Углубление интеграции систем образования России и БеларусиХарактеризуя процесс модернизации образования в Республике Беларусь, президент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский, принявший участие в заседании Комитета ГД РФ по образованию, высказал интересную точку зрения. Просмотров: 267
Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015. ХАРАКТЕРИЗУЯ процесс модернизации образования в Республике Беларусь, президент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский, принявший участие в заседании Комитета ГД РФ по образованию 10 ноября 2015 года, высказал интересную точку зрения: – Иной подход продемонстрировали наши белорусские коллеги, он может быть назван системно-матричным. <…> Первоначально на высшем государственном уровне была разработана концепция модернизации образования, где прописано, какие проблемы и задачи, в какие сроки, какими средствами будут решаться, затем определены силы, средства и методы решения этих задач. Их совокупность составила общенациональный инновационный научно-методический кластер, в который входят как государственные, так и бизнес-структуры, а также заинтересованные общественные организации. В свете этой экспертной оценки дополнительный интерес представляют итоги объединенного заседания коллегий Минобрнауки РФ, Минобразования и Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси (24, ноябрь, 2015), где обсуждались результаты совместной деятельности и намечены перспективы работы в сфере образования, молодежной политики и научно-технического сотрудничества двух стран. Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, открывая заседание, отметил, что насыщенность календаря международных мероприятий 2015 года позволила вести постоянный обмен мнениями по вопросам российско-белорусского сотрудничества на таких площадках, как форумы «Открытые инновации», «Российские инновационные технологии и международный рынок» и других. Национальные образовательные ведомства в 2015 году уделяли основное внимание реализации государственных гарантий и равных возможностей для населения двух стран в получении качественного образования, обеспечению опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы, формированию системы непрерывного профессионального образования, охватывающей подготовку как работников рабочих специальностей, так и специалистов со средним и высшим образованием, обеспечению приоритета воспитания в системе образования, согласованию принципов и этапов модернизации национальных систем образования, направлений совершенствования программно-планирующей документации, обеспечивающей развитие систем образования в Республике Беларусь и Российской Федерации в соответствии с потребностями модернизируемой экономики. Относительно формирования общего образовательного пространства Союзного государства отмечалось, что проблематика обеспечения в государствах-участниках равных прав при получении образования была объектом постоянного внимания во взаимодействии профильных ведомств РФ и РБ. Сформированная к настоящему времени нормативная база и организация приемных кампаний обеспечивают гражданам Союзного государства равные права при поступлении в вузы обеих стран. Сегодня созданы и действуют специализированные информационные ресурсы, на которых размещена и постоянно актуализируется информация о нормативных актах, регламентирующих организацию, проведение, сдачу единого государственного экзамена и централизованного тестирования, другие актуальные сведения. Ежегодно организуется работа «горячих линий» по вопросам вступительных кампаний, информация о которых размещается на официальных сайтах министерств. В соответствии с ежегодно выделяемой Правительством РФ квотой на 2015-2016 учебный год Беларуси выделено 28 государственных стипендий для обучения в образовательных организациях высшего образования России. Всего в российских вузах в настоящее время за счет средств федерального бюджета и на платной основе обучается 18427 граждан Беларуси.
КАКОВЫ перспективы развития общего образовательного пространства Союзного государства? В настоящее время прорабатывается вопрос о проведении совместной аккредитации учреждений профессионального образования России и Беларуси. Проект соответствующего межведомственного соглашения проходит стадию согласования. Перспективными направлениями сотрудничества в сфере среднего и дополнительного профессионального образования были названы реализация обмена опытом по внедрению ФГОС нового поколения, разработка возможностей получения двух дипломов для студентов, сотрудничество в сфере патриотического воспитания молодежи, а также стимулирование обмена опытом как между обучающимися, так и педагогическими работниками. Значительное внимание на заседании было уделено партнерским связям между профессиональными образовательными организациями России и Беларуси по подготовке участия в движении WorldSkills. Было предложено проводить чемпионаты по методике WorldSkills среди стран СНГ, стремиться к гармонизации стандартов подготовки рабочих и инженерных кадров, механизмов независимой оценки квалификаций, обмениваться лучшими практиками. Сегодня реализуются совместные исследовательские и практикоориентированные проекты, поддержанные грантами РГНФ и БФФИ, результаты которых публикуются в форме совместных монографий и статей в рецензируемых изданиях. Кроме того, проводятся совместные научно-практические семинары и мероприятия по повышению квалификации педагогов-практиков. Минобрнауки РФ ведется сбор заявок для формирования региональных опорных пунктов для социально-экономического развития России. Такие региональные опорные университеты могут стать основой формирования кадрового потенциала для инновационной экономики регионов Баларуси и России.
ОДИН из вопросов заседания был посвящен формированию и перспективам развития единого научно-технологического пространства Союзного государства. Работа строится в соответствии с перечнем приоритетных направлений научно-технического и инновационного сотрудничества. Вместе с тем, внимание акцентировалось на необходимости расширения приоритетных направлений научно-технологического и инновационного сотрудничества на период 2014-2017 годов. Среди первоочередных задач развитие непосредственного межотраслевого сотрудничества промышленных министерств обеих стран, обеспечение эффективной реализации результатов исследований и разработок в реальных отраслях экономики. Необходимо расширять состав российско-белорусской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, налаживать координацию, представляющую взаимный интерес в сфере научно-технологических и инновационных разработок, и организацию на этой основе трансфера передовых технологий. Необходима также актуализация приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. В настоящее время в стадии реализации находятся 8 научно-технических программ, в стадии разработки – еще 11, концепции которых согласованы Минобрнауки РФ и ГКНТ Беларуси. Был также рассмотрен вопрос о ходе реализации соглашения между министерствами образования России и Беларуси в области молодежной политики. Совместный план мероприятий в сфере государственной молодежной политики и дополнительного образования детей насчитывает более 100 мероприятий, среди которых 70 процентов – мероприятия молодежной политики, а 30 – в сфере дополнительного образования детей. Представителями Беларуси отмечено, что расширились территориальные границы сотрудничества. Тесные связи установлены с 65 регионами России, в том числе с 38 из них – в рамках региональных программ сотрудничества. С точки зрения министра образования Республики Беларусь Михаила Журавкова, в сотрудничестве двух стран в области образования отмечается положительная динамика по всем направлениям. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов выразил уверенность, что результаты проделанной совместной работы придадут импульс, необходимый для повышения эффективности совместной деятельности и углубления интеграции систем образования в духе договора о создании Союзного государства. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|