Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Контроль качества образования. Ульяновская область

Продолжаем публиковать материалы под новой рубрикой «Практика управления», цель которых – знакомство с опытом регионов, активно выстраивающих систему надзора, контроля и оценки качества образования на своей территории. Гостем номера стала Марина Батанова - председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.

Просмотров: 3275

В центре внимания – компетентностный подход, но…

...Инструментарий для оценки уровня овладения компетенциями еще предстоит разработать

БАТАНОВА Марина Алексеевна – председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, кандидат педагогических наук.
Родилась в 1962 году. Окончила Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова. С 2000 по 2005 годы – заместитель директора ссуза. В дальнейшем – начальник отдела лицензирования и контроля качества образования при Правительстве Ульяновской области, с 2008 года – председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.
Разработчик инновационных проектов по внедрению независимой оценки качества образования с использованием технологии Интернет-тестирования, по подготовке экспертов по лицензированию и государственной аккредитации. Участник пилотных проектов Рособрнадзора по апробации территориальной региональной системы надзорно-контрольной деятельности, обучению тьютеров для системы подготовки и повышения квалификации специалистов по надзору и контролю.
Замужем, двое детей.

Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, созданным в 2008 году, сформирована структура деятельности, кадровый состав, разработаны интересные проекты. Среди реализованных – инновационный проект по независимой оценке качества образования. Создано подведомственное учреждение для обеспечения информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля. Вообще, стремление к новому отличает и работу этого подразделения в целом, и деятельность его председателя Марины БАТАНОВОЙ, умеющей определять перспективные стратегии и максимально концентрировать усилия для их осуществления.

– Марина Алексеевна, перед формирующимися региональными органами оценки качества образования сегодня стоят большие задачи: от выбора принципиальной модели оценки качества, оптимальной для конкретного региона, до системы индикаторов и инструментария. В этом контексте как бы вы определили, насколько система оценки качества Ульяновской области институционально выстроена? И что еще необходимо достроить?

– Безусловно, в регионе на сегодняшний день есть свое видение решения задач, учитывающее все процессы и тенденции в отрасли. Это связано с развитием системы независимой оценки качества образования и формированием механизмов общественного участия в этом процессе. Именно эти направления сегодня являются объектом пристального внимания и обсуждения. Логичным в этой связи будет достраивание региональной системы в части разработки и внедрения механизмов независимой оценки качества образования. Сформированные и действующие элементы региональной системы определяются прежде всего переданными полномочиями и их разграничением в соответствии с действующим законодательством. Министерство образования Ульяновской области обеспечивает организацию и проведение ЕГЭ и ГИА. Комитет по надзору и контролю в сфере образования – государственный контроль качества образования. Понятно, что оценка качества является приоритетом в деятельности, продуманы и обеспечены механизмы и инструментарий. Очевидно, что в формирующейся региональной системе необходимо обеспечить взаимодействие имеющихся механизмов.

– Как бы вы кратко охарактеризовали те особенности системы образования Ульяновской области, которые требуют обязательного учета в деятельности вашей службы?

– В Ульяновской области 24 муниципальных образования. Это большое количество сельских школ – около 400. Обучается в них малочисленный контингент, что приводит к созданию классов-комплектов. При проверках необходимо учитывать особые условия осуществления образовательного процесса, его нормативно-правовое регулирование.

Многонациональный состав жителей региона приводит к тому, что в области, в особенности в сельской местности, с каждым годом появляется все больше школ с родным (нерусским) языком. Раньше в общеобразовательных учреждениях изучали родной язык, культуру своего народа через систему дополнительного образования детей (кружки). В настоящее время школы принимают решение переходить на учебный план с изучением родного (нерусского) языка.

Нельзя игнорировать и тот факт, что в школах в обычных классах организуется обучение детей по коррекционным программам 7 и 8 вида. В связи с этим при проведении проверок особое внимание необходимо обращать на то, есть ли педагоги, способные обеспечить качественное обучение родному языку, владеющие знаниями в области коррекционной педагогики и методики обучения, созданы ли необходимые материально-технические условия для организации образовательного процесса, имеются ли адаптивные технологии оценки качества, по которым можно судить о результатах обучения.

