Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера

Инженерное образование не может быть узконаправленным. О недостаточности гуманитарных знаний рассказывают Мария Бирюкова (Владимирский государственный университет) и Олег Крылов (Ижевская государственная сельскохозяйственная академия).

Просмотров: 3731

Физика или лирика – гармония или противостояние?

Исследование, проведенное МАДИ в 2008 году (статья «Инженерное образование в современном мире», № 34 «АО»):

«…Информация показывает относительную достаточность общепрофессиональной и специальной профессиональной подготовки выпускников технических вузов и явно недостаточную их подготовку по иностранному языку – 75,3 %, готовность к самостоятельной работе по специальности – 68,1%, практическую подготовку – 45,8%. Недостаточной можно признать и правовую, управленческую, математическую, естественнонаучную, гуманитарную, экологическую и компьютерную подготовку выпускников российских инженерных вузов…»

Растущие проблемы в современном образовании и следующие за ними, в попытках их как-то скорректировать разнообразные образовательные реформы, обрушились на вузы за последние годы в большом количестве.

Что думают об этом непосредственные участники образовательного процесса – наши преподаватели? Высказаться по этому поводу мы специально пригласили преподавателей разного направления. Нам кажется, что свой особый взгляд, так сказать, «физика» и «лирика», даст возможность взглянуть на одни и те же явления, происходящие в вузах, с разных точек зрения.

О новых студентах и качестве школьного обучения, о содержании образовательных программ и особенностях преподавания различных дисциплин в интервью с доцентом кафедры иностранных языков Владимирского государственного университета, к.ф.н. Марией Бирюковой и доцентом Ижевской государственной сельскохозяйственной академии к.т.н. Олегом Крыловым.

Бирюкова Мария – доцент кафедры иностранных языков Владимирского государственного университета, кандидат филологических наук

Преподаватель обязан быть «продвинутым»!

– Мария Владимировна, одним из положений Болонского процесса является академическая мобильность студентов, что в свою очередь невозможно без хорошего знания английского языка. Вы работаете как с гуманитариями, так и с «технарями». есть ли у них понимание необходимости «непрофильных» предметов? Нужны ли еще какие-нибудь дисциплины, не включенные в список изучаемых?

– Действительно, в рамках Болонского соглашения студент может выехать в любой европейский университет для того, чтобы прослушать курс лекций, пройти стажировку, представить результаты своей научно-исследовательской работы. И, говоря студенческим сленгом, чтобы быть «в теме», необходимо уметь пользоваться англоязычными поисковыми системами, изучать информацию на иностранных сайтах, владеть английским языком в профессиональной сфере – студенты это прекрасно осознают.

Сейчас в расписании студентовгуманитариев появились математика и информатика, будущие инженеры изучают историю, русский язык, а в некоторых вузах даже культурологию или религиоведение. На первый взгляд, кажется, что это отвлекает от основной специальности. Но давайте не будем забывать о том, что обладатель диплома о высшем образовании, как бы это банально ни звучало, воспринимается обществом не только как специалист в своей области, но и как культурная, всесторонне развитая личность! Кроме того, большинство ученых сегодня сходятся во мнении, что успешное решение научных проблем и разработка новых технологий в любой области возможно только при условии КОМПЛЕКСНОГО подхода, когда «технари» и гуманитарии работают в тесной связке и «говорят на одном языке».

Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда сегодняшний выпускник университета должен обладать отличными навыками устной и письменной речи на родном языке, знать стилистические особенности профессионального языка, владеть навыками публичной речи. Изучение информатики и информационных технологий – жизненная необходимость студентов всех специальностей, каждый стремится стать продвинутым пользователем компьютерной техники и Интернета.

