Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Регион: как подготовить эксперта?

Передача полномочий по государственному контролю в сфере образования на региональный уровень требует от региона системной подготовки кадров для осуществления этой задачи. Ситуацию комментирует М.А. Батанова, председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.

Просмотров: 1611
М.А. БАТАНОВА, председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, кандидат педагогических наук

Передача полномочий по государственному контролю в сфере образования на региональный уровень требует от региона системной подготовки кадров для осуществления этой задачи. Действующими законодательными нормами предусмотрено привлечение к процедурам контроля и надзора в сфере образования экспертов и экспертных организаций. Безусловно, в системе образования есть очень много высокопрофессиональных и компетентных специалистов-практиков, которые очень хорошо знакомы со спецификой деятельности образовательных учреждений того или иного типа. Они могут оказать неоценимую помощь при проведении контрольных мероприятий. Однако для этого необходимо познакомить их с технологиями, используемыми при проведении проверок.

Для формирования профессионального экспертного сообщества в регионе комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определил такие основные задачи, как:

  • организация и координация деятельности экспертов в области государственного контроля (создание базы данных о кандидатах в эксперты, базы данных об экспертах, непрерывное обучение и информирование и др.);
  • разработка технологий и методик экспертной деятельности;
  • формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих экспертах в области государственного контроля;
  • соблюдение привлекаемыми экспертами норм профессиональной этики;
  • объединение экспертов в единую общественную организацию.

Первоочередным в списке этих задач является создание базы данных о кандидатах в эксперты. При её формировании необходимо учитывать нормы, сформулированные в ряде федеральных документов. Среди них Квалификационные требования к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю и Порядок аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы.

В частности, в этих документах изложено требование к уровню образования кандидата в эксперты и стажу работы в соответствующей сфере, а также условия обеспечения эксперта необходимым пакетом документов для осуществления экспертной деятельности. Правила не содержат условий относительно этики экспертов, поэтому необходимо их изложить и довести до сведения экспертов. Что касается организации их работы, в Ульяновской области пошли по пути подготовки методических рекомендаций, которые разработаны специалистами комитета по всем предметам проверок. Они содержат алгоритмы деятельности, виды работ, которые необходимо осуществить эксперту в ходе проверки.

База данных о кандидатах в эксперты формируется на основе анализа работы конкретных руководителей и педагогов, результаты деятельности которых рассматриваются в ходе проводимых проверок. Если заместитель директора сформировал действующую систему внутреннего контроля, эффективный мониторинг образовательного процесса и разработал порядок обеспечения этих процедур, то он может компетентно проанализировать данное направление в рамках проверки по государственному контролю качества образования.

Но есть очень сложные моменты в деятельности эксперта. Например, работа с представленными образовательным учреждением документами. В данном случае эксперт должен уметь сопоставить их с общей нормативной базой, провести комплексный анализ, найти четкие словесные характеристики и в итоге представить грамотное, логичное, объективное экспертное заключение. Такими техниками владеют не все, поэтому и необходим процесс обучения.

Зная о подобных сложностях, что же нужно включить в программы подготовки и повышения квалификации экспертов? Прежде всего сведения о действующих законодательных нормах и практике их применения, о технологиях осуществления процедуры контроля, способах фиксации материала и формах предоставления отчета. С учетом специфики предметов проверок формируется общая тематика обучающих семинаров и конкретные вопросы, рассматриваемые в рамках обучения.

Особое внимание при подготовке экспертов необходимо уделить практическому блоку. Это может быть, например, коммуникативный тренинг (запрещенные/разрешенные вопросы, формулировки, суждения, заключения, организация беседы с участниками образовательного процесса, проведение опросов и другие), тренинг по предупреждению конфликтных ситуаций, практикум по организации работы с предоставляемыми образовательным учреждением документами, практикум по проведению контроля освоения содержания программ путем тестирования обучающихся или иных видов проверки их знаний, умений и навыков.

Возможна и организация стажировки эксперта на базе учреждения, являющегося его основным местом работы с применением компьютерной техники, информационных технологий.

Далее, при проведении проверки эксперту целесообразно поручать такие направления работы, где необходима его компетентная оценка именно как практика, глубоко знающего специфику контролируемого процесса (но, безусловно, с опорой на нормы законодательства). Скажем, это может быть экспертиза организации учебного процесса при индивидуальном обучении, ведение журналов, выполнение программ и прочее, то есть направления деятельности заместителя директора по учебной работе. И в этой связи логично будет поручить привлечённому эксперту проанализировать работу образовательного учреждения именно в этом направлении.

Не менее важны для деятельности экспертов и такие аспекты, как организация обмена опытом, а также формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих экспертах в области государственного контроля. Подобная возможность предоставляется и в рамках проведения обучающих семинаров, где эксперты могут передавать свой опыт, и в рамках региональных мероприятий: например, регионального образовательного форума.

В качестве перспективы своей деятельности комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определяет объединение экспертов в единую региональную общественную организацию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, практика управления, ульяновская область, марина батанова, качество образования

Похожие материалы:
О системном подходе к оценке качества образования
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Как объективно оценить качество образования?
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Качество образования как вектор развития вуза
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Система оценки качества образования в Красноярском крае
Контроль качества образования. Ульяновская область

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
#109Будущее рынка труда в России и мире
#111Региональный хаб новых компетенций
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