Как объективно оценить качество образования?В основу оценки эффективности реализуемых программ обучения в образовательных учреждениях должен быть положен мониторинг академических достижений обучающихся, их компетенций и способностей. В связи с этим контроль качества образования требует разработки новых механизмов и процедур его оценки. Просмотров: 4372
Поправки в закон «Об образовании», которые вступят в силу с 1 января 2011 года, свидетельствуют о том, что вопросы качества в отрасли приобретают всё большую актуальность. Эффективность взаимодействияВ ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что в основу оценки эффективности реализуемых программ обучения в образовательных учреждениях должен быть положен мониторинг академических достижений обучающихся, их компетенций и способностей. В связи с этим контроль качества образования требует разработки новых механизмов и процедур его оценки. Особое внимание следует обратить на формирование и совершенствование механизмов общественного (внешнего) участия в этих вопросах, поскольку именно общественно-государственный характер обеспечит оценке независимость, прозрачность и объективность. В закон «Об образовании» внесены изменения о возможности получения общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений. Важность и необходимость участия общественных, профессиональных, экспертных и других сообществ как организаций, максимально точно отражающих современное состояние образования, в государственных процедурах оценки качества образования неоспорима. За ними будущее. Таким образом, объективной основой для оценки знаний обучающихся и выпускников становится эффективное взаимодействие государства и общественности в деле обеспечения высоких стандартов качества образования. Общественный контроль в действииГосударственная функция контроля качества образования реализуется комитетом по надзору и контролю в сфере образования посредством организации системных контролирующих процедур. При этом индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Но какой же инструмент выбрать, чтобы он обеспечивал ее объективность? Для поиска эффективных путей решения проблемы начата разработка проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования» (РСОКО). Его апробация началась в ноябре 2009 года. Что же явилось предпосылками для его реализации? Во-первых, в Ульяновской области, по примеру многих регионов, успешно формируются собственные модели систем оценки качества образования, развиваются устойчивые независимые экспертные сообщества, способные решать актуальные вопросы аккредитации, осуществлять общественный и независимый аудит качества образования в образовательных учреждениях. Во-вторых, в регионе созданы все необходимые условия для организации этой работы. Благодаря успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» все школы оснащены компьютерной техникой, подключены к сети Интернет. Функция общественного контроля в проекте осуществляется следующими структурами:
В основу проекта положена технология Интернет-диагностики с использованием имеющейся в образовательных учреждениях компьютерной техники и регионального банка КИМов, комплектуемого сетевым объединением общественных методистов с использованием материалов ФИПИ. Главный принцип технологии – принцип системного внутреннего контроля качества в образовательном учреждении с использованием механизма независимой диагностики учебных достижений обучающихся, наличие которого рассматривается как элемент внешнего контроля. Это в обязательном порядке отнесено к компетенции и ответственности образовательного учреждения и закреплено соответствующим дополнением в законе об образовании. Независимый характер оценки учебных достижений обеспечит устранение субъективного подхода при оценивании учебных достижений. В поручении по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России от 25 августа 2010 года отмечена необходимость принятия мер по минимизации субъективных факторов оценки успеваемости учащихся. Система автоматизированной диагностикиОрганизовать процесс обучения с возможностью своевременных корректирующих действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам традиционных экзаменов или зачётов позволяет система автоматизированной диагностики качества образования «Дикобраз», созданная специалистами «Симбирской инновационной компании». Наряду с высокой оперативностью проведения педагогических измерений, «Дикобраз» позволяет обобщать и анализировать результаты тестирования учащихся по заданным блокам учебного материала, а также проводить коррекцию учебного процесса – как в разрезе групп, так и для реализации личностно-ориентированного подхода. Технология проста и эффективна: образовательное учреждение получает файл с программой тестирования и устанавливает её на компьютеры в соответствии с инструкцией. Затем по электронной почте отправляются файлы тестов и идентификаторы для тестирования учащихся. По окончании процедуры формируются аналитические протоколы тестирования по классам (обработка выполняется в течение суток) и пересылаются в школу. Первичная ведомость результатов формируется сразу же после тестирования учащихся. Независимость и объективность вводимой процедуры компьютерной диагностики обусловлена следующими факторами:
Результат налицоПроведённый на этапе апробации мониторинг качества обучения по математике и русскому языку свидетельствует о том, что только у 21 процента образовательных учреждений результаты независимой оценки качества совпали с результатами внутришкольного мониторинга. В 42 процентах они оказались ниже, а у 37 процентов – выше, что явно указывает на проблему объективности внутришкольного контроля. Аналитические материалы по результатам тестирования позволили определить степень освоения учащимися контролируемого содержания как классом в целом, так и каждым тестируемым учеником в отдельности и понять причину низких результатов. Эта информация послужила отправной точкой для принятия управленческих решений в части коррекции содержания, выполнения плана практических занятий, определения области затруднений педагога. Выявлен ряд проблем и в организации внутришкольного контроля: в частности, преобладание констатирующего характера результатов и отсутствие аналитической составляющей, формальный подход к планированию мероприятий по контролю учебных достижений, отсутствие системы корректирующих мероприятий и прочие. Анализ полученных результатов стал предметом обсуждения в образовательных учреждениях, формирования планов корректирующих действий и, в конечном итоге, нацелил на принятие обоснованных управленческих решений. Школа вместе с независимой системой оценки качества образования, получает реальный инструмент для индивидуализации образования, развития академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов, перехода от контроля качества к управлению качеством. С внедрением в школы независимой оценки качества образования у социальных заказчиков – родителей, органов управления образованием, общественных структур – появляется возможность отслеживать динамику качества усвоения школьниками содержания, регламентированного государственными стандартами на всех ступенях общего образования, начиная с начальной школы. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|