Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация педагогического образования

В статье ректора Карельской государственной педагогической академии С.П. Гриппы «Три кита» педагогического образования» рассматриваются некоторые принципиальные моменты модернизации высшего педагогического образования.

Просмотров: 3579

«Три кита» педагогического образования

Модернизация педагогического образования и региональные проблемы подготовки учителей

ГРИППА Сергей Павлович – ректор Карельской государственной педагогической академии, кандидат географических наук, доцент. Действительный член Русского географического общества. Имеет знаки «Отличник народного просвещения РФ», «Отличник геодезии и картографии РФ»

В последние годы много говорят о модернизации образования, в том числе педагогического. Это и понятно – накопилось слишком много проблем в системе общей и профессиональной подготовки. На это есть как субъективные, так и объективные причины. Подготовка учителей – достаточно сложное и весьма затратное дело, причем – это «штучное производство». Обратимся к некоторым из проблем…

Сначала нужно понять – нужен ли обществу Учитель? Убежден, нужен! Всем известны тривиальные, набившие оскомину, истины: «Учителями славится Россия…», «Учитель самый уважаемый человек общества…» и т.п. Однако об учителях вспоминают лишь 1 сентября в День знаний и 5 октября в День учителя, даже праздничного концерта, посвященного Дню учителя, на центральных каналах никогда не было! Грустно, пессимистично? Да! И этот пессимизм основан на том, что многие годы проблемы учительства не решаются: еще в 1991 году первый Указ первого Президента России Б. Н. Ельцина был направлен на повышение благосостояния учителей – привести зарплату к уровню средней по промышленности. Сейчас заработная плата учителей остается одной из самых низких, и даже переход на новую систему оплаты труда не решил всех проблем.

И, тем не менее, свет появился в конце тоннеля – это положительные тенденции в поддержке российской школы – приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». У учителей и школ появилась возможность показать, на что способны педагоги и образовательные учреждения в своей работе. Результаты конкурсов потрясающие. А ведь понадобилось немного – хорошее финансирование и внимание.

Следующий 2010 год объявлен Годом учителя. Это тоже знаковое событие. Однако стоит задуматься, какого учителя ждет современная школа?

Для того, чтобы подготовить хорошего учителя в педагогическом вузе, требуется учитывать, на наш взгляд, три основных принципа: принцип непрерывности и фундаментализации педагогического образования, принцип использования научных достижений в образовательном процессе, принцип воспитания социальной ответственности будущего педагога. Фундамент для реализации этих принципов десятилетиями складывался в педагогических вузах, и работа эта постоянно совершенствовалась. Наверное, сейчас пришла пора задуматься над тем, что мы вкладываем в содержание этих принципов, готовя нового учителя для новой школы в условиях перехода на двухуровневую систему.

Принцип непрерывности и фундаментализации педагогического образования подразумевает такую подготовку, чтобы учитель, начиная работу в образовательном учреждении, смог сразу применять свои знания и умения на практике (навыки придут с опытом). И обязательно обладал бы высоким уровнем компетенции как в предметной, так и в общепрофессиональной (психолого-педагогической) области. Кроме того, реализация этого принципа формирует потребность в продолжении образования и постоянном повышении квалификации.

Наша задача заключается в том, чтобы современный учитель быстрее вошел в профессию. Для этого сейчас меняются государственные образовательные стандарты и планы, внедряется уровневая – более гибкая и прогрессивная – система подготовки. С одной стороны, хорошо: у бакалавров появится возможность получать разностороннее образование; магистерские программы позволят внедрять научные достижения в подготовку учителей.

Но есть и другая сторона медали: бакалаврская подготовка изначально подразумевает, что учитель будет вести в школе одну дисциплину, в то время как раньше многие учителя имели две специальности – математик-физик, географ-биолог, английский-немецкий и т. д. Это было спасением для небольших школ, в том числе малокомплектных. Дело в том, что в таких школах классных параллелей – не более одной-двух, следовательно, нагрузка учителя будет определяться количеством часов. Возникает вопрос: какую нагрузку определить бакалавру с одной дисциплиной подготовки? На шести-восьми часах в неделю много не заработаешь. Можно возразить: надо готовить магистров! Но, во-первых, не каждый магистр придет на работу в школу, так как у него сформировано сознание, направленное на научную деятельность. Во-вторых, магистров будет не так много, примерно 10-20 процентов от числа бакалавров. На наш взгляд, необходимо сохранить «специалитет» в педагогических вузах с возможностью подготовки по двум специальностям. Иначе через пять-семь лет мы придем к системному дефициту учителей в регионах России, особенно малонаселенных.

В подготовке учителей особое значение имеет система проведения педагогических практик. Они должны пронизывать весь учебный процесс, начиная с первого курса. Хорошим решением было бы ввести в программу подготовки учителей дипломную практику, то есть годичную стажировку, и только после этого выдавать диплом. В этом случае молодой человек не только попробует свои силы, но и поймет, сможет ли он стать учителем.

