Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новой школе – педагоги новой формации

Каким должен быть педагог новой формации, конкурентноспособность студента педагогического вуза, его компетенции и квалификации – вот основные вопросы, которые сейчас стоят перед Челябинским государственным педагогическим университетом.

Просмотров: 3525
ЛАТЮШИН Виталий Викторович, ректор Челябинского государственного педагогического университета, профессор

При обсуждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» профессиональное сообщество озадачилось принципиальным вопросом о том, каким же должен быть педагог новой формации? Уже высказываются мнения, что педагогу будущего необходимо быть не просто открытым для новшеств, но также знать психологию и особенности развития школьников, обладать высокой компетенцией предмета, владеть современными образовательными технологиями, уметь организовать внеклассную работу и процесс социализации своих подопечных. Ориентир на подготовку таких специалистов в области образования уже взят в ряде российских педагогических вузов. Но из каждого ли абитуриента, ступившего на порог вуза, получится хороший учитель? О подготовке педагогов в соответствии с современными условиями мы беседуем с ректором Челябинского государственного педагогического университета, профессором ЛАТЮШИНЫМ Виталием Викторовичем.

Аршином общим не измерить…

– Виталий Викторович, в одном из своих интервью вы говорили о том, что единый государственный экзамен лишает приемную комиссию живого общения с абитуриентом, а для педагогического вуза это очень важно, поскольку молодой человек может оказаться профессионально непригодным для работы учителем. Серьезные проблемы в педагогической деятельности могут создать, например, сильное заикание или серьезный физический недуг. Недавно президент РФ Дмитрий Медведев заявил о том, что ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. А какую форму вступительных испытаний лично вы видите оптимальной при приеме абитуриентов в педагогический вуз?

– В педагогическом вузе, наверное, также, как и в театральном, еще до начала обучения важно оценить в абитуриенте возможность и умение рассуждать, услышать его речевые особенности. В прежние времена абитуриент перед поступлением в педагогический вуз приносил рекомендации из школы. Это говорило о том, что он имеет определенную мотивацию к работе с детьми, возможно, получил опыт общения с ними в качестве вожатого, помогал организовывать школьные мероприятия. Поэтому коллектив школы со всей ответственностью заявлял, что из него может получиться хороший педагог. Сейчас мы не можем использовать такие данные, поскольку их не предусматривает вариант с приемом по результатам ЕГЭ. Из форм вступительных испытаний исключены те, которые могли бы показать способность абитуриента к творческой переработке информации и использованию ее для подготовки учеников.

В нынешних условиях мы должны принять в вуз абитуриентов только по результатам ЕГЭ и выпустить при этом высококлассных специалистов, соответствующих требованиям, которые сегодня общество и государство предъявляют к работе педагога. Однако сейчас в профессиональном сообществе говорится о том, что вузы должны иметь возможность проводить творческие вступительные испытания. Надеемся, это позволит нам еще более качественно решить вопросы, возникающие в ходе приемной кампании.

– На педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге перед современной школой была поставлена задача раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А будут ли готовы педагоги, которые грядущим летом покинут стены ЧГПУ, приступить к выполнению этой непростой задачи? Какая работа ведется в университете для того, чтобы будущие учителя могли подобрать ключик к каждому ученику?

– Чтобы наш выпускник был конкурентоспособным на рынке труда, нужно говорить о необходимости увеличения часов, отдаваемых практической деятельности. В какой-то степени подталкивают к этому и новые стандарты подготовки бакалавров, устанавливающие верхнюю планку количества лекционных часов. При этом на подготовку бакалавров отводится четыре года. Следовательно, мы можем всего три года организовывать студентам летние практики и практики, непосредственно связанные с работой в школе.

После первого курса студента в школу не отправишь и, честно говоря, в летний лагерь – тоже. Но, чем больше в обучении студента присутствует практической деятельности, тем качественнее он будет подготовлен.

Сегодня ЧГПУ проводит достаточно серьезную работу в этом направлении. Мы сохранили практику в летних оздоровительных центрах и лагерях. Мы используем подчас самые сложные для работы студентов лагеря, например, как ВДЦ «Орленок». Работая в «Орленке», студент получает возможность ощутить самые высокие требования, предъявляемые к работе с детьми. Нужно выложиться полностью, чтобы общение с педагогом оставило след в душе ребенка.

Судя по оценкам из ВДЦ «Орленок», областных лагерей, а также лагерей «Зеленый город» под Санкт-Петербургом и «Звездный» под Тюменью, наши студенты не просто готовы к работе, а очень часто проявляют в ней творчество и инициативу, умеют организовать ребят на выполнение самых сложных задач. Практика в лучших школах области дает такие же результаты.

Компетентная среда

– В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в российской системе образования предполагается создание среды для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации. Как вы считаете, потребуют ли эти условия новых компетенций от выпускников педагогических вузов – например, в области психологии, коррекционной педагогики и социальной работы?

– В российской школе, как и во всем мире, действительно планируется совместно обучать здоровых детей и детей с различными отклонениями, чтобы их социализация началась как можно раньше. И на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ открыты все специальности, которые только могут быть востребованы в этих направлениях учительской работы.

