INQAAHE. Интервью с Дэвидом ВудхаусомИнтервью с президентом Международной сети агентств по гарантии качества в высшем образовании INQAAHE, исполнительным директором Австралийского агентства по гарантии качества университетов, Дэвидом Вудхаусом. Просмотров: 1804
INQAAHE как выразитель идей гарантии качества в мире
– Сеть INQAAHE является старейшей в мире. Созданная в 1991 году, она насчитывает уже восемнадцать лет и имеет в своем составе более 160 членов-аккредитационных агентств. Каковы, на ваш взгляд, основные достижения сети за эти годы? – Основное достижение INQAAHE – это та помощь, которую мы оказали в развитии агентств гарантии качества по всему миру. С первых дней основная политика INQAAHE была направлена на распространение и обмен информацией, вовлечение все новых агентств в деятельность сети. Как только мы слышали о том, что образовалось новое агентство, что группа университетов или министерство предполагают создать агентство по гарантии качества, сразу же пытались наладить с ними контакты. Мне кажется, это очень ценно – получать информацию от агентств гарантии качества со всего мира. Значительна наша помощь организациям по разработке новых моделей гарантии качества и распространение этого опыта по всему миру. INQAAHE способствовала и развитию региональных сетей. В конце 90-х годов на конференциях в конце рабочего дня мы выделяли время и место для встречи представителей из разных регионов. Например, в одной комнате собирались делегаты из Африки, в другой – из Азии, в третьей – из Европы, в четвертой – из Северной Америки и т.д. и, если хотели, имели возможность обсудить проблемы, важные для этого региона. Постепенно такие встречи привели к образованию региональных сетей, давая толчок к развитию гарантии качества в регионе. – Каковы основные цели сети на будущее? – Год назад был составлен первый стратегический план, в котором мы попытались ясно сформулировать, что хотим сделать в будущем. Этот план размещен на нашем сайте. Самое важное в нем то, что INQAAHE является выразителем идей гарантии качества в мире. Было намечено четыре основных сферы деятельности. Первая – представление интересов гарантии качества и сотрудничество со всемирными организациями. Наша сеть работает с UNESCO, Всемирным Банком, с OECD1. Пока мы не сотрудничаем, но планируем работать со Всемирной Торговой Организацией. Работаем со всеми стейкхолдерами – людьми и организациями, заинтересованными в качестве образования. И я наблюдаю – скорее как директор агентства, а не президент сети, – что у них двойственное отношение к агентствам гарантии качества. Правительству необходимо агентство гарантии качества, однако оно не до конца доверяет ему, видя в нем некоего соперника. Университеты ведут себя так, как будто бы им нужны агентства по гарантии качества, однако они не довольны тем, что приходится прилагать дополнительные усилия. Таким образом, с одной стороны – гарантия качества представляется необходимой, а с другой – эту необходимость приходится постоянно доказывать, обеспечивая системе гарантии качества то место, которое ей предназначено. Второе наше направление – работа с регионами. И именно этим мы занимаемся в последнее время. Мне бы хотелось сказать о других сетях гарантии качества. Большинство из них региональные, как, например, ваша2, но сейчас возникают и более мелкие сети, например, Ассоциация агентств по аккредитации инженерных специальностей. И два года назад INQAAHE включил подобного рода сети в сферу своей деятельности. Следующее направление деятельности – это оказание помощи регионам как по вопросам политики и теории, так и по практическим аспектам гарантии качества. И еще один вид деятельности, хотя и не новый, но постоянно актуальный – коммуникация и информирование через наш веб-сайт. Мы планируем создать несколько рабочих групп для оказания помощи молодым агентствам по важным текущим вопросам. Одна из таких групп будет заниматься проблемой так называемых «фабрик по выдаче аккредитации», другая – вопросами взаимного признания решений, третья – классификацией, сбором и распространением информации. – В России, как и в других странах, сейчас появляются такие «фабрики по выдаче аккредитации». Что делает INQAAHE, чтобы защитить вузы от подобного рода фальсификации? – Мы планируем создать рабочую группу: у меня уже есть на примете два-три человека, которые, надеюсь, займутся этим вопросом. Попытаемся следовать модели UNESCO по борьбе с фабриками дипломов: создадим то, что можно