Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Углубление интеграции систем образования России и Беларуси

Характеризуя процесс модернизации образования в Республике Беларусь, президент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский, принявший участие в заседании Комитета ГД РФ по образованию, высказал интересную точку зрения.

Просмотров: 267

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

ХАРАКТЕРИЗУЯ процесс модернизации образования в Республике Беларусь, президент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский, принявший участие в заседании Комитета ГД РФ по образованию 10 ноября 2015 года, высказал интересную точку зрения:

– Иной подход продемонстрировали наши белорусские коллеги, он может быть назван системно-матричным. <…> Первоначально на высшем государственном уровне была разработана концепция модернизации образования, где прописано, какие проблемы и задачи, в какие сроки, какими средствами будут решаться, затем определены силы, средства и методы решения этих задач. Их совокупность составила общенациональный инновационный научно-методический кластер, в который входят как государственные, так и бизнес-структуры, а также заинтересованные общественные организации.

В свете этой экспертной оценки дополнительный интерес представляют итоги объединенного заседания коллегий Минобрнауки РФ, Минобразования и Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси (24, ноябрь, 2015), где обсуждались результаты совместной деятельности и намечены перспективы работы в сфере образования, молодежной политики и научно-технического сотрудничества двух стран.

Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов, открывая заседание, отметил, что насыщенность календаря международных мероприятий 2015 года позволила вести постоянный обмен мнениями по вопросам российско-белорусского сотрудничества на таких площадках, как форумы «Открытые инновации», «Российские инновационные технологии и международный рынок» и других.

Национальные образовательные ведомства в 2015 году уделяли основное внимание реализации государственных гарантий и равных возможностей для населения двух стран в получении качественного образования, обеспечению опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы, формированию системы непрерывного профессионального образования, охватывающей подготовку как работников рабочих специальностей, так и специалистов со средним и высшим образованием, обеспечению приоритета воспитания в системе образования, согласованию принципов и этапов модернизации национальных систем образования, направлений совершенствования программно-планирующей документации, обеспечивающей развитие систем образования в Республике Беларусь и Российской Федерации в соответствии с потребностями модернизируемой экономики.

Относительно формирования общего образовательного пространства Союзного государства отмечалось, что проблематика обеспечения в государствах-участниках равных прав при получении образования была объектом постоянного внимания во взаимодействии профильных ведомств РФ и РБ. Сформированная к настоящему времени нормативная база и организация приемных кампаний обеспечивают гражданам Союзного государства равные права при поступлении в вузы обеих стран.

Сегодня созданы и действуют специализированные информационные ресурсы, на которых размещена и постоянно актуализируется информация о нормативных актах, регламентирующих организацию, проведение, сдачу единого государственного экзамена и централизованного тестирования, другие актуальные сведения. Ежегодно организуется работа «горячих линий» по вопросам вступительных кампаний, информация о которых размещается на официальных сайтах министерств.

В соответствии с ежегодно выделяемой Правительством РФ квотой на 2015-2016 учебный год Беларуси выделено 28 государственных стипендий для обучения в образовательных организациях высшего образования России. Всего в российских вузах в настоящее время за счет средств федерального бюджета и на платной основе обучается 18427 граждан Беларуси.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• В мае 2015 года в Ереване состоялась Конференция министров образования государств-участников Болонского процесса, по итогам которой Беларусь единогласно принята в Европейское простран-ство высшего образования в качестве 48-го участника. В этой связи Беларусь планирует усовершенствовать национальную систему квалификаций, совместив ее с европейской, провести структурные реформы по повышению уровня академической мобильности и ряд других шагов.

•  Беларусь, недавно присоединившаяся к международному движению WorldSkills, в августе 2015 года впервые приняла участие во Всемирной олимпиаде профмастерства в Сан-Паулу (Бразилия) – сразу в 15 компетенциях.

• В Беларуси планируется создание и модернизация 400 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, что, несомненно, требует подготовки, переподготовки и повышения квалификации до 2020 года более 620 тыс. человек, в том числе 258 тыс. специалистов для высоко-технологических наукоемких производств.

КАКОВЫ перспективы развития общего образовательного пространства Союзного государ­ства?

