Сельская школа - перспективы развитияВ Алтайском крае много сельских школ, в них требуются учителя особой квалификации – полипредметники. Учитывая это, АлтГПА реализует совмещенные образовательные программы и программы, усиленных специализацией. Просмотров: 5814
Сельская школа должна жить и развиваться
Образование выступает главным фактором развития современного общества, особенно если говорить о перспективах наукоемкого производства, процессах интеграции в мировое экономическое пространство, повсеместном утверждении информационно-коммуникационных технологий и т.д. А в российской глубинке оно является, наряду с дорогами, электролиниями, средствами коммуникации, больницами, элементарной основой цивилизации. Поэтому о благополучии многих российских регионов и их социальном развитии можно говорить только в связи с сохранением и укреплением сельской школы. Большинство сельских школ нашей страны имеют проблемы с материально-технической базой и подготовкой учителей, которая далеко не во всем соответствует современным требованиям. В некоторых из них штат не укомплектован необходимыми специалистами, и ведутся не все предметы образовательного цикла. Проблемы сельской школы неоднократно обсуждались на высшем уровне. Были приняты и реализуются федеральные программы «Развитие единой образовательной среды», «Модернизации педагогического образования и др., и этим в какой-то степени обусловлен переход на технологию единого государственного экзамена. Вместе с тем решить наболевшие вопросы можно только при условии, если в регионах, на местах будет выстраиваться соответствующая образовательная политика и действовать центры регионального педагогического образования, осуществляющие особую миссию – делать доступным для сельской глубинки качественное образование. Центр педагогического образования на АлтаеВ 90-е годы прошлого века региональная образовательная система Алтайского края стала объектом пристального внимания политиков и ученых: во-первых, все учебные заведения оказались в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, а во-вторых, стало очевидным несоответствие системы образования края его хозяйственно-экономическому потенциалу. На Алтае аграрный сектор образования большой. Более 80% школ края (1100 из 1300) – сельские. В них работает свыше половины 30-тысячного учительского корпуса. Эти цифры показали, что перспективы развития края напрямую связаны с сохранением и развитием сельской школы и системы подготовки необходимых для нее педагогических кадров. И логика здесь проста: абитуриенты, большинство которых из села, – это завтрашние специалисты. Вполне очевидно, что возможности их профессиональной подготовки напрямую зависят от того, с каким багажом знаний и умений они придут в вузы. Вопрос о необходимости модернизации системы образования решался в краевой администрации. Была принята программа «Сохранение и обновление региональной системы образования на Алтае в 1995 – 2000 годах», которая реализовалась через несколько целевых подпрограмм. На ее основе разрабатывался проект Закона об образовании в Алтайском крае. Он предусматривал управление учебными заведениями, сочетающее государственные, муниципальные и общественные начала, развитие самоуправления и академическую автономию. Данный проект, в свою очередь, стал основой создания одного из первых в Сибирском регионе университетских образовательных комплексов во главе с ведущим педагогическим вузом – Алтайской государственной педагогической академией. Комплекс получил название «Алтайский университетский школьно-педагогический округ» (АУШПО) и стал органом государственно-общественного управления образованием края, координирующим работу педагогических и общеобразовательных учреждений, органов управления ими. Какие специалисты нужны сельской школеВ системе АУШПО потребности общеобразовательных учреждений гораздо виднее. В Алтайском крае 370 мало- и однокомплектных школ, где обучается менее 100 детей. По усредненным данным, на одну сельскую школу приходится 150 учащихся и 14 учителей. Только 28% сельских учителей преподают один предмет, 27% – два, а остальные ведут разные предметы (три и более). Статистика показывает, что сельские школы требуют учителя особой квалификации – полипредметника. Учитывая это, академия, как головной вуз АУШПО, сделала ставку на реализацию совмещенных образовательных программ и программ, усиленных специализациями. Ориентируясь на результаты исследований и консультации, полученные в органах управления образованием, мы совмещаем подготовку по дошкольному и начальному образованию с иностранным языком, математике и физике – с информатикой и т. д. По ряду специальностей ввели специализации, значительно усилившие профессиональные возможности выпускников. На факультете начальных классов – это «Информатика в начальной школе», на историческом – «Граждановедение», «Краеведение