Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Составлен первый рейтинг вузов стран СНГ

Печально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна.

Просмотров: 223

Сопоставлять сопоставимое

Печально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна.

Дело в том, что критерии ведущих международных рейтингов не учитывают особенности и традиции российского образования. Большей частью они ориентированы на англосаксонские страны, где наука, включая и фундаментальную, сосредоточена в университетах. Естественно, это учитывается при ранжировании. Весомыми критериями международных рейтингов являются уровень научных исследований, доход от них, вклад в инновации, цитируемость научных статей сотрудников, международная студенческая и преподавательская мобильность и тому подобные компоненты. Уделяется значительное внимание и репутации в академической среде.

«Конечно, мы обязаны думать, как нужно развивать наши университеты, на что их ориентировать, какие направления поддерживать. В этом смысле рейтинги будут служить знаменем для развития университетов. Если сразу «ударить кувалдой по голове», сказав, что вуз занимает тысячное место, у руководства опускаются руки. Если же рейтинги объективно отражают сложившуюся ситуацию, у каждого университета появляется стимул работать над собой».
В. Садовничий. Источник: http://raexpert.ru

Так называемый Шанхайский рейтинг тоже базируется на показателях, связанных с научными достижениями.

Традиционная модель российского образования иная: в нашей стране делается упор на знания, умения, навыки. Научные исследования ведутся главным образом в учреждениях Академии наук, а существенная часть статей и других трудов отечественных ученых публикуется на русском языке, что создает сложности для цитирования.

Уложиться в прокрустово ложе глобальных мировых рейтингов – для наших даже очень сильных учебных заведений трудная, а большей частью недостижимая задача. Можно ли изменить ситуацию, и каким образом?

Россия подписала Болонскую декларацию. В стране образованы федеральные и национальные исследовательские университеты. Это шаги в сторону усиления научной составляющей высшей школы. Но все же выстроить в один ряд английские, американские и наши вузы невозможно. Чтобы стать лидером мировых рейтингов, нужно иметь систему образования, сопоставимую с англосаксонской. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничий высказал мысль о том, что необходим международный рейтинг, основанный на критериях, адекватно отражающих, в том числе, и существенные особенности российской системы образования.

Так или иначе, но в 2013 году была реализована замечательная идея: по заказу Минобрнауки РФ составлен рейтинг вузов стран, существующих на постсоветском пространстве, – Содружества независимых государств, Грузии и Балтии. Методика ранжирования университетов, использованная для воплощения идеи, базировалась на оценках деятельности трех видов: образовательной, научно-исследовательской и международной. Самый высокий вес имела первая группа. Значительное место занимали репутационные оценки (мнения представителей академического сообщества и работодателей). Рейтинг был нацелен на установление коммуникаций с вузами и представителями экспертных сообществ выбранных стран и обмен данными об их деятельности. Но, несмотря на столь благую цель, он получил неоднозначную оценку профессионального сообщества.

В 2014 году появился еще один международный рейтинг вузов – на сей раз только стран СНГ. Составило его рейтинговое агентство «Эксперт-РА», входящее в состав международной экспертной группы по ранжированию (IREG). Поддержку оказал фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело».

Рейтинг вузов стран СНГ нацелен на оценку способности университетов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения. Он ставит во главу угла не научные достижения и уровень коммерциализации вузов, а качество образования (это ключевой измеритель). Для сопоставления вузов используются статистические данные из наукометрических систем и других открытых источников и результаты опросов свыше 5,5 тыс. респондентов – преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников.

ИНТЕРЕСНЫЕ ДЕТАЛИ

По плану Минобрнауки РФ в 2014 году 2 российских вуза должны войти в топ ведущих мировых университетов. Доля публикаций отечественных ученых в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Schiens), также должна, хотя и ненамного, но возрасти – с 2,05 процента до 2,44.

* * *

Лидеры рейтинга вузов стран СНГ отличаются высокой стоимостью платного обучения: у вузов класса В она в среднем эквивалентна 4,6 тыс. долларов в год, класса С – 3,3, класса D – 2,9. Из 20 таких вузов 19 – российские и 1 – из Казахстана.

В рейтинге наиболее широко представлены учебные заведения класса D – 64 участника. Они уступают конкурентам более высокого класса по условиям обучения и научной активности. У них выше количество студентов на одного преподавателя и ниже количество научных публикаций.

Вузы класса Е характеризуются меньшей популярностью у абитуриентов, из них 90 процентов расположено за пределами столиц стран СНГ.

По уровню востребованности выпускников работодателями наивысшая оценка в рейтинге присвоена 31 вузу. Из них 17 – технические , 9 – многопрофильные и только 5 учебных заведений сосредоточились на подготовке экономистов.

Лишь у 21 вуза доля иностранных студентов превышает 10 процентов. Чаще всего иностранные студенты останавливают выбор на медицинских вузах.