Насколько я знаю, с будущего года планируется увеличение объема учебной нагрузки по таким дисциплинам как иностранный язык в профессиональной сфере и физкультура, и я приветствую эту идею. Еще мне кажется, студентам не хватает сегодня такой дисциплины как «русский язык в профессиональной сфере». Бывает так, что высококвалифицированный специалист оказывается не способным представить результаты своего труда. Многие студенты сегодня не умеют грамотно оформлять документы. Еще одной традиционной проблемой в России является отсутствие навыков предпринимательства. Российские специалисты часто проявляют полную беспомощность при патентовании или внедрении своих разработок. В результате идеи и технологии «утекают» на Запад. Думаю, что дисциплина «основы бизнеса и предпринимательства» помогла бы отчасти решить эту проблему.

– Можно ли вывести какиенибудь закономерности и особенности преподавания для «физиков» и для «лириков»? Приходится ли адаптировать учебную программу?

– Конечно, специфика есть. Речь идет не об уровне владения иностранным языком, с которым ребята приходят из школы. В нашем университете, например, первые места на олимпиаде по английскому языку из года в год стабильно занимают «технари». При работе на разно-профильных факультетах преподавателям приходится использовать различные методические подходы. Существуют некоторые закономерности. Так студентам технических специальностей в большей степени свойственно схематичное мышление, а студентам-гуманитариям – ассоциативное. Приведу пример: английский язык, как известно, относится к группе аналитических языков, проще говоря, почти любое грамматическое явление или словообразовательная цепочка поддается логическому объяснению. Работая на техническом факультете, мы представляем лексико-грамматическую систему английского языка как некий набор формул. В данную формулу студентподставляет переменные величины (в нашем случае – слова и словоформы). При этот студент «технарь» изначально настроен на следование инструкции, поэтому, усвоив формулу один раз, в дальнейшем он воспринимает ее как некое данное, уже не требующее сомнений и доказательств, и не подвергает эту формулу хаотичным изменениям. Интересно также отметить, что и языковая догадка у «технарей» более развита, чем у «лириков», ведь многие английские слова, особенно профессиональные термины, имеют транскрипционные эквиваленты в русском. При этом будущий инженер или экономист быстрее и смелее «включает» логические цепочки.

Гуманитарий же больше опирается на свою память, стремится накопить как можно больше слов и усвоить как можно лучше грамматический строй. Это неплохо, но, встретив знакомое слово в другом контексте, или производное от знакомого – теряется, больше полагается на данные словарей, чем на свою логику.

Ясно, что все мы обладаем индивидуальными особенностями, но если взять, скажем, две контрольные группы «технарей» и гуманитариев с примерно одинаковым стартовым уровнем английского, технари скорее увидят и усвоят связь между определенными языковыми единицами. Таким образом, работа на техническом факультете требует того, чтобы студентам предлагались логические объяснения, своды правил и формул, упражнения, направленные на самостоятельное нахождение закономерностей. Задания, предлагаемые студентам на гуманитарных факультетах, будут носить более творческий характер: дискуссии, ролевые игры, презентации. Это что касается методики преподавания. Если обратиться к содержанию учебных программ, то объем грамматики, требования к навыкам аудирования, чтения и перевода и владения устной и письменной речью достаточно универсальны для всех специальностей. Ведь выпускники всех факультетов должны овладеть навыками профессионального общения на иностранном языке независимо от своей основной специальности. Журналист, психолог, культуролог, юрист, программист и инженер – каждому из них, я очень надеюсь, предстоит общаться с зарубежными коллегами.

– Появились ли какие-нибудь новые требования у студентов к инженерному образованию?

– Во времена «железного занавеса» студенты технических, равно как и гуманитарных вузов не видели реальной пользы в изучении иностранных языков. Сейчас выпускники технических вузов вполне серьезно рассматривают перспективы трудоустройства за рубежом, либо ищут вакансии на совместных предприятиях. Во Владимирском регионе имеются представительства швейцарских, итальянских и германских компаний. Но несмотря на такой широкий географический диапазон рабочим языком во всех компаниях является английский. Так что высокий уровень владения английским языком становится обязательным карьерным требованием.

– Готовы ли преподаватели к подготовке специалистов для современного рынка? Какие профессиональные и личностные компетенции преподавателей наиболее востребованы будущими «технарями»?

