Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как объективно оценить качество образования?

В основу оценки эффективности реализуемых программ обучения в образовательных учреждениях должен быть положен мониторинг академических достижений обучающихся, их компетенций и способностей. В связи с этим контроль качества образования требует разработки новых механизмов и процедур его оценки.

Просмотров: 4139
БАТАНОВА Марина Алексеевна – председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, кандидат педагогических наук

Поправки в закон «Об образовании», которые вступят в силу с 1 января 2011 года, свидетельствуют о том, что вопросы качества в отрасли приобретают всё большую актуальность.

Эффективность взаимодействия

В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что в основу оценки эффективности реализуемых программ обучения в образовательных учреждениях должен быть положен мониторинг академических достижений обучающихся, их компетенций и способностей. В связи с этим контроль качества образования требует разработки новых механизмов и процедур его оценки. Особое внимание следует обратить на формирование и совершенствование механизмов общественного (внешнего) участия в этих вопросах, поскольку именно общественно-государственный характер обеспечит оценке независимость, прозрачность и объективность. В закон «Об образовании» внесены изменения о возможности получения общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений.

Важность и необходимость участия общественных, профессиональных, экспертных и других сообществ как организаций, максимально точно отражающих современное состояние образования, в государственных процедурах оценки качества образования неоспорима. За ними будущее.

Таким образом, объективной основой для оценки знаний обучающихся и выпускников становится эффективное взаимодействие государства и общественности в деле обеспечения высоких стандартов качества образования.

Общественный контроль в действии

Государственная функция контроля качества образования реализуется комитетом по надзору и контролю в сфере образования посредством организации системных контролирующих процедур. При этом индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Но какой же инструмент выбрать, чтобы он обеспечивал ее объективность? Для поиска эффективных путей решения проблемы начата разработка проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования» (РСОКО). Его апробация началась в ноябре 2009 года.

Что же явилось предпосылками для его реализации?

Во-первых, в Ульяновской области, по примеру многих регионов, успешно формируются собственные модели систем оценки качества образования, развиваются устойчивые независимые экспертные сообщества, способные решать актуальные вопросы аккредитации, осуществлять общественный и независимый аудит качества образования в образовательных учреждениях.

Во-вторых, в регионе созданы все необходимые условия для организации этой работы. Благодаря успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» все школы оснащены компьютерной техникой, подключены к сети Интернет.

Функция общественного контроля в проекте осуществляется следующими структурами:

  • ассоциацией «Лучшие школы Ульяновской области» и советом директоров учреждений НПО – СПО (опорные образовательные учреждения);
  • сетевым объединением общественных методистов (составители-комплектовщики единой региональной базы КИМ);
  • электронным СМИ «Инновации в образовании» (технологический инструмент обеспечения процедуры независимой объективной диагностики качества обучения).

В основу проекта положена технология Интернет-диагностики с использованием имеющейся в образовательных учреждениях компьютерной техники и регионального банка КИМов, комплектуемого сетевым объединением общественных методистов с использованием материалов ФИПИ. Главный принцип технологии – принцип системного внутреннего контроля качества в образовательном учреждении с использованием механизма независимой диагностики учебных достижений обучающихся, наличие которого рассматривается как элемент внешнего контроля.

Это в обязательном порядке отнесено к компетенции и ответственности образовательного учреждения и закреплено соответствующим дополнением в законе об образовании. Независимый характер оценки учебных достижений обеспечит устранение субъективного подхода при оценивании учебных достижений. В поручении по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России от 25 августа 2010 года отмечена необходимость принятия мер по минимизации субъективных факторов оценки успеваемости учащихся.

Система автоматизированной диагностики

Организовать процесс обучения с возможностью своевременных корректирующих действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам традиционных экзаменов или зачётов позволяет система автоматизированной диагностики качества образования «Дикобраз», созданная специалистами «Симбирской инновационной компании».

Наряду с высокой оперативностью проведения педагогических измерений, «Дикобраз» позволяет обобщать и анализировать результаты тестирования учащихся по заданным блокам учебного материала, а также проводить коррекцию учебного процесса – как в разрезе групп, так и для реализации личностно-ориентированного подхода.

Технология проста и эффективна: образовательное учреждение получает файл с программой тестирования и устанавливает её на компьютеры в соответствии с инструкцией. Затем по электронной почте отправляются файлы тестов и идентификаторы для тестирования учащихся. По окончании процедуры формируются аналитические протоколы тестирования по классам (обработка выполняется в течение суток) и пересылаются в школу. Первичная ведомость результатов формируется сразу же после тестирования учащихся.

Независимость и объективность вводимой процедуры компьютерной диагностики обусловлена следующими факторами:

  • контрольно-измерительные материалы (КИМы), используемые для диагностики, скомплектованы независимыми учителями-методистами. Учителя образовательного учреждения не участвуют в их разработке и оценке тестовых работ обучающихся;
  • контрольные тестовые материалы имеют достаточную вариативность и формируются из единой (централизованной) базы тестовых заданий методом случайных выборок;
  • проверка результатов выполнения тестов обеспечивается сторонней организацией машинным способом без участия педагогов. Для оценки уровня учебных достижений применяется единая сопоставительная шкала, которая устанавливается на определённый период времени.

Результат налицо

Проведённый на этапе апробации мониторинг качества обучения по математике и русскому языку свидетельствует о том, что только у 21 процента образовательных учреждений результаты независимой оценки качества совпали с результатами внутришкольного мониторинга. В 42 процентах они оказались ниже, а у 37 процентов – выше, что явно указывает на проблему объективности внутришкольного контроля.

Аналитические материалы по результатам тестирования позволили определить степень освоения учащимися контролируемого содержания как классом в целом, так и каждым тестируемым учеником в отдельности и понять причину низких результатов. Эта информация послужила отправной точкой для принятия управленческих решений в части коррекции содержания, выполнения плана практических занятий, определения области затруднений педагога.

Выявлен ряд проблем и в организации внутришкольного контроля: в частности, преобладание констатирующего характера результатов и отсутствие аналитической составляющей, формальный подход к планированию мероприятий по контролю учебных достижений, отсутствие системы корректирующих мероприятий и прочие.

Анализ полученных результатов стал предметом обсуждения в образовательных учреждениях, формирования планов корректирующих действий и, в конечном итоге, нацелил на принятие обоснованных управленческих решений. Школа вместе с независимой системой оценки качества образования, получает реальный инструмент для индивидуализации образования, развития академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов, перехода от контроля качества к управлению качеством. С внедрением в школы независимой оценки качества образования у социальных заказчиков – родителей, органов управления образованием, общественных структур – появляется возможность отслеживать динамику качества усвоения школьниками содержания, регламентированного государственными стандартами на всех ступенях общего образования, начиная с начальной школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ульяновская область, марина батанова, модернизация образования, качество образования, компетентно, ао-43

Похожие материалы:
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Система менеджмента социальной ответственности
Контроль качества образования. Ульяновская область
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Системный подход к качеству образования
Особенности национальной системы гарантии качества Великобритании
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Регион: как подготовить эксперта?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
Из журнала
#104Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
#110Кадровый потенциал Чукотки
#110Навстречу столетнему юбилею
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#103В Индии состоялась конференция APQN
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