и исторический туризм» и др. В последние годы с совмещением и со специализациями реализуется не менее 20 основных образовательных программ. При существующих условиях выделения бюджетных ставок это обременительно для вуза, особенно, если говорить о таких «затратных» специальностях, как «Иностранный язык» и «Информатика», где подготовка предполагает обязательное деление студентов на подгруппы. Однако мы понимаем, что сельская школа остро нуждается в учителях, которые владеют подобными специализациями, и принимаем меры для решения злободневной проблемы. Считаем, что в связи с переходом вузов на двухуровневую подготовку, периферийным регионам следует идти по пути реализации двойных бакалаврских программ в пятилетний срок, потому что в сельской школе молодой учитель может закрепиться только как полипредметник. Наряду с этим академия осуществляет поддержку выпускников на рынке труда, предлагая студентам усилить основную специальность дополнительными компетенциями, связанными с другими видами работы учителя в школе и на селе (например, в области библиотечного дела, декоративно-прикладного творчества, туризма, спорта). Данные направления отвечают выделенному в президентской инициативе «Наша новая школа» приоритету развития школы как центра дополнительного образования, культурно-просветительского, спортивного учреждения, способного воспитывать творчески активного и здорового человека. Но корректировка реализуемых образовательных программ дает свои результаты только тогда, когда подготовленный нами учитель приходит в школу. Как привести специалиста в сельскую школуДля этого необходимо учитывать два момента. Первый: поскольку условия работы учителя в отдаленных районах, достаточно сложные, приоритет следует отдавать абитуриентам из села, которым будет легко туда вернуться. Второй: так как учительская профессия творческая, требует определенных личностных качеств, склонностей и нацелена не только на трансляцию знаний, но и на выполнение социальных и культурнопросветительских задач, отбор абитуриентов надо начинать с профориентационной работы, и прежде всего, с организации профильных педагогических классов. В школах Локтевского и Угловского районов, удаленных на 300-400 км от краевого центра, были созданы так называемые «распределительные лицеи» с пятью профилями, соответствующими направлениям подготовки в институтах и на факультетах академии. Нашей гордостью является работающий на площадке вуза Краевой педагогический лицей интернатного типа. Он создан с учетом того, что качество подготовки сельских школьников, не всегда отвечает необходимым требованиям, из-за чего при поступлении часто отсеиваются ребята, которые, окончив вуз, могли бы вернуться в село. Ежегодно после адресной работы с районными комитетами образования в 10-й класс лицея набирается по 100 человек. В течение двух лет ребята получают профильную подготовку, ориентированную на получение высшего образования по педагогическим специальностям. Для работы с ними привлекаются не только опытные вузовские преподаватели и методисты, но и воспитатели, психологи. В результате не менее 90% выпускников лицея поступают в педагогическую академию. Кроме того, АлтГПУ ведет целевой набор по договорам с администрациями сельских районов края. Важно отметить, что администрации подкрепляют свои обязательства социальными гарантиями для будущих учителей. Чтобы поддержать студентов, ориентированных на работу в сельской школе, академия одной из первых в России применила новую форму сотрудничества с педагогическими колледжами – реализацию сопряженных учебных планов средней и высшей ступеней педагогического образования. Плюсы оказались очевидными. Во-первых, нововведение приводит к тому, что в педколледже создается хорошая конкурентная среда, а вуз получает более сильного студента. Во-вторых, обучаясь в академии, такой студент уже обладает квалификацией и может по необходимости прерывать обучение, либо, если говорить о заочной форме, совмещать его с работой по профессии. В-третьих, у обучающихся появляется возможность получить профессиональное образование по разным специальностям, правда, в более продолжительный период (3 + 4). Есть у новой формы сотрудничества и социальная сторона. Поскольку педагогические колледжи расположены в глубинке, для сельских абитуриентов образовательная подготовка по сопряженным планам гораздо доступнее и обходится дешевле, так как первые три года они обучаются у себя дома. Кстати, важным направлением работы с педагогическими колледжами является подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре академии. Благодаря этому в преподавательских коллективах колледжей появились кандидаты наук, что способствует качественной подготовке учителей среднего профессионального звена. В результате подготовительной работы большинство абитуриентов делает осознанный выбор профессии. Подтверждением