Гарантии качества образования в области авиацииОбязательным условием безопасного использования воздушного транспорта при реализации авиаперевозок является наличие сертифицированных систем качества. УВАУ ГА (И) осуществляет подготовку инженеров-менеджеров по качеству по специализации «управление качеством в технике и технологии авиатранспортных систем». Просмотров: 2574
Гарантии качества образования – залог безопасного использования воздушного пространства
УВАУ ГА – единственный в стране транспортный вуз авиационного сектора, который готовит специалистов по качеству. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил о том, что в регионе сформирован авиационный кластер мирового уровня, развитие которого будет основным приоритетом как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Среди главных задач консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» – создание системы подготовки научных и производственных кадров, инновационные исследования в области высоких технологий в авиастроительной сфере и активное внедрение полученных результатов. Причем не только в региональное авиастроение, но и в авиационный сектор экономики в масштабах всей России. На прошедшем в конце апреля 2011 года в Ульяновске Первом международном авиатранспортном форуме (МАТФ-2011), ставшем, без преувеличения, знаковым событием, около тысячи гостей и участников приняли участие в обсуждении актуальных вопросов развития грузовых и пассажирских перевозок, подготовки лётных кадров. Вузы авиационного сектора транспортной отрасли представляло Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), история которого насчитывает более семидесяти лет. Одним из главных на форуме стало обсуждение проблем подготовки летных кадров, получившее значительно более широкое звучание, нежели «узкие» проблемы дефицита пилотов и квалифицированных специалистов по техническому обслуживанию и управлению воздушным движением, на которые ориентированы учебные заведения отрасли. По результатам научных исследований Международной организации гражданской авиации (ИКАО), мировая коммерческая авиация уже в течение ближайших десяти лет столкнется с проблемой нехватки более 200 тыс. пилотов и 400 тыс. квалифицированных специалистов по техническому обслуживанию. Столь же уязвимыми, вероятно, окажутся и смежные авиационные профессии: диспетчеры, менеджеры, инспекторы, техники. Обязательным условием безопасного использования воздушного пространства при реализации перевозок авиапредприятиями является наличие сертифицированных систем качества. В связи с этим проблема дефицита специалистов, способных разрабатывать и внедрять системы качества, сегодня стоит очень остро: это со всей очевидностью подтверждает анализ квалификации специалистов, реализующих управленческие дисциплины, связанные с обеспечением гарантий качества услуг авиаперевозок в авиакомпаниях в основных его аспектах – надежности и безопасности. УВАУ ГА (И) осуществляет подготовку инженеров-менеджеров по качеству по специализации «управление качеством в технике и технологии авиатранспортных систем». В условиях усложнения авиационной техники, когда выгоды от использования воздушного пространства с ее помощью реализуются только за счет эффективных авиатранспортных систем, дефицит интеграторов – управленцев этого профиля – будет расти. Специалисты по качеству уже не являются единственными в этом перечне. Профессиональное определение качества, которое трактуется как одна из основных гарантий, сегодня несостоятельно без учета подготовки профессионалов соответствующего профиля – менеджеров систем качества, аудиторов, менеджеров процессов – не только в авиации, но и в аналогичных сферах профессиональной деятельности, где действуют интегрированные системы качества. Последние реализуются на основе соответствующих версий стандартов по качеству, разработанных на базе серии ИСО 9001. Такой версией для эксплуатантов в сфере авиаперевозок является стандарт ИАТА-ИОСА (IOSA). В сфере образования мы имеем дело со стандартами для обеспечения гарантий качества ENQA. В телекоммуникациях работает версия TL 9000. Можно продолжить этот ряд, но главное, что из этого следует, – проблема дефицита специалистов имеет не только количественный, но и качественный характер. Качественная сторона проблемы состоит в том, что авиация как сфера деятельности предполагает продукцию длительного жизненного цикла, к которой относятся как производимые на авиационных заводах самолеты, так и услуги авиаперевозок, связанные с их использованием (эксплуатацией). На протяжении жизненного цикла воздушного судна (ВС) уже сегодня проявляется необходимость оперативного управления квалификациями действующих специалистов через образовательные программы, соответствующие ФГОС и Общероссийскому классификатору специальностей. На рисунке изображена концепция жизненного цикла применительно к специалисту авиационного профиля, где по этапам жизненного цикла ВС представлены квалификации согласно классификатору ОК 009-2003.
Такое управление потребует поиска точек соответствующего взаимодействия на уровне сфер деятельности – институциональном, где действуют механизмы стандартизации, сертификации, аккредитации и прочие. При этом управление не будет эффективным, если исключить отрасли, то есть непосредственных потребителей специалистов. На оперативном уровне взаимодействие реализуется в рамках заказа на образовательные программы. Сегодня есть потребность в менеджерах по безопасности полетов, летной годности, авиационной безопасности и других, но важно придерживаться принципа – квалификация любого специалиста возможна в результате обучения в образовательном учреждении. Процессы обучения, когда речь идет о коррекции уже созданной квалификации в интересах устранения расхождения компетенций по конкретному специалисту, потребуют выстраивания работы с потребителем специалиста в рамках организуемых последним процессов обучения. Одной из проблем подготовки специалистов авиатранспортных систем является стандартизация процессов обучения. Здесь можно говорить как о проблеме российских стандартов и качестве, так и проблеме выполнения требований стандартов ИКАО, профессиональных стандартов, рекомендаций IATA (IOSA). Дефицит пилотов и их профессиональная подготовка – человеческий фактор – по-прежнему являются одним из наиболее острых вопросов. В связи с этим Министерством транспорта РФ для УВАУ ГА (И) была поставлена задача интегрировать национальные стандарты со стандартами ИКАО. Задача создания и утверждения в соответствующих структурах гражданской авиации (ГА) программы подготовки пилотов потребовала отработки механизмов перехода с 60-часовой летной практики на 150-часовую подготовку, «не изменяя» стандартам высшей школы. Фактический результат показал увеличение в 1,5 раза налета курсантов-пилотов. Практика подтвердила, что это был оправданный шаг, поскольку он позволил существенно улучшить качество летной практики курсантов, а в итоге – поднять на новый уровень безопасность полетов в ГА России. Начиная с 2007 года, летные учебные заведения России перешли на указанную программу подготовки летного состава, что позволило снять другую проблему качества специалиста отрасли – допуска к полетам за пределами Российской Федерации. Кроме выполнения функции «социального лифта», образование сегодня является институциональной средой, обеспечивающей выработку знаний и их распространение через процессы обучения. При всей очевидности функциональной направленности образования имеет место путаница в понимании и разделении ответственности вузов и предприятий в части обеспечения отрасли квалифицированными специалистами, составляющими ее кадровый ресурс. Важно достичь единого понимания квалификации специалиста, которая может быть обеспечена только в рамках основных образовательных программ, когда в процессе образования реализуется формирование квалификации от нулевого уровня, то есть ее отсутствия, до измеримого, подлежащего оценке состояния обучаемого, способного принимать профессиональные квалифицированные решения. Обучение – процесс непрерывный, и его продолжение имеет место на предприятии, которое испытывает постоянную потребность устранения расхождений в имеющихся компетенциях уже квалифицированного специалиста по конкретной реализуемой им функции в рамках производственных задач. Сегодняшние попытки производителя заняться образованием, по существу, несостоятельны, при всей, казалось бы, коммерческой привлекательности образовательного бизнеса. В свою очередь вузы трудно постигают коммерческую составляющую из-за отсутствия требований производителя к специалисту на долгосрочную перспективу, учитывающую известную динамику объективного процесса «устаревания» (полураспада) знаний. В различных областях профессиональной деятельности она различна, поэтому важно обеспечить интеграцию процессов обучения вуза и предприятия. Интеграция в подобной ситуации позволит распределить ответственность и тем самым минимизировать риски, связанные с качеством образования. Для основного потребителя образовательных услуг (обучаемого) этот риск состоит в том, что выбранная им специальность может обернуться никому не нужным, не имеющим долгосрочную перспективу делом. Для вуза риск заключается в расходе ресурсов на подготовку никому не нужных специалистов, а для производителя – в приобретении специалиста, требующего дополнительных вложений на доведение его компетенций до требуемого уровня (на обучение). Качество образования сегодня становится непосредственной составляющей качества жизни – и в этом смысле гарантии качества, требуемые ENQA и учитываемые в системах управления качеством вузов, уже позволяют подойти к решению задачи управления риском образовательных услуг. Однако в обсуждениях на форуме в Ульяновске не нашел должного отражения аспект качества, связанный с его инновационной составляющей, когда вуз рассматривается как элемент инновационной системы, в рамках которой формируется и накапливается такой ресурс, как знание, что, в свою очередь, позволяет говорить об образовании как отрасли, предоставляющей знание. Очевидно, это предмет отдельной дискуссии, и в рамках форума, в силу его направленности и формата, трудно было ожидать ее развития. Однако вопрос гарантий качества для безопасного использования воздушного пространства является актуальным. Поэтому важно обсудить его впоследствии на страницах уважаемого издания, предоставившего возможность поделиться информацией о проблемах, поднятых на МАТФ-2011. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|