Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Регион: как подготовить эксперта?

Передача полномочий по государственному контролю в сфере образования на региональный уровень требует от региона системной подготовки кадров для осуществления этой задачи. Ситуацию комментирует М.А. Батанова, председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.

Просмотров: 1610
М.А. БАТАНОВА, председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, кандидат педагогических наук

Передача полномочий по государственному контролю в сфере образования на региональный уровень требует от региона системной подготовки кадров для осуществления этой задачи. Действующими законодательными нормами предусмотрено привлечение к процедурам контроля и надзора в сфере образования экспертов и экспертных организаций. Безусловно, в системе образования есть очень много высокопрофессиональных и компетентных специалистов-практиков, которые очень хорошо знакомы со спецификой деятельности образовательных учреждений того или иного типа. Они могут оказать неоценимую помощь при проведении контрольных мероприятий. Однако для этого необходимо познакомить их с технологиями, используемыми при проведении проверок.

Для формирования профессионального экспертного сообщества в регионе комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определил такие основные задачи, как:

  • организация и координация деятельности экспертов в области государственного контроля (создание базы данных о кандидатах в эксперты, базы данных об экспертах, непрерывное обучение и информирование и др.);
  • разработка технологий и методик экспертной деятельности;
  • формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих экспертах в области государственного контроля;
  • соблюдение привлекаемыми экспертами норм профессиональной этики;
  • объединение экспертов в единую общественную организацию.

Первоочередным в списке этих задач является создание базы данных о кандидатах в эксперты. При её формировании необходимо учитывать нормы, сформулированные в ряде федеральных документов. Среди них Квалификационные требования к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю и Порядок аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы.

В частности, в этих документах изложено требование к уровню образования кандидата в эксперты и стажу работы в соответствующей сфере, а также условия обеспечения эксперта необходимым пакетом документов для осуществления экспертной деятельности. Правила не содержат условий относительно этики экспертов, поэтому необходимо их изложить и довести до сведения экспертов. Что касается организации их работы, в Ульяновской области пошли по пути подготовки методических рекомендаций, которые разработаны специалистами комитета по всем предметам проверок. Они содержат алгоритмы деятельности, виды работ, которые необходимо осуществить эксперту в ходе проверки.

База данных о кандидатах в эксперты формируется на основе анализа работы конкретных руководителей и педагогов, результаты деятельности которых рассматриваются в ходе проводимых проверок. Если заместитель директора сформировал действующую систему внутреннего контроля, эффективный мониторинг образовательного процесса и разработал порядок обеспечения этих процедур, то он может компетентно проанализировать данное направление в рамках проверки по государственному контролю качества образования.

Но есть очень сложные моменты в деятельности эксперта. Например, работа с представленными образовательным учреждением документами. В данном случае эксперт должен уметь сопоставить их с общей нормативной базой, провести комплексный анализ, найти четкие словесные характеристики и в итоге представить грамотное, логичное, объективное экспертное заключение. Такими техниками владеют не все, поэтому и необходим процесс обучения.

Зная о подобных сложностях, что же нужно включить в программы подготовки и повышения квалификации экспертов? Прежде всего сведения о действующих законодательных нормах и практике их применения, о технологиях осуществления процедуры контроля, способах фиксации материала и формах предоставления отчета. С учетом специфики предметов проверок формируется общая тематика обучающих семинаров и конкретные вопросы, рассматриваемые в рамках обучения.

Особое внимание при подготовке экспертов необходимо уделить практическому блоку. Это может быть, например, коммуникативный тренинг (запрещенные/разрешенные вопросы, формулировки, суждения, заключения, организация беседы с участниками образовательного процесса, проведение опросов и другие), тренинг по предупреждению конфликтных ситуаций, практикум по организации работы с предоставляемыми образовательным учреждением документами, практикум по проведению контроля освоения содержания программ путем тестирования обучающихся или иных видов проверки их знаний, умений и навыков.

Возможна и организация стажировки эксперта на базе учреждения, являющегося его основным местом работы с применением компьютерной техники, информационных технологий.

Далее, при проведении проверки эксперту целесообразно поручать такие направления работы, где необходима его компетентная оценка именно как практика, глубоко знающего специфику контролируемого процесса (но, безусловно, с опорой на нормы законодательства). Скажем, это может быть экспертиза организации учебного процесса при индивидуальном обучении, ведение журналов, выполнение программ и прочее, то есть направления деятельности заместителя директора по учебной работе. И в этой связи логично будет поручить привлечённому эксперту проанализировать работу образовательного учреждения именно в этом направлении.

Не менее важны для деятельности экспертов и такие аспекты, как организация обмена опытом, а также формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих экспертах в области государственного контроля. Подобная возможность предоставляется и в рамках проведения обучающих семинаров, где эксперты могут передавать свой опыт, и в рамках региональных мероприятий: например, регионального образовательного форума.

В качестве перспективы своей деятельности комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определяет объединение экспертов в единую региональную общественную организацию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-57, практика управления, ульяновская область, марина батанова, качество образования

Похожие материалы:
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Система оценки качества образования в Красноярском крае
Контроль качества образования. Ульяновская область
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Как объективно оценить качество образования?
Качество образования как вектор развития вуза
Региональный аспект независимой оценки качества образования
О системном подходе к оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ФОРУМЕ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»: ВОПРОСЫ ПРАГМАТИКИ И ЭТИКИ
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
Из журнала
#101Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
#102Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда
#106В Китае сформирован небывалый общественный интерес к образованию
#100В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
#105Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку