Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как подготовить педагога нашего времени?

Зимовниковский педагогический колледж имеет два статуса – федеральной экспериментальной площадки и областной экспериментальной. На федеральной площадке ведется исследование «Влияние культурологического личностно­ориентированного образования на развитие интеллекта студентов, способностей к познанию, познавательной деятельности, творчеству».

Просмотров: 86

Зимовниковский педагогический колледж имеет два статуса – федеральной экспериментальной площадки и областной экспериментальной. На федеральной площадке ведется исследование «Влияние культурологического личностно­ориентированного образования на развитие интеллекта студентов, способностей к познанию, познавательной деятельности, творчеству». Выбор такой темы неслучаен.

ЧУХНО Алексей Григорьевич – директор Зимовниковского педагогического колледжа, доктор философских и кандидат психологических наук.
Родился в 1946 году в п. Зимовники, Зимовниковского района Ростовской области.
Окончил Ростовский государственный университет, филологический, исторический факультеты и факультет практической психологии.
Начал трудовую деятельность в 1968 году в Омской области. Был учителем сельской школы. Кроме того, в послужном списке значатся учитель истории, директор школы, инструктор отдела пропаганды и агитации райкома КПСС. В 1991-1996 годах заведовал Зимовниковским филиалом Волгодонского педагогического училища. С 2004 года – директор Зимовниковского педагогического колледжа.
Занимается научной деятельностью, профессор. Имеет более 60 научных публикаций регионального, федерального и международного уровней, 4 монографии по общей теме «Творчество в образовании», ряд учебно-методических пособий. Занимается экспериментальной работой в области практической педагогики.
Удостоен званий «Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного просвещения», лауреат премии губернатора Ростовской области «За вклад в Донскую науку», «Лучший работник образования Дона». Награждён орденом им. А.С. Макаренко, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Хобби: футбол, поэзия.
Жизненное кредо: подходить ко всему творчески, иначе зачем?

 

Основная задача, стоящая перед педагогами колледжа, – подготовка современного квалифицированного учителя, способного не только ретранслировать определенный объем теоретического материала, но и создавать для своих учеников условия, в которых они почувствуют себя соучастниками процесса творчества, созидания. Необходимо подчеркнуть, что работать выпускникам предстоит преимущественно в сельской школе, и это существенно усложняет задачу. Известно, что в сельской местности зачастую в штыки принимаются инновации любого характера, а тенденции разрушения порой проявляются гораздо сильнее, чем в городах. Так, слабое финансирование приводит к закрытию библиотек, домов культуры, спортивных клубов, в результате молодежь оказывается предоставленной себе. Это приводит к росту наркомании, алкоголизма, правонарушений.

Сельские школы настолько бедны, что просто не в состоянии предоставить ученикам что­либо большее, чем обязательный минимум знаний по предметам. Положение значительно усугубляет практически полное отсутствие пропаганды культурных ценностей в средствах массовой информации. Все это приводит к выводу: именно сельская школа нуждается в педагоге нового поколения, способном объединить вокруг себя коллектив, создать культурный центр данной микросреды, педагоге-миссионере, провозглашающем высшие нравственные ценности и идеалы. Считаем, что стабилизация общества, его духовное возрождение будут проходить по вектору «социум – родитель – учитель – культурная среда». И фигура педагога, особенно в сельской местности, будет в этом процессе центральной.

Образовательная политика в Ростовской области нацелена на разработку и внедрение программ, обеспечивающих реализацию принципов добрососедства и взаимоуважения. Это имеет особенное значение для сельской школы, ведь в селах на сравнительно малой территории сосредоточено большое количество людей разных национальностей. Но сельские школы практически не имеют ресурсов для пропаганды идеалов дружбы и сотрудничества. Положение усугубляется дефицитом знаний о регионе, который грозит перерасти в полное отсутствие интереса учащихся к истории родного края или формирование искаженного представления о нем.

Эксперимент, который проводится в Зимовниковском педагогическом колледже, направлен на решение важной задачи современного педагогического образования – воспитание учителя, который является личностью высококультурной, высокоэрудированной, творческой и самоотверженной, способной увлечь своим энтузиазмом детей. От педагога нового времени во многом будет зависеть решение вопроса межнационального согласия, чрезвычайно важного для всех народов, населяющих Ростовскую область, издавна представляющую собой сложное полиэтническое пространство.

