Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Изменения в системе подготовки педагогов

Интервью с Ириной Соколовой, директором Института педагогического образования РАО, об инициативе "Наша новая школа", перспецтивах и задачах модернизации образования.

Просмотров: 2915

Подготовка педагогов требует существенных изменений. Но… к ряду их нельзя не относиться с тревогой

Ирина СОКОЛОВА, директором Института педагогического образования РАО (г.Санкт-Петербург)

Ключевую роль в реформе образования и реализации инициативы «Наша новая школа», по заявлению Президента РФ Дмитрия Медведева, будут играть российские учителя. Но на сегодня это одна из самых больших и социально уязвимых групп населения. Насколько условия работы школ и возможности наших педагогов пригодны для решения задач, поставленных руководством страны?

Об этом и других актуальных вопросах наш корреспондент беседует с Ириной СОКОЛОВОЙ, директором Института педагогического образования РАО (г. Санкт-Петербург).

– Ирина Ивановна, какие вопросы, проблемы высшего профессионального педагогического образования в России можно отметить как наиболее острые? Наблюдаются ли несомненные достижения, подвижки в их решении по завершении Года учителя?

– Педагогическое образование испытывает серьезные изменения. Как и вся система ВПО, педагогическое образование переходит на подготовку бакалавров (4 года) и магистров (2 года после бакалавриата). Изменяется структура подготовки педагогов в связи с принятыми в 2010 году новыми федеральными государственными образовательными стандартами. В основе изменений – компетентностный подход, оценивание результатов с помощью системы зачетных единиц. В этом смысле мы становимся ближе к Европе.

Сегодня ясно, что в условиях новых требований школы система подготовки педагогов должна претерпеть существенные изменения. Это повышение требований к фундаментальной подготовке в предметных областях, расширение поля психолого-педагогических знаний, компетентности и ответственности специалиста, работающего в школе, изменения видов его деятельности и структуры самой педагогической профессии. Стремительно изменяется общество, изменяется ребенок, изменяются и требования к учительскому труду. В этих условиях учителю необходимы профессиональная поддержка и помощь.

Проблемы российского учителя известны. Это повышение его социального статуса, включая механизмы материального стимулирования труда, совершенствование подготовки и переподготовки, повышение квалификации будущего педагога в системе непрерывного образования, в том числе на базе корпоративных или дистанционных систем. Важен вопрос постоянного методического, психологического сопровождения учителя. Острой проблемой является и привлечение в школу молодых и хорошо подготовленных специалистов.

Как решаются эти проблемы? Школы переходят на новые механизмы финансирования, однако в целом проблема денежных ресурсов школ, заработной платы учителя в стране не преодолена. Только в трех регионах учитель получает достойное вознаграждение. Учительство нашей страны попрежнему относится к малообеспеченным слоям населения.

За последний год приняты и внедряются различные законодательные акты, касающиеся педагогов. Прежде всего, это квалификационные требования к работникам образования, где отражено появление новых профессий, например, тьютора. Что касается новых образовательных стандартов подготовки педагогов и требований к их аттестации, выделено три крупных направления подготовки в высшей школе: педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование, психолого-педагогическое образование. В разработке идей наполнения стандартов в качестве разработчиков приняли участие крупнейшие педагогические университеты – МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, МГППУ и несколько десятков других, научные институты, работодатели (департаменты по образованию, директора образовательных учреждений) и общественные организации. Институт педагогического образования РАО (г. Санкт-Петербург) совместно с президиумом РАО также участвовал в согласовании, доработке, экспертизе стандартов педагогического образования. Наверное, не все эти документы идеальны, но появилась возможность открыто обсуждать их, критиковать и дорабатывать.

Педагог – особая профессия, требующая серьезнейшей специальной подготовки и мотивации ее носителя, особой образовательной вузовской среды. Понятно, что в системе педагогического образования необходимы реформы, но они должны рождаться в недрах самой системы, стимулироваться, поддерживаться и сопровождаться научными исследованиями.

– Проводил ли Институт педагогического образования РАО в 2010 году исследования по профильной тематике? Нельзя ли вкратце ознакомить наших читателей с наиболее интересными результатами.

В целом, в системе педагогического образования готовятся революционные изменения. К ряду их нельзя не относиться с тревогой. Так, в стране закрылись или изменили свой статус более полутора сотен педагогических вузов. В условиях роста количества школьников в ближайшие годы этот шаг представляется непродуманным и экономически неоправданным.

– Наш институт завершает третий год своей работы по темам, связанным с развитием педагогического образования. В Год учителя мы подготовили и провели ряд крупных мероприятий, среди которых международная конференция, посвященная методологии, теории, практике педагогического образования в России и за рубежом, петербургский форум «Профессия и карьера», ряд круглых столов, на которых обсуждались проблемы и перспективы развития деятельности учителя XXI века. Среди реализованных хотелось бы отметить инновационный проект «Сегодня – молодой учитель, завтра – лидер образования». В ходе его 11 молодых перспективных учителей стали лучшими, подготовив свои управленческие модели решения актуальных школьных проблем и защитив их перед педагогической общественностью города.

Сотрудники института получили ряд серьезных результатов и в области исследования деятельности педагогов, прогностики развития педагогического образования. Эти результаты отражаются в наших публикациях, часть из них представлена в моей статье.

– Каковы, на ваш взгляд, тенденции и перспективы развития системы педагогического образования? Что дал для улучшения ситуации в этом плане Год учителя?

– Год учителя, прежде всего, позволил привлечь внимание каждого из нас к проблеме подготовки, обеспечения современных качественных условий деятельности учителя. Учитель является ключевой фигурой, обеспечивающей долгосрочный успех любых реформ в стране. Тем не менее, сама система образования по природе своей является инерционной, ориентированной на сохранение лучших своих традиций, что определяет специфику механизмов взаимодействия власти с этой системой. Хотелось бы верить в то, что лучшие традиции нашей отечественной системы педагогического образования возрастут и дадут хорошие плоды на обновленной почве профильных учреждений. Научное обеспечение и сопровождение такого развития является одной из значимых задач нашего института.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: российская академия образования, реформы образования, педагогическое образование, ирина соколова, точка зрения, ао-44

Похожие материалы:
Сельская школа - перспективы развития
Новой школе – педагоги новой формации
Социально-профессиональный портрет педагога
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Модернизация педагогического образования
О проблемах подготовки педагогических кадров
Новой школе – новый учитель

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#104Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#105Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний