Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Индикатор уровня российского образования

В статье председатель Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея В. Лобанов размышляет о роли Совета ректоров в решении проблемы подготовки востребованных экономикой специалистов, профессионалов своего дела, способных повести экономику России по инновационному пути развития.

Просмотров: 1965
ЛОБАНОВ Владимир Григорьевич – председатель Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея, ректор Кубанского государственного технологического университета, д.т.н., профессор

Об основных направлениях деятельности Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея, которая осуществляется в тесном контакте с региональными органами законодательной и исполнительной власти, рассказывает председатель Совета Владимир ЛОБАНОВ, ректор Кубанского государственного технологического университета.

Сотрудничество и взаимодействие

Деятельность Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея, прежде всего, направлена на подготовку востребованных экономикой специалистов, профессионалов своего дела, социально ориентированных, культурных, интеллигентных людей, патриотов своей страны, способных повести экономику России по инновационному пути развития.

Особенностью Совета ректоров является то, что он объединяет руководителей образования и вузов сразу двух субъектов Российской Федерации. Тесное сотрудничество и взаимодействие их высших школ, постоянный обмен опытом помогают быстрее реагировать на вызовы нынешнего времени и решать возникающие проблемы.

Уникальность же нашего региона состоит в том, что сегодня к нему приковано пристальное внимание не только российской, но и мировой общественности – город Сочи в 2014 году станет столицей XXII зимних Олимпийских игр. Проведение такого масштабного мероприятия, как Олимпиада, невозможно без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности. По разным оценкам, в процессе подготовки к Играм будет создано 163 тысячи рабочих мест, а в ходе их проведения будет востребовано от 60 до 70 тысяч специалистов, в том числе 25 тысяч волонтёров.

Строительство и обслуживание спортивных объектов и соответствующей инфраструктуры в Сочи и регионе в целом требуют соответствия самым высоким мировым стандартам. Поэтому вопросы подготовки специалистов, способных обеспечить всю масштабную подготовительную работу и, собственно, проведение Олимпиады на высоком профессиональном уровне, выходят на первый план. Именно наши выпускники, как своеобразный индикатор, будут показывать мировому сообществу уровень российского образования и культуры.

Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года, а также реализация федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)», являясь крупномасштабными проектами, касаются всех сфер экономики и могут быть осуществлены только при условии пристального внимания к кадровому обеспечению.

С целью содействия подготовке специалистов для Олимпиады при Совете ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея создан Координационный совет по кадровому, научному и информационному обеспечению зимних Олимпийских игр 2014 года.

Главный показатель качества

Дать качественное профессиональное образование и подготовить конкурентоспособного специалиста – вот главная цель в работе любого вуза. Выпускник сегодня – это своеобразный товар на свободном рынке труда, и его востребованность – главный показатель качества в данном случае.

Сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, вопрос трудоустройства выпускников перестал быть личным делом тех молодых людей, которые вступают в самостоятельную профессиональнуюжизнь. Когда на рынок труда происходит мощный выброс невостребованной рабочей силы, это становится государственным делом. В условиях кризиса нас должна волновать судьба каждого нетрудоустроенного молодого специалиста, а также поиск причин, по которым он не может найти работу по полученной специальности.

В связи с этим, Советом ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея совместно с департаментом образования и науки Краснодарского края проводится планомерная работа по оптимизации сети филиалов вузов на территории региона и приведению в соответствие с требованиями экономики региона перечня программ подготовки в вузах. Цель такой работы – сокращение количества учебных заведений, дающих некачественное образование.

Вопросами качества образования и трудоустройства молодых специалистов всерьез занимаются на республиканском и краевом уровнях. Пятый год действует краевая целевая программа «Молодые кадры экономики Кубани», направленная на подготовку современных управленцев из числа молодых специалистов и студентов высших учебных заведений, способных обеспечить развитие и модернизацию предприятий приоритетных отраслей экономики. Так, например, в 2009 году, по инициативе руководства и депутатов Законодательного собрания Краснодарского края (ЗСК), студенты специальностей в области управления, экономики и компьютерных технологий проходили практику в ЗСК и различных краевых департаментах, где получили серьезные навыки практической работы. Помогает нам в обучении студентов и тесное сотрудничество вузов с ведущими предприятиями Кубани и Адыгеи. Благодаря этому преподаватели вузов имеют возможность приблизить учебный процесс к реальным потребностям производства, а студенты – выполнять актуальные курсовые и дипломные проекты, пользоваться технической базой и информационными ресурсами предприятий и становиться профессионалами, способными включиться в активный производственный процесс без долгого периода адаптации.

Стратегическое партнерство с работодателями играет важную роль в вопросах повышения качества образования. Направления совместной деятельности вуза и бизнес-сообщества, органов законодательной и исполнительной власти весьма многогранны: определение и учет перспектив социально-экономического развития региона при разработке стратегии развития вуза; формирование структуры и плана набора по направлениям подготовки на основе прогноза перспектив развития; организация подготовки кадров в рамках системы непрерывного профессионального образования на основе договоров с предприятиями и организациями региона; адресное трудоустройство по схеме вуз – предприятие – студент; привлечение работодателей к разработке и экспертизе образовательных программ; предоставление административными и бизнес-структурами мест практики студентам в рамках долговременных договоров; привлечение к учебному процессу квалифицированных специалистов из отраслей хозяйственной деятельности по профилю подготовки вуза; формирование коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и предприятий; повышение квалификации преподавателей выпускающих кафедр на базе передовых научных, производственных и административных структур, участие представителей власти и бизнеса в экспертной оценке качества подготовки выпускников.