– Преподавательский состав является своего рода мостиком между выпускником средней школы и рынком труда, на который выйдет выпускник вуза. В задачи преподавателя университета входит не только сформировать у студента высокий уровень профессиональной компетенции, но и задать некий стандарт самого понятия «профессионализм». Фактор личного примера играет при этом немаловажную роль. Профессиональная репутация преподавателя складывается сегодня из таких слагаемых, как уровень «компьютерной продвинутости», качество используемых учебных материалов и уровень общей и профессиональной эрудиции. Поясню, для студента важно, использует ли преподаватель для аудирования кассетный магнитофон или нетбук; работают ли студенты с современными аутентичными материалами. Сегодня недостаточно владеть стандартным запасом терминов, мир IT не стоит на месте – необходимо постоянно следить за новостями в технической области: вместе обсуждать значимые события, будь то презентация нового гаджета от Apple, запуск коллайдера или вручение нобелевской премии. И главное, у активного и увлеченного, находящегося в постоянном поиске преподавателя, будут такие же увлеченные студенты!

Олег Крылов – доцент Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат технических наук

Как вырастить российских «левшей»?

– Олег Николаевич, что вы скажете о подготовленности к изучению технических наук, физико-математическом мышлении современных абитуриентов, студентов? Насколько осознанный, осмысленный выбор в пользу инженерного образования делают сегодня абитуриенты?

– На инженерные факультеты сельскохозяйственных вузов 15-20 лет назад, в основном, приходили деревенские ребята, непосредственно видевшие своих отцов, работающими с машинами и механизмами в поле. Зачастую они сами помогали отцам или старшим братьям управлять сельхозмашинами и ремонтировать их. Авторитет инженера в хозяйстве для механизаторов был весьма высок.

Сегодня же значительная часть студентов – из городских квартир. Осмысленность выбора – на уровне понимания необходимости диплома о высшем образовании. Представление о роли инженера, о сути его работы, а также отношение к освоению специальности, готовность к решению сложных задач в таких случаях, как правило, минимальны.

В других случаях, к сожалению, сказывается качество школьной подготовки. Лет 7-8 назад приходили студенты с полным отсутствием пространственного мышления, не имеющие навыков качественного выполнения графических работ. Причина: из школьного курса подготовки исключили стереометрию, черчение, сократили время на математические дисциплины. Позже ситуация несколько поправилась.

В последние два года говорить о приличной школьной подготовке в физико-математическом мышлении абитуриентов не приходится. Студент первого курса не может увязать в единую логическую цепь им же изложенные факты и сделать необходимый вывод, не может изложить связно материал, только что прочитанный в учебнике. Проблемой оказывается адаптация типового решения из лекции или учебника к задаче, решаемой непосредственно самим студентом.

Причину назвали как-то сами первокурсники. Решая задачи на зачете, один из них обронил фразу: «Сочувствую я нынешним одиннадцатикласникам. Нам хоть немного задачи давали решать, а их конкретно на ЕГЭ «натаскивают» …»

– Хотелось бы узнать ваше мнение о широко обсуждаемой сегодня гуманитаризации современного технического образования? Насколько она необходима, и в каком объеме? различно ли мировосприятие, мироощущение «физиков» и «лириков»?

– Ничего не скажу о мировосприятии, но способы мышления, принятия решений, конечно отличаются: «Технари» более склонны к рациональным, иногда интуитивным решениям с обязательным логическим объяснением – почему именно так, а не иначе. «Лирики», как правило, принимают решения на эмоциональном уровне по критериям: хорошо – плохо, правильно – не правильно.

Несомненно, и «физики», и «лирики» обязаны грамотно и доходчиво изложить свои мысли и устно, и письменно. Как на русском языке, так и на иностранном. Но, убежден – учить этому необходимо в школе, и только там. В вузе будущий профессионал должен осваивать уже язык специальности.

Курс истории на инженерных факультетах повторяет школьный, но зачем? Уж если и рассматривать вопросы истории, то в ракурсе современных (последние 20-30 лет) течений и направлений. К сожалению, на гуманитарный цикл в программах подготовки инженера отводится слишком много времени, при этом результат – зачет или отметка об экзамене. Изучение же специальных дисциплин всё сокращается. Из курса подготовки убираются курсовые проекты и работы, формирующие именно профессиональные навыки будущего специалиста.