сказанному служат два факта: во-первых, более половины педагогов, работающих в системе образования края, являются выпускниками нашего вуза, а во-вторых, они способны вести (и ведут!) такие предметы, специалистов по которым готовят только в классическом университете. У наших выпускников в процессе подготовки не возникает комплекса неполноценности от того, что они будут заниматься педагогическим трудом. Наряду с подготовкой кадров усилия коллектива академии направляются на поддержку учителей, работающих в сельской школе. В этом направлении апробируются различные формы работы, в том числе и инновационные. Как помочь сельскому учителю и ученикуМы отказались от системы взаимодействия высшей школы и общего образования, при которой вузы, как правило, выступают в качестве заказчика на подготовку абитуриентов и используют свой методический потенциал в основном в интересах элитарной школы. За годы работы в сельских районах края с помощью академии создана сеть базовых школ, где имеются ставки методистов. Это позволило создать там лаборатории педагогического мастерства, филиалы кафедр, а учителей привлечь к активной научной и методической работе. Сейчас методический корпус базовых школ способствует внедрению в образовательный процесс новейших информационных технологий. Сегодня учителям сельских школ особенно нужна помощь в области информатизации. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды» изменила возможности образовательных учреждений. Однако наличие на селе компьютера, по большому счету, проблемы не решает. Процесс информатизации напрямую связан с организацией повышения компьютерной грамотности учителей. Для решения этой задачи в академии разработана программа оказания помощи сельской школе, при реализации которой используется потенциал студентов, приобретающих специальность «Информатика». Во время практики старшекурсники обучают учителей использованию компьютерных технологий и оптимизируют компьютерную базу образовательного учреждения. Это обходится гораздо дешевле, чем командировка специалиста. Также используются и другие формы работы, связанные с информатизацией. Среди них ежегодная научнопрактическая конференция, в работе которой принимают участие более 300 человек, сетевой семинар, краевая и сетевая олимпиады по информатике для школьников. Методическую работу с общеобразовательными учреждениями ведет и библиотека академии, которая выполняет роль краевой. Осуществляя комплекс мер по оптимизации работы (автоматизация всех основных процессов, организация открытого доступа к фондам и электронным ресурсам), сотрудники библиотеки накопили богатый опыт и делятся им с библиотекарями сельских районных центров. В вузе работает система дополнительного профессионального педагогического образования, реализуются различные варианты повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Формирование контингента слушателей осуществляется на основе заявок от районных и городских комитетов по образованию, руководителей учебных заведений. В связи со сложным финансовым состоянием сельских районов практикуются выездные курсы повышения квалификации. Важнейшим этапом в обеспечении развития школы является контроль основных параметров ее образовательной деятельности. Контроль качества образования в регионеСтремление соответствовать требованиям потребителей привело к формированию в рамках АУШПО единой системы управления качеством регионального образования, для чего в первую очередь понадобилась система постоянного мониторинга деятельности школ. Кроме того, в академии был создан специальный Информационный центр, который занимается формированием единой базы данных краевой системы образования, включающей сведения об учащихся, педагогах, информационно-методическом обеспечении учебных заведений и т.д. Анализ таких данных позволяет делать прогнозы, принимать правильные решения. Ключевое направление работы центра – информационное и технологическое обеспечение единого государственного экзамена (подготовка региональных баз данных, обработка экзаменационных материалов, подготовка специалистов муниципальных органов управления образованием, анализ результатов ЕГЭ). Подводя итог, следует отметить, что в связи с президентской инициативой «Наша новая школа» сегодня широко обсуждается вопрос о переводе высшего педагогического образования в структуру классического университета. Для нас очевидно, что большая и сложная работа по поддержке и развитию сельской школы возможна только при сохранении отраслевой автономии педагогических вузов. Если следовать логике, что от жизни школы зависит жизнь села, такой вариант реформирования может иметь не только негативные социальные, но и национально-государственные последствия. Ведь в периферийных, порубежных регионах на малых селах держатся огромные приграничные территории.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|