Поселок Зимовники, которому в 1998 году исполнилось сто лет, расположен на юго-востоке Ростовской области. Имея небольшое количество жителей, около 20 тыс., он однако играет значительную роль в экономической жизни и является культурным центром региона. Значимым населенный пункт считается еще и потому, что здесь находится педагогический колледж, в котором ведется подготовка сельских учителей – ретрансляторов идеалов культуры и общечеловеческих ценностей.

В течение длительного времени в школах отводилось незначительное место изучению региона: дети знакомились с его природой, историей и культурой только на факультативных занятиях и в кружках. Естественным результатом такой «образовательной» политики явилось отсутствие целостной системы знаний о родном крае и, в свою очередь, привело к нарушению родственных связей с малой родиной. Пагубные последствия этого процесса легко увидеть. Они выражаются, на наш взгляд, в развитии равнодушного или еще хуже потребительского отношения к родной земле, атрофировании естественного для человека чувства патриотизма. А когда безразличны родные места, что говорить о любви к Родине в целом. Незнание и отсутствие интереса к собственным культурно­историческим корням может проявиться в полном разрыве с культурой вообще, а человек без культуры подобен манкуртам, изображенным в известном романе Чингиза Айтматова. Комплексное научное изучение особенностей региона является чрезвычайно важным звеном процесса образования, и главная роль здесь принадлежит учителю. Педагог, воспитанный в лучших традициях любви к культуре, истории и природе родного края, непременно продолжит эти традиции и воспитает аналогичные качества в своих учениках.

Концепция экспериментального исследования предполагает изучение этнического фактора Донского края. Учитель должен воспринимать культуру родного региона как многослойное соединение самобытных культур народов, населяющих территорию и соседствующих с ней. Только при таком условии можно будет формировать личность, сознающую необходимость толерантного добрососедского отношения между народами Донской земли, сохранять и преумножать ценности и идеалы межнациональной культуры.

Эксперимент Зимовниковского колледжа имеет преобразующий характер. Он способствует развитию учебного заведения как центра культуры, который должен выполнять три задачи. Первая – создание среды для личностно­ориентированного культурологического образования. Вторая – выбор собственной образовательной стратегии и создание основанной на ее положениях программы развития образования, соответствующей региональным условиям. Третья – подготовка будущих педагогов к осуществлению культурно­гуманистических и личностно­развивающих функций, способных обеспечивать личностный рост учеников и реально осуществлять гуманизацию образовательного процесса.

Для решения задач эксперимента творческая группа преподавателей разработала программу развития колледжа на 2010-2015 годы, нацеленную на сохранение традиционной культуры коренных этносов, всестороннее гуманитарное образование и развитие творческих способностей студентов. Программа предполагает преобразование структуры колледжа, создание новых структурных подразделений, которые самостоятельно определяют направления исследовательской деятельности.

Для комплексного изучения края в колледже создан центр регионоведческих исследований, реализующий основные принципы межнационального согласия с учетом условий, создавшихся в области.

Направления деятельности центра таковы:

  • исследование природы, экономики, истории, языка и культуры многонационального региона;
  • введение в научный оборот результатов регионоведческих исследований;
  • разработка стандарта регионоведческих знаний для учащихся общеобразовательных школ юго¬востока Ростовской области;
  • подготовка учебных пособий, обеспечивающих выполнение стандарта регионоведческих знаний (приложения к существующим учебникам истории, литературы, истории мировых цивилизаций и т.д.);
  • вовлечение студентов в исследовательскую работу по изучению региона;
  • популяризация знаний о прошлом и настоящем края;
  • издательская деятельность;
  • взаимодействие с другими научными учреждениями, занимающимися изучением региона.

Работа по этим направлениям ведет к созданию полиэтнического культурного пространства в соответствии с принципами областной программы «Межнациональное согласие и взаимодействие», рассчитанной на 2013-2017 годы.

Центр регионоведческих исследований состоит из шести отделов.

В отделе экономики и современных проблем региона осуществляется комплексное изучение истории развития и текущего состояния всех отраслей народного хозяйства, современной социальной сферы, политических вопросов.

Деятельность отдела природы, экономики и природопользования направлена на экологическую подготовку будущих учителей, выработку способностей жить в гармонии с природой и собой, воспитание ответственности за состояние окружающей среды.

Отдел языка и литературы, курирует изучение студентами особенностей культуры (языка) этносов Ростовской области, литературы Донского края как части национальной культуры.

Работа отдела истории культуры посвящена изучению культурного поселения древних сообществ региона, а также популяризации знаний по истории культуры народов, которые населяли данную территорию.

Отдел археологии занимается комплексным исследованием древней истории Доно­-Манычского междуречья.

