов, способных продуктивно и творчески участвовать в реализации национального проекта «наша новая школа», формировании ключевых компетенций школьников. Чтобы выполнить свою миссию, добиться качественных результатов, необходимо правильно выстроить траекторию развития образовательного учреждения, определить ресурсы.

* * *

Анализ образовательной практики свидетельствует, что до настоящего времени сохраняется противоречие между дискретно­локальным характером сложившейся системы профессиональной подготовки педагогов и целостным метапредметным характером реальной профессиональной деятельности, ее интегративной природой. Так, исследования показывают, что выпускники педагогического колледжа обладают широким спектром общих и профессиональных компетенций, педагогических и предметно­технологических умений, развитыми профессионально значимыми личностными качествами. Но интегрирование этого богатства в целостную систему профессиональной деятельности является одной из самых важных и трудно реализуемых задач организации образовательного процесса.

Решить задачу, на наш взгляд, помогает новая форма организации процесса подготовки педагогов – учебная лаборатория. Как отмечают исследователи, деятельность такого подразделения нацелена на компетентностный подход, практикоориентированный (прикладной) характер обучения. Вместе с тем учебная лаборатория – способ интеграции теоретической и практической, общепедагогической и предметно­технологической подготовки будущих педагогов. С ее помощью осуществляется методическое сопровождение учебного процесса, ресурсное обеспечение изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также аккумуляция новой информации в области передового педагогического опыта и инноваций.

В рамках и средствами учебной лаборатории реализуется модель формирования профессиональных компетенций, необходимых для осуществления целостного педагогического процесса в учреждениях общего образования, которая включает связанные друг с другом компоненты – целевой, содержательный, организационно­деятельностный и результативный. При этом целевой компонент выступает как интегративный, системообразующий элемент, конкретизирующий и дополняющий требования федерального государственного образовательного стандарта.

Содержательный компонент обуславливается целью и основывается на компетентностном принципе, предполагающем отбор необходимого для формирования компетенций содержания, и принципе структурно­функционального соответствия, определяющем профессиональную деятельность педагога как технологический процесс, представляющий собой три взаимосвязанных этапа – проектирование, осуществление, контроль и оценку результатов педагогической деятельности.

Организационно­деятельностный компонент – практический процесс формирования профессиональных компетенций. Он состоит из четырех стадий: потребностно­целевой, информационно­ориентировочной, квазипрофессиональной и деятельностной. Результативный компонент включает такие показатели, как когнитивный, функционально­деятельностный, ценностно­смысловой, и определяет критический, допустимый, достаточный, оптимальный уровни сформированности профессиональных компетенций. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет корректировать процесс формирования профессиональных компетенций на основе анализа получаемой информации.

Увеличить

Подобная модель учитывает специфику определения целей, отбора содержания, организации учебно­профессиональной деятельности студентов, а также оценку результатов, отличается практикоориентированностью, интегративностью, интерактивностью, адаптивностью. Она рассчитана на поэтапное формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечение единства цели и результата, динамику исследуемого процесса.

Как показал анализ результатов образовательной деятельности, колледжу необходимы лаборатории педагогических технологий, информационно­образовательная, кейсовая, лаборатория исследователя.

Лаборатория педагогических технологий была организована на базе кабинета педагогической практики. Она работает по следующим направлениям:

  • осуществление научно­методической поддержки студентов по организации образовательной деятельности в школах, лицеях, гимназиях;
  • участие в разработке учебно­методических материалов, обеспечивающих использование современных образовательных технологий, а также модельных сценариев инновационного педагогического опыта (создание банков паспортов педагогических инноваций, моделей инновационного образования и воспитания);
  • организация и проведение научно­практических, педагогических конференций, конкурсов педагогического мастерства.