Информатика в вузе? А нужно ли письмо в 11-м классе средней школы? Компьютер сегодня такой же инструмент как шариковая ручка. Когда нужно учить пользоваться авторучкой? Уж не в вузе точно. Освоение офисного пакета и приобретение необходимых навыков работы с компьютером должно быть завершено ещё в школе. В вузе же будущему специалисту в ходе изучения специальных дисциплин необходимо осваивать специализированные пакеты прикладных программ. К сожалению, здесь существуют две серьезные проблемы: наличие компьютеров в учебных аудиториях, и готовность самих преподавателей к работе с такими пакетами программ.

Скажу, что мы готовим либо «технарей», либо гуманитариев, третьего не дано. Хотим сохранить высокий когда-то уровень подготовки инженеров – вести разговор следует не о гуманитаризации технического образования, а о значительном улучшении качества работы средней школы.

– В газете «Известия» в статье Вячеслава Никонова есть фраза: «Прорыв к высоким технологиям везде готовят... с рождения ребенка. Нужны все более нестандартные обучающие программы для детей едва ли не с младенческого возраста, чтобы они мыслили нелинейно…»

– Абсолютно согласен. Будущий хороший специалист, если не с детского сада, то с 5-7 класса школы должен иметь дело с тем, что позже станет его специальностью.

Если же говорить о воспитании будущего инженера, то следует говорить о системе подготовки инженерных кадров. Причем, кроме собственно технических учебных заведений, следует включать хорошо известные ранее станции юных техников, дома технического творчества, школьные фото-, радио-, авиамодельные кружки. Куда всё это исчезло? И если раньше магазин «Юный техник» специализировался на товарах детского технического творчества: авиамоделях, радиоконструкторах, фототоваров, то сейчас это – банальный магазин хозтоваров.

В домах детского творчества гуманитарных (танцевальных, музыкальных, художественных, цирковых) секций – на любой вкус. Технических кружков и секций – считанные единицы. Из множества станций юных техников в городе осталась одна. И это – на 600 тысяч жителей промышленного города, столицы российских оружейников!

Более 40 лет в городе существует школа юных летчиков. Мальчишек и девчонок 4-11 классов учат азам летного дела энтузиасты из числа бывших спортсменов, военных и гражданских летчиков. Именно энтузиасты, потому что финансирование практически отсутствует, оборудование образца середины прошлого века. Авиационный тренажер сооружен руками педагогов из старого МИГ-17.

Начинать надо с восстановления системы детского технического творчества. Воспитание профессионала возможно только рядом с таким же профессионалом, по-настоящему увлеченным своим делом. Именно так и выращивались российские «левши»: рядом с отцом, дедом, старшим братом. А методы, методики и программы придут вместе с возвратившимися профессионалами.

– Каковы возможности и готовность наших вузов к подготовке технической элиты страны? Каков, на ваш взгляд, профессиональный портрет нынешнего инженера, и каким он должен стать в будущем?

– Чем, собственно, портрет современного инженера может отличаться от портрета, например, современного писателя или руководителя предприятия, депутата Госдумы, муниципального чиновника?

Речь в данном случае должна идти о нравственно-этическом портрете нашего современника, о его основных мотивах и нормах поведения. К сожалению, на волне «перестройки», либерализации и гуманизации общества нравственно-этические нормы, характерные для россиян, мы выкинули на свалку. Сегодня мы пожинаем плоды идеологии сверхпотребления, сверхнакопления и толерантности. Успешным в такой ситуации становится ловчила, хапуга. Человек же нравственный, делающий своё дело качественно, оказывается в положении «белой вороны», изгоя.