Во время предварительной работы эксперты агентства выяснили, что за период перестройки между системами образования стран СНГ появились различия. Поскольку каждая страна шла своим путем, уровень модернизации высшей школы оказался разным. Так, в Азербайджане, Молдавии и Узбекистане переход с системы подготовки специалистов на двухуровневую схему «бакалавр – магистр», соответствующую принципам Болонского процесса, осуществлен полностью, в Казахстане – почти полностью, в России сохраняется высокий процент пятилетних программ по подготовке специалистов, а Белоруссия осталась верна советским традициям.

По разному подходят в странах СНГ и к вопросу коммерциализации вузов. В Казахстане к этому стремятся ускоренными темпами, в результате чего подавляющее количество студентов обучается на платной основе. В России превалирует обучение за счет государственных средств, но при этом практикуется зарабатывать средства с помощью коммерциализации научных результатов – патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий. На Украине инновационных компаний при вузах единицы. Кроме того, законодательство страны не предусматривает создание эндаумент-фондов, тогда как в России и Казахстане практика привлечения средств выпускников на развитие вузов набирает обороты. В Белоруссии вклад государства в образование высокий.

В агентстве «Эксперт-РА» заявили, что рейтинг вузов СНГ составлялся с учетом этой специфики1. Кроме того, в него введены данные, которых нет в других международных рейтингах: репутация вуза в своей стране, основанная на мнении преподавателей, ученых и работодателей, и оценка востребованности выпускников на локальных рынках труда.

Методологические подходы к составлению рейтинга обсуждались в широкой аудитории и получили высокую оценку участников заседания Совета по образованию при интеграционном комитете ЕврАзЭС.

Все вовлеченные в ранжирование вузы эксперты распределили по пяти классам – от А до Е, где А означает исключительно высокий уровень подготовки выпускников, В – очень высокий, C – высокий, D – приемлемый и E – достаточный. Решение, кого в какой класс включить, принимали на основе анализа трех интегральных факторов, характеризующих качество знаний, навыков и умений выпускников:

  • условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5);
  • уровень востребованности работодателями выпускников (вес = 0,3);
  • уровень научно-исследовательской активности (вес = 0,2).

В первом случае значение интегрального фактора определяли показатели «уровень преподавания», «международная интеграция», «востребованность у абитуриентов», во втором – «качество карьеры выпускников», «сотрудничество с работодателями», в третьем – «инновационная активность», «научные достижения».

В список лучших вошли 153 вуза, представляющих Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, Узбекистан, Азербайджан и Киргизию. Из них 95 находятся в нашей стране, 33 – на Украине. Следом идут Белоруссия – 10 и Казахстан – 9. В класс А попал только Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, что впрочем, не удивительно, учитывая его сложившуюся репутацию, финансирование отдельной строкой из федерального бюджета и связанные с этим возможности. Попутно нельзя не отметить, что этот факт иллюстрирует мысль: учреждения, которые оказываются на верхних строчках рейтинга, как правило, работают в лучших условиях, чем другие.

В класс В вошли 18 вузов, помимо российских – 3 украинских и 1 белорусский.

У каждого из рейтингов есть свои недостатки. Так считают специалисты. Ведь для объективной оценки образовательных организаций нужно вести многолетние наблюдения за их работой и формировать базу данных, содержащую огромное количество информации, а все это требует много сил, времени и средств и в полной мере мало кому удается. Но все же рейтинги полезны, так как служат многим целям: прежде всего удовлетворяют потребность выпускников школ в необходимой им информации, а вузам дают возможность объективнее оценить свою работу, определить свое место среди равных, если надо подтянуться. А когда механизм конкуренции работает активнее, эффективность системы образования повышается.

Рейтинги вузов на постсоветском пространстве решают и другие задачи: сопоставляя сопоставимое, помогают отечественному образованию выйти на международную арену, дополняют оценку качества, которую делают государственные организации, взглядом со стороны. Благодаря этому система высшего образования России становится более открытой, узнаваемой, конкурентоспособной.

1 http://expert.ru/expert/2014/14/otlichniki-nezavisimyih-gosudarstv/

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СНГ, качество образования, рейтинги, по сути, ао-71

Похожие материалы:
Результаты Мониторинга эффективности вузов за 2013 год
Международный рейтинг университетов U-Multirank
INQAAHE. Интервью с Дэвидом Вудхаусом
Британский рейтинг ведущих университетов мира
Олег Сергеев о мониторинге эффективности вузов
В Минобрнауки одобрили новые подходы к оценке вузов
Так просто в рейтинг не попасть
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
На пути вхождения в мировую элиту
Инженер будет квалифицированнее и компетентнее

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
#109Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…
#107Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
#103Искитимский медицинский техникум отметил юбилей
#103БАЙХОСТ организует баварско-российские научные конференции
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