Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами

Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами получил высокую оценку коллег. На сегодняшний день Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области создан реестр аккредитованных экспертов в соответствии с установленными законодательством критериями.

Просмотров: 1601

О формировании профессионального экспертного сообщества в регионе

Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами получил высокую оценку коллег

М.А. БАТАНОВА, председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования
Ульяновской области, кандидат педагогических наук

НЕОБХОДИМОСТЬ привлечения экспертов к осуществлению процедур государственного контроля (надзора) обусловлена новыми требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе в части обеспечения прозрачности и открытости деятельности образовательных учреждений. И, как уже показывает практика, привлечение к надзорным мероприятиям экспертов позволяет эффективно осуществлять профилактику потенциальных зон коррупционного риска в сфере образования, во многом способствует обеспечению объективной оценки работы образовательного учреждения (особенно в случаях, когда проверки проводятся по обращениям граждан и требуется многоаспектный анализ изложенных в обращении фактов).

На сегодняшний день Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области создан реестр аккредитованных экспертов в соответствии с установленными законодательством критериями. Реестр регулярно пополняется новыми специалистами в области педагогической экспертизы. Так, в 2010 году в реестре числилось 20 человек, в 2011 году – 64, в 2012 году – 117 человек (в 2010 году с привлечением экспертов комитетом проведено 50 проверок, в 2011 году – 67, в 2012 году – 82). Комитетом также аккредитованы две экспертные организации.

ДЛЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ соискателям условий присуждения статуса аккредитованного эксперта, а также для оказания информационно-методической и юридической помощи действующим экспертам в комитете в ежемесячном режиме работает консультативный пункт. Такая форма взаимодействия решила ряд организационных проблем, связанных с необходимостью переоформления действующих свидетельств об аккредитации экспертов, продления срока действия свидетельства и прочих. Также на сайте комитета открыта специальная рубрика «В помощь эксперту», где размещаются федеральные и региональные нормативные правовые акты, методические материалы для проведения экспертизы организации образовательного процесса, другая необходимая информация. Эксперты имеют возможность обратиться с вопросом в «виртуальную приёмную» на сайте и получить оперативный ответ.

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ и поддержания необходимого уровня квалификации экспертов комитетом разработаны обучающие программы, которые сформированы по модулям в зависимости от стажа работы эксперта. На сегодняшний день по этим программам прошло обучение более 300 экспертов из 24 муниципальных образований Ульяновской области. Так, например, модуль для обучения начинающих экспертов включает темы: «Современные требования к соблюдению законодательства в общеобразовательных школах», «Требования по соблюдению законодательства в дошкольных учреждениях», «Актуальные вопросы контроля качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования». Модуль для опытных экспертов, специализирующихся на конкретных направлениях экспертизы, включает темы: «Организация проведения мероприятий по контролю соблюдения прав участников образовательного процесса в соответствии с требованиями законодательства РФ», «Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений», «Соблюдение требований порядка учёта, выдачи и хранения документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании» и другие.Программы обучения реализуются в течение года, и каждому эксперту предоставляется уникальная возможность сформировать для себя индивидуальный обучающий модуль с учётом возникающих вопросов и затруднений при проведении проверок. В данный модуль, при необходимости, могут быть включены стажировки и помощь наставника.

ПРОГРАММА наставничества для экспертов включает выбор наставника (или наставников), разработку плана наставничества, куда могут быть включены следующие мероприятия: составление алгоритма проведения проверки, совместное оформление экспертного заключения, консультирование по возникающим вопросам, тренинги.

Программы стажировки экспертов предполагают исполнение кандидатом функций эксперта в реальных условиях проведения педагогической экспертизы. Примерная программа стажировки предусматривает проведение однодневного вводного семинара- инструктажа (постановка целей и задач стажировки, введение в тематику стажировки), прохождение стажировки в комитете (работа с документами, наблюдение работы специалистов, знакомство с правилами оформления экспертных заключений), заключительный семинар (подведение итогов стажировки). На заключительном семинаре эксперты представляют отчёт по итогам стажировки.

ОЧЕНЬ важным аспектом в работе с экспертами является формирование у них правильной позиции «проверяющего». Сложность данного вопроса связана с тем, что экспертами, как правило, являются руководители и педагоги образовательных учреждений. Часто, соответствуя самым строгим требованиям по уровню образования, квалификации, опыту работы в определённой сфере, эксперты не владеют технологиями проведения контрольно-надзорных мероприятий. Поэтому на инструктивных совещаниях, проводимых в комитете, экспертам сообщаются правила проведения проверок, знакомят с ограничениями, которых обязаны придерживаться проверяющие, в том числе и эксперты. Так, в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года, № 294 эксперты не имеют права:

  • проверять выполнение требований, если они не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эксперты;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;
  • требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

ВСЕ ЭТО подводит нас к еще одному важнейшему аспекту – речь о культуре экспертной деятельности.

Эксперт не просто должен уметь дать профессионально грамотные, ясные и обоснованные комментарии результатов экспертизы. Во время проверок позиция экспертов должна быть максимально тактичной. Это актуализирует необходимость разработки Кодекса профессиональной этики эксперта – свода правил, позволяющих преодолевать любые этически сложные ситуации. Думается, здесь же должны быть определены принципы, которыми руководствуется эксперт при принятии любых решений: например, честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение и другие. По существу, обозначенные принципы могут стать базовыми критериями оценки деятельности экспертов и стандартом поведения экспертов в ситуациях, которые могут привести к нарушению регламента проведения надзорного мероприятия.

В ЦЕЛОМ сформированную Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области региональную систему работы с экспертами можно представить следующим образом (см. рисунок 1). Обозначенное взаимодействие даёт положительные результаты для всех участников и сторон экспертизы. Отдельными блоками в систему вошли «Школа экспертов», «Сопровождение процедуры информирования экспертов», «Поддержка актуального профессионального уровня экспертов». Эти элементы системы реализуются с участием подведомственного комитету областного государственного автономного учреждения «Центр сопровождения процедур надзора и контроля». Результаты деятельности комитета по созданию региональной системы работы с экспертами были представлены и получили высокую оценку на семинаре-совещании, организованном Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 12 апреля 2013 года в Москве.

Но необходимо развиваться дальше. В частности, для объединения экспертов в профессиональное экспертное сообщество нами была поставлена задача создания Ассоциации лучших экспертов, которая в настоящее время уже формируется. Предполагается, что она станет не только транслятором лучших традиций и передового опыта в области педагогической экспертизы, но позволит эффективно регулировать взаимоотношения специалистов в области педагогической экспертизы, продвигать предложения на законодательном уровне, проводить межрегиональные обучающие программы и конкурсы с целью выявления лучших практик.

Для обмена опытом среди профессионального экспертного сообщества предложена удобная площадка – ежегодный форум региональных экспертов. В октябре 2013 года запланировано проведение первого межрегионального форума в Ульяновской области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Аккредитация как инструмент повышения качества образования
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области
Зеленый свет кластерной политике
Как объективно оценить качество образования?
О системном подходе к оценке качества образования
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Регион: как подготовить эксперта?
Контроль качества образования. Ульяновская область

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