Готовы ли вузы к подготовке технической элиты? Пока ещё – да! Пока живы преподаватели, не забывшие, что такое образование. Однако в последние десятилетия российская система образования получила три мощных удара, способных оказаться смертельными: провал школьного образования в 90-е годы, введение ЕГЭ как средства для оценки знаний выпускников школ и двухуровневую подготовку в вузах. Последнее никак не способствует качеству подготовки специалистов, поскольку существенно сокращает время на освоение специальных дисциплин, которые и формируют облик профессионала.

– Как вы считаете, российское техническое образование конкурентоспособно на мировом рынке образовательных услуг?

– А кто-нибудь из российских инженеров, уехавших на Запад, остался без работы? Или работает не по специальности? Мне такие случаи не известны.

Образование в России всегда отличалось широтой. Например, руководителями отделений Сбербанка у нас в городе работает значительное число выпускников ИжГТУ, имеющих специальность инженер-программист, инженер-системотехник. Базовая подготовка позволила им после потери рабочих мест на промышленных предприятиях начать работу в банке и в ряде случаев сделать хорошую карьеру – чем не пример отличной конкурентоспособности выпускника?

– Поможет ли привлечение западных специалистов на российские предприятия общему подъему научно-технического потенциала страны?

– Почему вы считаете, что проблема развития научно-технического потенциала – это проблема кадровая? Прежде всего, в расширении технического и технологического прогресса, в сокращении затрат и совершенствовании технологий не заинтересованы экономически собственно предприятия! Причем говорится об этом со времен развитого социализма. Менять нужно экономические (финансовые, налоговые) условия.

С другой стороны сами предприятия сегодня не в состоянии разрабатывать ни новое оборудование, ни новые технологии. Нет средств и нет специалистов необходимой квалификации. НИИ, обязанные по определению заниматься такой разработкой, находятся в полуживом состояние. Проблема научно-технического прогресса – это проблема объединения в одну цепочку идеи – исследования – разработки опытного и промышленного образца – изготовления промышленных серий – внедрения в производство. Одним проектом «Сколково» в России не обойтись. Крайне нужны кардинальные решения непосредственно в экономике. И только потом может появиться проблема кадров. Сегодня же этим кадрам просто нечем заниматься.

– Несколько цифр из журнала «Эксперт»: «…В организации, выполняющие исследования и разработки, поступают на работу 1-2% выпускников вузов… Всего устраивается на работу по специальности от 10 до 20% выпускников технических вузов…». С чем это может быть связано? Одним повышением зарплаты, видимо, проблему не решить. И престиж профессии инженера не поднимется, пока экономика не восприимчива к инновациям, не гоняется за ними. Получается замкнутый круг?

– Для того состояния, в котором находятся организации, выполняющие исследования и разработки, 1-2% принимаемых выпускников – это ещё хорошо.

Приведу два примера. В обоих случаях речь будет идти о выпускниках факультета механизации сельского хозяйства. Один, закончив с отличием, отказался от предложенной аспирантуры (исключительно из-за финансовых соображений) и ушел в организацию, занимающуюся торговлей сельхозмашинами. Сегодня вполне успешен (квартира, машина) и спокойно содержит своё семейство.

Второй по окончании факультета с братом занялся частным бизнесом – ремонтом автомобильных кузовов. Получается неплохо, завели свою клиентуру. Однако на сегодня имеют 60 тысяч рублей арендной платы и столько же налогов в месяц. О квартире и машине им можно говорить только в перспективе.

Хотим мы того или не хотим, но личный доход – необходимость. Как это обеспечить?

Рискую высказать весьма крамольную мысль: пора сокращать в экономике в целом количество нахлебников (например арендодателей) и неэффективных управленцев – чиновников. А не проводить так называемую оптимизацию расходов бюджетов разных уровней. Тогда будет возможность и снижать налоги, и увеличивать заработную плату персоналу заводов. На предприятиях же, находящихся в полной или частичной государственной собственности, быть может, необходимо вернуться к жесткой тарифной сетке и штатно-должностному расписанию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
Развитие высшего сестринского образования в России
Калмыцкий государственный университет - степной маяк инноваций
Информатизация как фактор развития вуза
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Подготовка морского инженера в современных условиях
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Инновационное образование для автомобильной отрасли

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