Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оценивать качество по европейским стандартам

Уже на протяжении ряда лет Европейский Союз оказывает содействие сотрудничеству стран в сфере обеспечения качества образования. При этом особый упор делается на обмен моделями и методами и выработку общих критериев качества в профессиональном образовании и обучении.

Просмотров: 2326

Построение трансграничного сотрудничества в области ДПО

Нина АНИСЬКИНА, президент Европейской ассоциации провайдеров ДПО «ESEDA», Россия
Али РАШИДИ, генеральный директор Европейской ассоциации провайдеров ДПО «ESEDA», Швеция
Роджер ван де ВИНКЕЛЬ, член правления Европейской ассоциации провайдеров ДПО «ESEDA», Нидерланды

Что такое ESEDA?

Уже на протяжении ряда лет Европейский Союз оказывает содействие сотрудничеству стран в сфере обеспечения качества образования. При этом особый упор делается на обмен моделями и методами и выработку общих критериев качества в профессиональном образовании и обучении. В 2012 году была создана Европейская ассоциация провайдеров дополнительного профессионального образования (ESEDA1), которая преследует такие цели, как:

  • улучшение качества образовательных услуг провайдеров ДПО Европы;
  • создание прозрачной системы управления качеством ДПО, основанной на общих стандартах;
  • разработка общей системы признания качества дополнительных профессиональных программ и профессиональных квалификаций, содействие международному обмену специалистами.

Достижение этих целей проходит в два этапа. На первом разрабатываются материалы для определения процесса взаимного признания качества ДПО в странах, входящих в ESEDA, определяются общие принципы и критерии качества, производится обмен моделями для формирования системы независимой оценки качества и взаимного признания квалификаций. Второй этап посвящается развитию процесса взаимного признания качества ДПО.

Для России, где идет реформирование профессионального образования и ставится задача повышения качества подготовки специалистов за счет включения в образовательный цикл требований рынка труда и работодателя, сотрудничество с ESEDA очень актуально.

Активным членом этой организации является Союз ДПО. Он работает над созданием общей для членов ассоциации методической базы оценки качества, включая самооценку и независимую оценку. В конце 2012 года запущен первый проект, направленный на адаптацию в странах ассоциации моделей оценки качества ДПО, признаваемых в ЕС. На базе этих моделей будет формироваться трансграничная система сертификации профессиональных квалификаций, проводиться общественная и профессионально­общественная аккредитации. В основе проекта опыт Голландии, Швеции, Австрии, Италии и разработки трех российских образовательных организаций: Национального исследовательского Томского государственного университета, Института экономики, управления и права (г. Казань) и Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (г. Ярославль).

Общая схема гарантий качества образования (CQAF)

Стремясь прийти к общему согласию, ESEDA определила качество образования как способность образовательной организации достигать поставленных целей. На данном принципе базируется большое число популярных в Европе моделей, обеспечивающих оценку качества профессионального образования. Например, это широко применяемые во всех отраслях экономики международные стандарты серии ISO, модель делового совершенства (EFQM), модель международных стандартов качества высшего образования (ENQA). Анализ показал, что для сферы ДПО наиболее приемлем европейский стандарт качества профессионального образования и обучения – Общая структура гарантии качества (CQAF). Включающий:

  • модель, описывающую планирование, обеспечение, оценку и анализ системы качества;
  • методику оценки и анализа качества;
  • систему мониторинга на национальном или региональном уровнях и возможность добровольного экспертного наблюдения на европейском уровне;
  • измерительные инструменты (набор показателей для проведения мониторинга и оценки на национальном или региональном уровнях).

Направления анализа и показатели качества

Для мониторинга качества в стандарте CQAF выделяются три основных раздела, которые способствуют достижению желаемого результата обучения. Первый связан с содержанием и методологией обучения. Второй включает важные темы, которые относятся к организации обучения. Третий охватывает вопросы, касающиеся обучающихся, в частности, формирование компетенций.

Союз дополнительного профессионального образования создан в 2003 году. Ключевыми направлениями его деятельности являются:
- повышение качества ДПО;
- развитие взаимодействия системы ДПО с работодателями и их объединениями, кадровыми агентствами и службами занятости, профессиональными сообществами;
- объединение и координация деятельности учреждений и подразделений ДПО;
- представительство и защита прав и интересов организаций ДПО в органах законодательной и исполнительной государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;
- развитие международного сотрудничества с иностранными образовательными учреждениями ДПО, их союзами и ассоциациями.

Особое значение придается сотрудничеству с работодателями, что очень важно для ДПО. Во-­первых, в соответствии с требованиями стандарта образовательные организации должны подтвердить, что решение относительно содержания образовательной программы было принято в результате активного взаимодействия с представителями работодателей. Во-вторых, им нужно доказать, что учебные программы соответствуют современному уровню знаний и нацелены на формирование навыков по профессии и на обеспечение квалификационных требований профессионального стандарта. Это означает, что организация осведомлена о цели и содержании подобных программ, предлагаемых конкурентами, и может предоставить веские аргументы, показывающие, что ее программа ценнее. В-третьих, необходимо обосновать эффективность данной программы для конкретной целевой группы. Для этого нужно точно знать, что представляет собой данная группа и обладать новейшими знаниями о различных дидактических подходах и методах обучения.

Для достижения требований стандарта CQAF важными являются такие факторы, как качество обучающего персонала и наличие процессов, направленных на поддержание его компетенции на уровне, соответствующем целям организации и современным требованиям. Имеет большое значение и распределение обязанностей персонала.

В целом организация должна доказать, что следует принципам социальной ответственности, а предлагаемые ею услуги необходимы обучающимся и позволят достичь цели, на которую рассчитана учебная программа.

Обучение на рабочем месте

В программах ДПО значительное место занимает практическое обучение (обучение путем участия в реализации проектов, стажировки и т.д.). Содержание, задачи, функции и обязанности организации, которая обеспечивает среду обучения, определяются конкретными показателями. В частности, от предприятий требуется, чтобы задачи и обязанности человека, обучающегося на рабочем месте, были установлены в рамках программы, и он понимал, что и как должен делать.

Оценка качества результата

Хорошее качество обучения обеспечивается лишь в тех случаях, когда программа отражает фактические и будущие требования к данной профессии и условия ее освоения прозрачны, доведены до сведения обучающихся и заинтересованных сторон и понятны им и обучающему персоналу. Правила проведения итоговой аттестации тоже должны быть ясными для всех участников процесса. Если организация ДПО может предоставить свидетельства того, что все именно так и есть, значит, качество обучения обеспечивается.
Самый высокий уровень обеспечения качества – когда учебная программа официально признана экспертами в той области, которую она охватывает.

Применение CQAF в России

Стандарт CQAF не альтернатива стандартам ISO или модели делового совершенства EFQM, не замена системы самооценки по критериям, введенным Минобрнауки РФ на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Выполнить его требования можно только тогда, когда организация стремится к улучшению качества, проводит эффективную политику, нацеленную на результат, и вовлекает персонал во все процессы. В течение 2013 года ESEDA проводила в ряде стран, в том числе и в России, масштабное исследование по восприятию инициатив качества руководством и преподавателями образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы. Показательны основные выводы, которые имеют отношение к нашей стране.

Первое. На российском рынке ДПО уже сформировалась конкурентная среда, и это положительно влияет на рост темпов распространения «духа качества».

Второе. При определении целей качества главным критерием служит удовлетворенность требований потребителя. Организации имеют обратную связь с работодателями и получают от них информацию о качестве дополнительных профессиональных программ и работе преподавателей. Распространена практика, когда оценки, получаемые преподавателями, влияют на их заработную плату. Это повышает мотивацию на развитие инициатив в отношении качества.

Третье. В условиях, когда государственная аккредитация ДПО не производится, организации целенаправленно работают над улучшением своего имиджа, который рассматривают как важный фактор конкурентоспособности.

Четвертое. Менеджеры и преподаватели проявляют заинтересованность в формировании общих для разных стран моделей качества (в частности, CQAF), считают важным создание системы взаимного признания документов о ДПО.

1 Первоначальное название организации ESADA.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СГТУ им. Гагарина Ю.А выиграл международный проект по программе TEMPUS
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Углубление интеграции систем образования России и Беларуси
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Международное сотрудничество в области качества
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Дополнительное образование взрослых

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