Родственную тему, но уже в близкий к нашему времени период, разрабатывают в отделе истории и этнографии – освоение славянами междуречья Дона и Маныча в ХIХ-ХХ веках. Также здесь изучаются религиозно-мифологические представления древнейшего населения региона и исследуются проблемы гидродинамики юго-востока Ростовской области.

Одной из структурных единиц центра является редакционная коллегия сборника регионоведческих исследований колледжа.
На базе каждого отдела действует студенческая исследовательская группа. Таким образом, выполняются задачи эксперимента – создание условий для реализации креативного потенциала студентов, повышение качества подготовки будущих специалистов, овладение обучающимися методикой и навыками исследовательской работы.

Работая в русле своих направлений, отделы центра движутся к единой цели – обеспечения формирования и становления педагога, являющегося творческой высококультурной толерантной личностью, знающего культуру народов, соседствующих с русским, умеющего приобщить своих учеников к ценностям мировой и национальной культуры.

На этом пути уже есть хорошие результаты. Так, благодаря усилиям отдела языка и литературы в учебные планы колледжа введена дисциплина «Фольклор народов Северного Кавказа», знакомящая студентов с замечательными памятниками устного народного творчества многонационального населения региона. Кроме того, выпущены две хрестоматии, причем первая, «Нартовский эпос», подготовлена в довольно короткий срок. Она состоит из трех частей и включает сказания, бытующие у многих северо-кавказских народов – от Дагестана на востоке до Адыгеи на западе. Разработанный отделом факультативный курс носит аналогичное название. Другая хрестоматия – «Поэты степного края» – посвящена литературе Дона. Это сборник стихотворений. Разножанровые творческие работы студентов опубликованы в альманахе «Литературная гостиная».

Отдел истории и этнографии внес вклад в создание полиэтнического пространства колледжа, организовав изучение истории религий Донского края. В настоящее время религиоведение преподается студентам нескольких отделений, причем акцент делается на особенности православия, ислама и ламаизма, так как большинство народов, населяющих территорию региона и соседствующих с ним, исповедуют именно эти религии.

Заслуживает одобрения работа отдела археологии. Юго-восток Ростовской области богат памятниками различных эпох – от каменного века до позднего средневековья, однако внимание археологов привлек сравнительно недавно. Особую ценность имеют результаты раскопок двух последних десятилетий. В колледже организовано несколько студенческих археологических экспедиций. По их результатам подготовлены публикации в таких изданиях, как «Археологические свидетельства древних обычаев, обрядов, ритуалов», «Краткие сообщения центра регионоведческих исследований Зимовниковского педагогического колледжа».

Эффективно работает отдел истории культуры, на базе которого изданы учебно-методические пособия для учителей математики «Треугольник. Из эпохи в эпоху», «История математического образования в России», для учителей начальных классов и ИЗО – «Роль пленэрной практики в развитии креативного потенциала студентов. Из опыта работы», раскрывающее неоценимое значение методики непосредственного контакта с природой родного края.

Центр регионоведческих исследований готовит учебные пособия, обеспечивающие выполнение стандарта регионоведческих знаний, вовлекает студентов в исследовательскую работу по изучению особенностей родного края. Но, несмотря на разносторонний характер деятельности, основным направлением работы является создание полиэтнического культурного пространства.

Учебный процесс в ходе эксперимента не просто совершенствуется, но и насыщается идеями личностно­ориентированного образования культурологического типа, предусматривающего в первую очередь развитие культуротворческих и познавательных способностей и познавательной деятельности будущих педагогов. Для решения этой задачи разработаны концептуальные положения процесса воспитания студентов, соответствующие целям запланированных преобразований.

В современных условиях экономического и политического реформирования существенно изменились как социокультурная жизнь общества, так и требования, предъявляемые к выпускнику учебного заведения. Эта проблема более всего актуальна для педагогического образования. В настоящее время школе нужен не узкий специалист¬предметник, а личность, способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, помочь жизненной адаптации, самоопределению, творческой реализации. Значит, учебное заведение должно создать условия для развития личностного ресурса студентов: их склонностей, творческих способностей, углубления познавательного интереса. Это возможно только тогда, когда создана соответствующая среда, в которой раскрывается культуротворческий потенциал личности, формируется потребность к постоянному духовному самосовершенствованию, осуществляется подготовка к свободной творческой деятельности, культивируется саморазвитие как одно из основных достоинств человека.