Информационно­образовательная лаборатория создавалась на базе информационно­библиотечного отдела, чтобы решить такие задачи, как:

  • индивидуализация, дифференциация процесса обучения, активизация самообразования студентов и дистанционного доступа к объектам познания;
  • приобретение опыта использования методов и средств информатики для решения задач из различных предметных областей, а также программных средств учебного назначения;
  • применение мультимедиатехнологий в образовательном процессе;
  • участие в разработке компьютерных моделей педагогической деятельности, а также в проведении микроисследований с использованием телекоммуникационной связи со школами и другими субъектами педагогической деятельности;
  • формирование электронной медиатеки инновационных образовательных ресурсов;
  • организация сетевого взаимодействия;
  • контроль и оценка достижений студентов с применением компьютерного тестирования, осуществление диагностики учебных возможностей студентов.

Кейсовая лаборатория (технология) предназначена для предоставления обучающимся информационных ресурсов в виде специализированных наборов учебно­методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения. Она является метапредметной и обеспечивает проведение комплексных междисциплинарных, интегративных занятий в рамках профессиональных модулей, обучение с помощью анализа конкретных ситуаций различного характера (ситуаций­иллюстраций, ситуаций­упражнений, ситуаций­оценок, ситуаций­проблем), позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения, развивает общие и профессиональные компетенции.

Лаборатория исследователя дает студентам возможность приобрести опыт экспериментальной, изыскательской деятельности, подготовить студентов к ее организации в учреждениях общего образования. Реализация идеи формирования профессиональных компетенций студентов будет способствовать достижению следующих результатов:

  • совершенствованию существующей образовательной ситуации в целом и организационно­содержательных и программно­методических условий процесса формирования профессиональных компетенций студентов;
  • повышению уровня готовности преподавателей к осуществлению инновационной деятельности, связанной с внедрением в процесс подготовки специалистов новых образовательных технологий;
  • улучшению качества профессионального образования и условий его достижения, востребованности выпускников;
  • разработанности нормативной, методической базы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, развитию в учебном заведении инновационной деятельности.

Оценка действенности условий, обеспечивающих освоение студентами общих и профессиональных компетенций, осуществляется на основе разработанной в колледже компетентностной модели выпускника, которая сформирована с учетом требований нормативных документов и запросов работодателей.

Компетентностная модель выпускника колледжа – это совокупность компетенций, формирующихся в процессе образовательной деятельности и гарантирующих успешное функционирование выпускника в системе общественных отношений в роли компетентного специалиста. На наш взгляд, она может включать следующие элементы: общее назначение специалиста и основные виды его деятельности, общие квалификационные требования к специалисту, структуру и содержание его деятельности, компетенции, личностные профессионально значимые качества, описание профессиональной среды.

Анализ работ современных исследователей, требований к результату образования с позиций функционального и компетентностного подхода, изучение мнения работодателя позволили определить основные компоненты модели выпускника. Это цель профессиональной деятельности, обобщенные функции, общие и профессиональные компетенции, позволяющие молодому специалисту успешно выполнять должностные обязанности и быть конкурентоспособным. Модель задает эталонные требования, с учетом которых осуществляется отбор содержания образования, проектирование материально­технических и кадровых условий организации учебного процесса, конструирование психолого­педагогических условий и средств, обеспечивающих качество образования, контроль и оценку достижений студентов внутренними и внешними независимыми экспертами.

* * *

Администрация и педагогический коллектив понимают, что сегодня образовательное учреждение не может обходиться только внутренними ресурсами, ему необходимо выйти за пределы собственного пространства. Чтобы повысить профессиональную компетентность преподавательского состава и обеспечить качественную реализацию ФГОС, колледж активно сотрудничает с Уральским государственным педагогическим университетом, Институтом развития образования, другими учебными заведениями, а при изучении запросов рынка труда взаимодействует с работодателями.

Начиная с 2010 года, Камышловский педагогический колледж представляет результаты научно­исследовательской и методической работы, участвуя в Уральской международной выставке и форуме «ИННОПРОМ – ЭКСПО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стратегии совершенствования профессионального мастерства
Развитие внеучебной деятельности студентов
IT-технологии – ресурс повышения качества
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
Шадринский политехнический колледж
Проектная деятельность как проявление созидательной активности
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа
Престиж педагогической профессии
Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
Как подготовить педагога нашего времени?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