назвать «белым списком», в противоположность «черному списку». Будет сформирован своего рода портал, имеющий отсылки к спискам всех организаций, заслуживающих доверие. И если агентство в этом списке не значится – будьте осторожны! Конечно, агентство может не быть в этом списке и, тем не менее, являться легитимным. Однако все же лучше такое агентство проверить. Поскольку мы не можем идентифицировать все «аккредитационные фабрики», целесообразно создать список заслуживающих доверие аккредитационных агентств. Для начала можно использовать список членов INQAAHE. CHEA также имеет списки надежных агентств. Нами будут сделаны ссылки на эти списки, и если агентство не входит в них, то нужно быть осторожным. – Возможно ли, на ваш взгляд, создание международных аккредитационных агентств? – Да. Например, сеть AACSB3. Расположена сеть в Америке, а аккредитуют они по всему миру. Другой пример – Европейская Ассоциация Университетов, которая тоже проводит международную аккредитацию. Агентство может быть зарегистрировано на национальном уровне, а проводить аккредитацию – на международном. – Одним из требований ENQA, предъявляемых к агентствам гарантии качества, является независимость: от университетов, правительств и министерств. Однако многие агентства были образованы министерствами и правительствами и финансируются государством. Как же в таких случаях вести речь о независимости? – Сейчас изменена наша точка зрения: не «агентство должно быть независимым», а «решения, принимаемые агентством, должны основываться исключительно на опубликованных критериях». Когда говорят, что агентство должно быть независимым, то в действительности имеют в виду, что оно принимает решения без постороннего вмешательства. Агентство должно выработать критерии оценки и на их основе принимать свои решения. А не принимать решения, а потом менять их, потому, что министерство так велело, или потому что университет заплатил деньги и хочет, чтобы агентство поменяло свое решение. – Что вы думаете по поводу ориентации отдельных вузов на формирование внутривузовских систем гарантии качества на основе стандарта ISO серии 9000? Эта тенденция становится все популярнее, но одновременно все больше создается сертификационных центров, предлагающих свои услуги. – Это структурированная форма гарантии качества, и мне кажется, что институты могут взять у нее много полезного, но как модель для образования, она не работает. Можно легко заметить, что эта система создана для промышленности. А там иные понятия вкладываются в термины «сырье», «процесс», «готовый продукт», «клиент». И это разные понятия. Тогда как в образовании студент может быть и тем, и другим, и третьим: он и сырье, и конечный продукт, и клиент. В этом стандарте много хорошего – мониторинг, системность, документирование, управление. Но его нельзя просто взять и приложить к образованию. – В своем выступлении на конференции вы отметили, что период конца XX века характеризуется как «революция качества». Что под этим имеется в виду? – Это означает, что качество стало эксплицитным, люди начали думать о результатах. В старой традиционной модели был один преподаватель, который делал все. У нас всегда были отличные преподаватели, которые добивались прекрасных результатов. Однако в целом мы никак не могли проверить, все ли преподаватель правильно делает или относится к своим обязанностям спустя рукава. Поэтому революция качества означает, что оно стало эксплицитным и его можно рассматривать и анализировать. Но это только первый шаг, следующий – постепенное создание внутренних систем гарантии качества в вузах и ориентация на качество. Чтобы вузы могли сказать: качество – это то, как мы работаем в нашем вузе. И я верю, что качество – это неотъемлемая часть того, что мы делаем. – Скажите несколько слов о своем образовании, опыте работы, занимаемых должностях, семье, увлечениях. – Я закончил Оксфордский университет. Двадцать лет работал преподавателем математики и программирования. Есть и другие степени и квалификации, например, в сфере образования. Был заведующим кафедрой программирования, деканом факультета. Затем сменил направление деятельности: в 1990 году стал заместителем директора в агентстве гарантии качества в Гонконге, потом директором агентства в Новой Зеландии, директором Австралийского агентства по гарантии качества. Мои хобби – туризм, спорт и экстремальные виды отдыха. У меня четверо детей, все уже взрослые.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|