В науке человек определяется как саморегулирующаяся, саморазвивающаяся система со всем комплексом наследственных, прирожденных, приобретенных и развитых в процессе индивидуальной и социальной жизни качеств. Индивиду от природы присущи потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Ориентируясь на идею личностно­ориентированного образования, воспитание нужно рассматривать как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, а не как процесс однонаправленного воздействия воспитателя на воспитуемого. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский выразил эту мысль следующим образом: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».

Основу современного образования должна составлять деятельность и постепенное саморазвитие самого учащегося, а давать материал для этого и осуществлять целенаправленное управление становлением личности призван педагог.

В процессе саморазвития четко определяются силы и возможности, достоинства и недостатки личности, намечается программа деятельности и совершенствования способностей. Человек сознательно преобразует себя в соответствии со своим творческим трудом. Массовое вовлечение студентов в процесс саморазвития осуществляется при условии четко спланированной, интересной и разнообразной системы воспитательной работы.

Деятельностная среда формирует стойкие потребности в самопознании, самообразовании, самоутверждении, саморегуляции, самоопределении, самовоспитании, самоактуализации и самореализации. В конечном итоге это приводит к возникновению доминирующей установки осознанно и целенаправленно улучшать себя. Установка сохраняется в дальнейшем.

Исходя из концептуальных положений, изложенных выше, цель воспитания сформулирована как доведение развития личности обучающегося до зрелого уровня самосовершенствования, который характеризуется рядом следующих качеств:

  • устойчивостью целей и задач, превращением их в доминанту жизнедеятельности;
  • владением совокупностью умений самосовершенствования;
  • высоким уровнем самостоятельности, готовностью к включению в профессиональную деятельность;
  • творческим характером деятельности;
  • осознанным поведением, направленным на свое улучшение;
  • результативностью, эффективностью самоформирования личности.

Конкретизирована цель в таких частных задачах, как:

  • формирование у студентов потребностей саморазвития;
  • вооружение знаниями, методами, приемами самосовершенствования;
  • совершенствование навыков саморазвития путем культуротворческой деятельности;
  • обеспечение условий для выявления и развития творческих возможностей и максимальной самореализации личности в различных видах творческой деятельности;
  • формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержание и развитие творчества учащихся в его разнообразных проявлениях;
  • создание воспитательно­-образовательной среды, направленной на формирование и удовлетворение потребностей в продуктивных, творческих видах деятельности.

В целом воспитательный проект колледжа ориентирован на модель выпускника и потребности общества в высокообразованных, инициативных, творческих учителях, способных увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить национальную духовную культуру.

В связи с большим объемом и сложностью запланированной деятельности в модель преобразующего эксперимента Зимовниковского колледжа включены новые структурные подразделения – творческие лаборатории, организованные практически во всех отделениях, а также студенческие творческие сообщества разного профиля. Они необходимы, чтобы существенно облегчить задачу подготовки будущих педагогов к осуществлению культурно-­гуманистической и личностно­развивающей функций. Педагог новой формации – человек высокой культуры, основанной на гуманистических идеалах, и, применяя инновационные технологии, он должен обеспечивать личностный рост учеников, воспитывать у них такие качества, как патриотизм, толерантность и способность к творчеству.

«Я мыслю себе XXI век, – писал академик Д.С. Лихачев, – как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке». Российский педагог должен соответ­ствовать требованиям времени.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гогоберидзе А.Г. Становление субъектной позиции будущего педагога как фактор развития творческой индивидуальности ребенка // Педагогика творчества: Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб., 2000.
  2. Лихачев Д.С. О национальном характере русском // «Вопросы философии». 1990. № 4.
  3. Матвеев В.А. Национальный вопрос и государственно-политические реальности России // Российская историческая политология. Ростов н/Д, 1998.
  4. Москвина А.В. Феноменология творчества в контексте отечественных образовательных традиций // Теория и практика образования в контексте отечественной культуры: Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и дети». СПб., 2001.
  5. Радовель М.Р. Соотношение этнического и гражданского «полей» российского менталитета в контексте актуальных культурных задач общества // Профессиональная культура учителя экономики и права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Вып. 2. Ростов н/Д, 2000.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-72, личный опыт, СПО, зимовниковский педагогический колледж, педагогическое образование, алексей чухно

Похожие материалы:
Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
Формирование компетенций студентов педагогического колледжа
Престиж педагогической профессии
Управление качеством в условиях модульно-компетентностного подхода
Особое пространство формирования личности
Психологическая служба в системе учебного заведения
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Управление в пользу качества
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#103Выборгский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина готовит кадры по стандартам WSR
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний