Составлен первый рейтинг вузов стран СНГПечально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна. Просмотров: 330
Сопоставлять сопоставимоеПечально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна. Дело в том, что критерии ведущих международных рейтингов не учитывают особенности и традиции российского образования. Большей частью они ориентированы на англосаксонские страны, где наука, включая и фундаментальную, сосредоточена в университетах. Естественно, это учитывается при ранжировании. Весомыми критериями международных рейтингов являются уровень научных исследований, доход от них, вклад в инновации, цитируемость научных статей сотрудников, международная студенческая и преподавательская мобильность и тому подобные компоненты. Уделяется значительное внимание и репутации в академической среде.
Так называемый Шанхайский рейтинг тоже базируется на показателях, связанных с научными достижениями. Традиционная модель российского образования иная: в нашей стране делается упор на знания, умения, навыки. Научные исследования ведутся главным образом в учреждениях Академии наук, а существенная часть статей и других трудов отечественных ученых публикуется на русском языке, что создает сложности для цитирования. Уложиться в прокрустово ложе глобальных мировых рейтингов – для наших даже очень сильных учебных заведений трудная, а большей частью недостижимая задача. Можно ли изменить ситуацию, и каким образом? Россия подписала Болонскую декларацию. В стране образованы федеральные и национальные исследовательские университеты. Это шаги в сторону усиления научной составляющей высшей школы. Но все же выстроить в один ряд английские, американские и наши вузы невозможно. Чтобы стать лидером мировых рейтингов, нужно иметь систему образования, сопоставимую с англосаксонской. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Садовничий высказал мысль о том, что необходим международный рейтинг, основанный на критериях, адекватно отражающих, в том числе, и существенные особенности российской системы образования. Так или иначе, но в 2013 году была реализована замечательная идея: по заказу Минобрнауки РФ составлен рейтинг вузов стран, существующих на постсоветском пространстве, – Содружества независимых государств, Грузии и Балтии. Методика ранжирования университетов, использованная для воплощения идеи, базировалась на оценках деятельности трех видов: образовательной, научно-исследовательской и международной. Самый высокий вес имела первая группа. Значительное место занимали репутационные оценки (мнения представителей академического сообщества и работодателей). Рейтинг был нацелен на установление коммуникаций с вузами и представителями экспертных сообществ выбранных стран и обмен данными об их деятельности. Но, несмотря на столь благую цель, он получил неоднозначную оценку профессионального сообщества. В 2014 году появился еще один международный рейтинг вузов – на сей раз только стран СНГ. Составило его рейтинговое агентство «Эксперт-РА», входящее в состав международной экспертной группы по ранжированию (IREG). Поддержку оказал фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело». Рейтинг вузов стран СНГ нацелен на оценку способности университетов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения. Он ставит во главу угла не научные достижения и уровень коммерциализации вузов, а качество образования (это ключевой измеритель). Для сопоставления вузов используются статистические данные из наукометрических систем и других открытых источников и результаты опросов свыше 5,5 тыс. респондентов – преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников.
Во время предварительной работы эксперты агентства выяснили, что за период перестройки между системами образования стран СНГ появились различия. Поскольку каждая страна шла своим путем, уровень модернизации высшей школы оказался разным. Так, в Азербайджане, Молдавии и Узбекистане переход с системы подготовки специалистов на двухуровневую схему «бакалавр – магистр», соответствующую принципам Болонского процесса, осуществлен полностью, в Казахстане – почти полностью, в России сохраняется высокий процент пятилетних программ по подготовке специалистов, а Белоруссия осталась верна советским традициям. По разному подходят в странах СНГ и к вопросу коммерциализации вузов. В Казахстане к этому стремятся ускоренными темпами, в результате чего подавляющее количество студентов обучается на платной основе. В России превалирует обучение за счет государственных средств, но при этом практикуется зарабатывать средства с помощью коммерциализации научных результатов – патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий. На Украине инновационных компаний при вузах единицы. Кроме того, законодательство страны не предусматривает создание эндаумент-фондов, тогда как в России и Казахстане практика привлечения средств выпускников на развитие вузов набирает обороты. В Белоруссии вклад государства в образование высокий. В агентстве «Эксперт-РА» заявили, что рейтинг вузов СНГ составлялся с учетом этой специфики1. Кроме того, в него введены данные, которых нет в других международных рейтингах: репутация вуза в своей стране, основанная на мнении преподавателей, ученых и работодателей, и оценка востребованности выпускников на локальных рынках труда. Методологические подходы к составлению рейтинга обсуждались в широкой аудитории и получили высокую оценку участников заседания Совета по образованию при интеграционном комитете ЕврАзЭС. Все вовлеченные в ранжирование вузы эксперты распределили по пяти классам – от А до Е, где А означает исключительно высокий уровень подготовки выпускников, В – очень высокий, C – высокий, D – приемлемый и E – достаточный. Решение, кого в какой класс включить, принимали на основе анализа трех интегральных факторов, характеризующих качество знаний, навыков и умений выпускников:
В первом случае значение интегрального фактора определяли показатели «уровень преподавания», «международная интеграция», «востребованность у абитуриентов», во втором – «качество карьеры выпускников», «сотрудничество с работодателями», в третьем – «инновационная активность», «научные достижения». В список лучших вошли 153 вуза, представляющих Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, Узбекистан, Азербайджан и Киргизию. Из них 95 находятся в нашей стране, 33 – на Украине. Следом идут Белоруссия – 10 и Казахстан – 9. В класс А попал только Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, что впрочем, не удивительно, учитывая его сложившуюся репутацию, финансирование отдельной строкой из федерального бюджета и связанные с этим возможности. Попутно нельзя не отметить, что этот факт иллюстрирует мысль: учреждения, которые оказываются на верхних строчках рейтинга, как правило, работают в лучших условиях, чем другие. В класс В вошли 18 вузов, помимо российских – 3 украинских и 1 белорусский. У каждого из рейтингов есть свои недостатки. Так считают специалисты. Ведь для объективной оценки образовательных организаций нужно вести многолетние наблюдения за их работой и формировать базу данных, содержащую огромное количество информации, а все это требует много сил, времени и средств и в полной мере мало кому удается. Но все же рейтинги полезны, так как служат многим целям: прежде всего удовлетворяют потребность выпускников школ в необходимой им информации, а вузам дают возможность объективнее оценить свою работу, определить свое место среди равных, если надо подтянуться. А когда механизм конкуренции работает активнее, эффективность системы образования повышается. Рейтинги вузов на постсоветском пространстве решают и другие задачи: сопоставляя сопоставимое, помогают отечественному образованию выйти на международную арену, дополняют оценку качества, которую делают государственные организации, взглядом со стороны. Благодаря этому система высшего образования России становится более открытой, узнаваемой, конкурентоспособной.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|