В настоящее время прорабатывается вопрос о проведении совместной аккредитации учреждений профессионального образования России и Беларуси. Проект соответствующего межведомственного соглашения проходит стадию согласования.

Перспективными направлениями сотрудничества в сфере среднего и дополнительного профессионального образования были названы реализация обмена опытом по внедрению ФГОС нового поколения, разработка возможностей получения двух дипломов для студентов, сотрудничество в сфере патриотического воспитания молодежи, а также стимулирование обмена опытом как между обучающимися, так и педагогическими работниками.

Значительное внимание на заседании было уделено партнерским связям между профессиональными образовательными организациями России и Беларуси по подготовке участия в движении WorldSkills. Было предложено проводить чемпионаты по методике WorldSkills среди стран СНГ, стремиться к гармонизации стандартов подготовки рабочих и инженерных кадров, механизмов независимой оценки квалификаций, обмениваться лучшими практиками.

Сегодня реализуются совместные исследовательские и практикоориентированные проекты, поддержанные грантами РГНФ и БФФИ, результаты которых публикуются в форме совместных монографий и статей в рецензируемых изданиях. Кроме того, проводятся совместные научно-практические семинары и мероприятия по повышению квалификации педагогов-практиков.

Минобрнауки РФ ведется сбор заявок для формирования региональных опорных пунктов для социально-экономического развития России. Такие региональные опорные университеты могут стать основой формирования кадрового потенциала для инновационной экономики регионов Баларуси и России.

​ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• В Минобразования РБ 14 декабря 2015 года состоялась церемония торжественной передачи соглашения между Европейским Союзом и Правительством Беларуси о финансировании программы «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси». В рамках этого проекта ЕС инвестирует в развитие системы профобразования Беларуси 11,5 млн. евро.

• Беларусь широко включена в международное сотрудничество в сфере высшего образования. В республике действует свыше 90 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики.

• Сейчас в Беларуси обучается более 18 тыс. иностранных студентов, в основном из Туркменистана, Китая, России. Университеты Беларуси, находящиеся в подчинении министерства образования, сотрудничают с научными организациями более 65 стран мира в рамках 1,4 тыс. договоров. Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Украина, Китай и ряд других стран.

ОДИН из вопросов заседания был посвящен формированию и перспективам развития единого научно-технологического пространства Союзного государства. Работа строится в соответствии с перечнем приоритетных направлений научно-технического и инновационного сотрудничества.

Вместе с тем, внимание акцентировалось на необходимости расширения приоритетных направлений научно-технологического и инновационного сотрудничества на период 2014-2017 годов. Среди первоочередных задач развитие непосредственного межотраслевого сотрудничества промышленных министерств обеих стран, обеспечение эффективной реализации результатов исследований и разработок в реальных отраслях экономики. Необходимо расширять состав российско-белорусской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, налаживать координацию, представляющую взаимный интерес в сфере научно-технологических и инновационных разработок, и организацию на этой основе трансфера передовых технологий. Необходима также актуализация приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. В настоящее время в стадии реализации находятся 8 научно-технических программ, в стадии разработки – еще 11, концепции которых согласованы Минобрнауки РФ и ГКНТ Беларуси.

Был также рассмотрен вопрос о ходе реализации соглашения между министерствами образования России и Беларуси в области молодежной политики. Совместный план мероприятий в сфере государственной молодежной политики и дополнительного образования детей насчитывает более 100 мероприятий, среди которых 70 процентов – мероприятия молодежной политики, а 30 – в сфере дополнительного образования детей.

Представителями Беларуси отмечено, что расширились территориальные границы сотрудничества. Тесные связи установлены с 65 регионами России, в том числе с 38 из них – в рамках региональных программ сотрудничества.

С точки зрения министра образования Республики Беларусь Михаила Журавкова, в сотрудничестве двух стран в области образования отмечается положительная динамика по всем направлениям.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов выразил уверенность, что результаты проделанной совместной работы придадут импульс, необходимый для повышения эффективности совместной деятельности и углубления интеграции систем образования в духе договора о создании Союзного государства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования
Оценивать качество по европейским стандартам
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Гарантия качества высшего образования
ENQA: российский опыт в европейском документе
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
Дагестанский госуниверситет расширит сотрудничество с Иранской Республикой
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Интеграционные аспекты в оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