В Карельской государственной педагогической академии педагогическая практика занимает ведущую роль в системе подготовки учителей. Начиная с третьего, а на некоторых факультетах и со второго курса, студенты выходят в образовательные учреждения на так называемую «пассивную практику»: знакомятся с ежедневным трудом учителя, общаются с детьми, помогают классным руководителям и воспитателям, организуют учащихся и детей из дошкольных учреждений для посещения выставок, театров, ведут кружки и т.д. Собственно уроки и внеурочную работу студенты-практиканты проводят, обучаясь на старших курсах. Знаменательно то, что после педагогической практики студенты по-другому относятся к своей учебе. Именно практики помогают формировать учительское самосознание.

Серьезным «подспорьем» стала созданная в академии система дистанционной поддержки педагогической практики средствами интернет-технологий – студенты имеют возможность получить любую консультацию: как подготовить урок и провести его, как лучше написать конспект, куда пойти с классом на экскурсию и многие другие вопросы. Там же можно выложить свои материалы для обмена опытом, сформировать отчет по педпрактике.

Принцип использования современных научных достижений в подготовке учителей подразумевает интеграцию образования и науки. Часто задают вопрос: может ли в педагогическом вузе развиваться фундаментальная наука? Да, может, а продукты научного поиска преподавателей, аспирантов и студентов должны быть конкурентоспособными на рынке инноваций. Примером этому может служить успешный опыт научно-исследовательской лаборатории физики наноматериалов КГПА. В 2008 году на 14-ой Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» в Санкт-Петербурге проект сотрудников, аспирантов и студентов лаборатории «Наномембраны на основе анодного оксида алюминия» был удостоен высшей награды и золотой медали в номинации «Лучший инвестиционный проект в области новых материалов и химических продуктов». По результатам проектной деятельности получены три патента, запущен механизм коммерциализации результатов НИОКР.

«Мы – за полноценное сохранение педагогического образования…»

Исключительно важную роль играет сотрудничество академии с Карельским научным центром (КарНЦ) РАН. За последнее десятилетие на базе КГПА при участии ученых и научных сотрудников КарНЦ созданы проблемные научно-исследовательские лаборатории, реализуются совместные крупные научные проекты в области экологии и природоохранной деятельности, рационального природопользования, социальноэкономического прогнозирования. Ведущие ученые научного центра возглавляют кафедры академии, руководят аспирантской подготовкой, а студенты КГПА имеют возможность работы в институтах и лабораториях КарНЦ РАН, принимают активное участие в совместных экспедиционных исследованиях.

По существу, в академии сформирована уникальная по характеру региональная модель интеграции вузовской и академической науки, что, несомненно, сказывается на повышении наукоемкости подготовки педагогических кадров. В качестве конкретных инструментов интеграции науки и образования на ближайшую перспективу выступят: создание Центра коллективного пользования Карельского научного центра РАН и КГПА, создание на базе КГПА новых совместных с КарНЦ РАН научных лабораторий, а на базе институтов КарНЦ РАН – базовых кафедр академии.

Принцип воспитания социальной ответственности будущего педагога, наверное, самый главный в системе подготовки учителя! Почему возникают учительские династии? Да потому, что в семье была соответствующая атмосфера. Так и в педагогическом вузе – нужна атмосфера, которая будет способствовать формированию педагогического самосознания. Этот учительский дух должен пронизывать всю студенческую жизнь в педагогических вузах: на лекциях, в общественной жизни вуза, дома, в общежитии.

В нашей стране сложилась замечательная система подготовки педагогических кадров. Вузы длительное время шли к ней, нарабатывали и обменивались опытом, разрабатывали новые педагогические технологии и т.д. И вот теперь нас призывают переориентировать педагогическую подготовку на классические университеты… Следует заметить, что во многих университетах ведется подготовка учителей. Однако, студенты таких вузов чаще всего не мотивированы на учебу по педагогическим специальностям, количество времени по госстандарту на их подготовку выделяется значительно меньше, чем в педвузах. Наглядным примером могут служить цифры: например, в Республике Карелия более 80 % учителей и других работников образования являются выпускниками нашего педагогического вуза, за 78 лет своей работы было подготовлено более 30 тысяч педагогов; на оставшиеся проценты приходятся выпускники педагогического колледжа и классического университета.

Мы глубоко убеждены, что подготовка учителя по схеме: четыре года в классическом университете, а затем два года – в магистратуре по педагогике или на курсах повышения квалификации не даст нужного эффекта. При такой модернизации реально возникнет риск «выплеснуть ребенка вместе с водой». Учить и воспитывать детей должны специалисты самой высшей квалификации, прошедшие серьезную подготовку в педагогических вузах! Поэтому мы – за полноценное сохранение педагогического образования, и не в виде «падчерицы» классических университетов, а в виде самодостаточного, с огромным багажом опыта и знаний высшего профессионального образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост
Сельская школа - перспективы развития
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
Изменения в системе подготовки педагогов
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Малые предприятия при медицинских вузах
Новой школе – педагоги новой формации
Новый формат педагога
ННГАСУ: особенности реализации уровневого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