– Сегодня образовательные учреждения переходят на новые ФГОС, основанные на компетентностном подходе. Вопрос измерения и оценки уровня овладения компетенциями – один из ключевых. По вашей оценке, насколько полно он решен с точки зрения методики и инструментария?

– Переход на новые ФГОС только начался, поэтому в первую очередь нарабатывается содержание. Имеющийся инструментарий позволяет в основном измерять уровень овладения знаниями и умениями. Инструментарий для оценки уровня овладения компетенциями еще предстоит разработать. Оценка компетенций, формирующихся у обучающихся, – это целое направление деятельности, требующее от педагога необходимых умений это обеспечивать. Ведь заранее педагогов не готовили, а обучение в педагогических вузах и ссузах по новым стандартам, ориентированным на компетентностный подход, только началось. Процесс разработки инструментария и обучения педагогов его применению должен быть параллельным.

А пожелание одно – формировать инструменты, основанные на независимой оценке, не только по завершению ступеней обучения, а уже в рамках внутреннего мониторинга образовательного учреждения на протяжении всего периода обучения.

– Большая часть учреждений СПО переходит ныне на региональный уровень. Готовы ли регионы, в частности, Ульяновская область, к проведению государственной аккредитации ссузов? И намерены ли вы ввести какие-либо особые региональные критерии для оценки деятельности ссузов?

– Процедура государственной аккредитации претерпела изменения, но опыт проведения, сформированный в регионе, позволил быстро перестроиться и учесть все новые требования. Считаем, что выбранный нами инструмент обеспечивает качественное проведение процедуры государственной аккредитации. По каждой из групп аккредитационных показателей нами разработаны инструктивные карты. В них детализируются требования к образовательному учреждению по тем или иным видам и направлениям деятельности. Кроме того, каждая группа показателей соотносится в зависимости от степени и полноты реализации с определенным количеством баллов. Сумма баллов по группе показателей позволяет оценить соответствие содержания и качества обучения в образовательном учреждении по данному виду деятельности.

– Насколько подобные карты гарантируют объективность оценок?

– Преимущество инструктивных карт заключается в их универсальности. На первом этапе подготовки к аккредитации учреждение проводит по ним самообследование. Затем по этим же картам проводится экспертиза образовательного учреждения комиссией экспертов во время процедуры государственной аккредитации. Количественные характеристики не позволяют экспертам при вынесении оценок опираться на субъективное мнение.

– И все-таки как наиболее полно и качественно выявить картину качества образования в регионе?

– Региональные критерии предусмотрены нами в части оценки содержания образовательных программ с учетом потребностей области в подготовке квалифицированных кадров, привлечения работодателей к процессу подготовки специалистов и оценке результатов при проведении процедур государственной итоговой аттестации. Но мы уверены, что данное направление должно получить свое полноценное развитие и реализацию именно в рамках развития процедуры общественно-профессиональной аккредитации. Это предусмотрено и действующим положением о государственной аккредитации, дающим право представлять в качестве приложения к заявлению о проведении государственной аккредитации сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации организации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях, что и нашло достаточное отражение в проекте нового закона об образовании. Пока добровольная аккредитация слабо востребована. Что касается показателей и критериев общественной аккредитации, то они, безусловно, не должны дублировать показатели государственной аккредитации.

– На ваш взгляд, каких федеральных нормативных актов на сегодняшний день еще не достает для оптимальной организации деятельности региональных служб контроля качества образования? Каковы в данном случае ваши пожелания?

– В настоящее время назрела острая необходимость в приведении в соответствие с действующим законодательством типовых положений для дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

Необходимо разработать и принять нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование в учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования, раскрывая п. 24 пп. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании», деятельность и образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
О системном подходе к оценке качества образования
Экспресс-форум: как обеспечить качество образования
Региональный аспект независимой оценки качества образования
Опыт ульяновцев по созданию региональной системы работы с экспертами
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Как объективно оценить качество образования?
Регион: как подготовить эксперта?
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Независимая оценка качества - опыт Ульяновской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