Наши студенты работают волонтерами и очень часто бывают в учебных заведениях различных типов, поэтому видят с какими проблемами и сложностями сталкиваются их ученики. На мой взгляд, человек, работающий с такими детьми должен обладать несколькими качествами, каждое из которых можно было бы начать с приставки «СО»: СОстрадание, СОчувствие, СОпричастность. Если человек обладает этими очень необходимыми нашему обществу качествами, то он никогда не причинит вреда ребенку, имеющему проблемы.

Такой подход необходим и в социальной работе – с людьми, которые нуждаются в защите и помощи со стороны общества. В нашем университете также есть факультет социального образования, выпускники которого приходят работать в учебные заведения, подведомственные Министерствам образования и науки и социальных отношений Челябинской области. В министерствах высоко оценивают их степень подготовки.

– В новых квалификационных требованиях и характеристиках учителей центральное место занимают профессиональные педагогические компетенции. Какими компетенциями, на ваш взгляд, должен обладать учитель новой российской школы? Что предстоит изменить в программах ЧГПУ, чтобы студенты университета в полной мере получили эти педагогические компетенции?

– В образовательных стандартах ЧГПУ отражены все необходимые педагогу компетенции. Любая из них опирается на определенные знания, умения и навыки, а ими мы, в общем-то, вооружали своих выпускников всегда. Другое дело, что компетенция должна предусматривать еще и умелое использование полученных знаний, умений и навыков, а для этого, как я уже говорил, необходима практика.

Хочу заметить, что никогда из стен вуза не выйдет человек, сразу готовый к решению любых практических задач. Молодому специалисту необходим достаточно большой период знакомства с практической деятельностью, с вопросами, которые остались «за бортом» университета. Скажем, при всем желании мы не можем подготовить студента ко всем особенностям взаимоотношений, которые складываются в школьном коллективе годами.

Если говорить о профессиональных компетенциях, то отмечу, что в ЧГПУ серьезное внимание уделяется подготовке выпускника к работе в любых учебных заведениях. Практика показывает, что наши выпускники находят себя не только в обычной общеобразовательной школе, но и в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях. Многие из них, будучи прекрасно подготовленными к деятельности в системе «человек-человек», работают вне сферы образования.

Учитель и организатор досуга

– Инициатива «Наша новая школа» предполагает, что школы должны стать центрами досуга, в которых дети смогут участвовать в самодеятельных праздниках, концертах, спектаклях и спортивных мероприятиях. В структуре ЧГПУ существует Институт дополнительных творческих педагогических профессий (ИДТПП). Поскольку новый стандарт образования предусматривает обширную внеаудиторную занятость школьников, мог быть стать полезным опыт ЧГПУ для других педагогических университетов?

– Институт предлагает почти 50 направлений подготовки, и студенты с удовольствием выбирают и получают дополнительное образование. Выпускникам мы выдаем сертификаты, которые на уровне Челябинской области высоко котируются. Их обладатели в состоянии организовывать со школьниками занятия как в спортивных секциях, так и в кружках и коллективах художественной самодеятельности на профессиональном уровне.

В коллективах ИДТПП можно научиться искусству пользоваться своей речью грамотно, красиво и четко. Определенный вклад в развитие тех или иных педагогических компетенций вносит масса университетских конкурсов. За учебный год в вузе проходит порядка 60 мероприятий с участием коллективов ИДТПП. Каждое из выступлений являет собой пример использования полученных компетенций в дополнительном образовании. Считаю необходимым распространить этот опыт на все педагогические вузы.

– Нынешний год в России является ключевым в процессе перехода на уровневую систему высшего профессионального образования. Готов ли будет ЧГПУ с 1 сентября 2011 года работать в соответствии с Болонскими договоренностями?

– В принципе, университет был готов перейти к уровневому образованию уже в нынешнем сентябре, но мы только сейчас начали получать утвержденные стандарты третьего поколения, по которым необходимо работать. Впереди колоссальный труд по составлению программ, по распределению нагрузки, по подготовке вновь читаемых курсов, изменениям существующих и т.д. С 2011 года, конечно, мы в полном объеме перейдем на работу по стандартам третьего поколения, но это не значит, что сегодня мы не работаем в рамках Болонской системы. Часть факультетов ЧГПУ успешно реализует программы уровневого образования не один год. Например, полностью работают по такой схеме факультеты дошкольного, социального образования, психологии, и ряд других.

При разработке образовательных программ больших сложностей мы не отмечаем. Однако необходимо переосмыслить ряд материалов, которые излагаются студентам, и сделать их в какой-то степени более современными, может быть, более привязанными к компетенциям, которые необходимо формировать и развивать у будущего учителя.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В чем суть модернизации педагогического образования?
Изменения в системе подготовки педагогов
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Сельская школа - перспективы развития
Блиц-интервью: ожидания от Года учителя
Модернизация педагогического образования
Подготовка мастеров производственного обучения
Приоритетные направления развития ДПО педагогического вуза
Учитель в современной системе образования России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