Образовательное пространство для молодых ученых

Исходя из программных документов, принятых на государственном уровне: это и федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», – можно говорить о том, что инновационный путь признан стратегически приоритетным направлением в экономическом развитии России.

В краевой комплексной программе реализации государственной молодёжной политики в Краснодарском крае «Молодёжь Кубани» на 2008-2010 годы разработаны меры по созданию условий для развития и реализации творческого потенциала молодёжи. В целях привлечения молодых ученых Краснодарского края к разработке научно-технической и инновационной политики региона при департаменте образования и науки и комитете по делам молодёжи создан Молодежный научно-технический совет – совещательный орган в сфере науки, техники, технологий и инновационной деятельности.

Из средств краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае» финансируется участие молодёжи в краевых и федеральных научных мероприятиях, что позволяет формировать в регионе дополнительное образовательное пространство для молодых учёных. Проводятся региональная научно-практическая конференция «Развитие социально-культурной сферы Юга России» (для молодых учёных гуманитарного профиля), научно-практическая конференция молодых учёных и студентов Юга России «Медицинская наука и здравоохранение» (для молодых учёных медико-биологического профиля), конкурс молодёжных инновационных проектов «Премия IQ года» и другие.

Администрацией Краснодарского края учреждены молодежные премии в области науки за разработку инновационных проектов в различных сферах деятельности, стипендии для наиболее одарённых студентов и учащихся учреждений профессионального образования, аспирантов и докторантов.

Активно развивается инновационная деятельность в каждом вузе Кубани и Адыгеи. Например, КубГТУ определил научно-инновационное направление своей деятельности как наиболее значимое, реализация которого призвана обеспечить соответствие научно-технической политики интересам и потребностям развития экономики Краснодарского края.

По данным департамента образования и науки Краснодарского края, по итогам 2009 года лучшими научно-педагогическими коллективами края по следующим номинациям признаны:

- лидер научно-практической деятельности в Краснодарском крае – Кубанский государственный аграрный университет;

- лидер инициативных гуманитарных исследований – Армавирский государственный педагогический университет;

- лидер подготовки научных и научно-педагогических кадров – Кубанский государственный университет;

- лидер инновационной деятельности – Кубанский государственный технологический
университет.

С целью повышения эффективности инновационной деятельности в университете сформированы научно-образовательные центры по основным научно-техническим направлениям. По каждому из них работает система подготовки кадров высшей квалификации, представленная научными школами, имеющими признание, как в России, так и за рубежом.

Для талантливых студентов с целью их привлечения в сферу науки и образования на всех кафедрах университета организована научно-исследовательская работа, проводятся конкурсы. Ежегодно в научно-исследовательскую работу вовлекается более четверти студентов университета.

Для реализации программы коммерциализации научных разработок университетом создана соответствующая концепция и образован Инновационный центр Павловского района Краснодарского края в форме виртуального консорциума «КубГТУ – Центр трансфера технологий «Павловский». Формат организации Центра – частногосударственное партнерство. Одна из главных задач консорциума – внедрение передовых технологий на инновационно ориентированных предприятиях. Концепция создания консорциума удостоена золотой медали Московского международного салона инноваций и инвестиций в 2008 году.

На протяжении ряда лет КубГТУ сотрудничает с Торгово-промышленной палатой Краснодарского края, при которой создан Комитет по инновационной деятельности и высоким технологиям. Комитетом разработана и реализуется концепция инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса региона на базе территориальных торгово-промышленных палат, призванная ускорить внедрение в производство инновационных разработок вузов, наладить их сотрудничество с предприятиями.

Сфера созидания и творчества

Администрацией Краснодарского края проводится колоссальная работа в области воспитательной работы и молодежной политики. Постоянно проходят мероприятия различной направленности, позволяющие вовлечь в сферу созидания и творчества большое количество молодых людей.

По решению Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея в целях повышения роли и ответственности органов студенческого самоуправления в воспитании вузовской молодежи, на базе КубГТУ создан координационный Совет проректоров вузов Краснодарского края по совершенствованию воспитательной работы и развитию студенческого самоуправления.

Первоочередные задачи в воспитательной работе мы видим в сохранении и приумножении нравственных, культурных и научных ценностей и традиций вузов, формировании здорового образа жизни, выработки у обучающихся активной гражданской позиции, формировании навыков конструктивного поведения на рынке труда.

В настоящее время формирование физической культуры подрастающего поколения стало одним из важнейших направлений государственной политики России. Здоровье человека все более осознается как приоритетная задача государства, общества и всех его социальных институтов.

Вовлечение студентов в систематические занятия массовой физкультурой и спортом, повышение уровня физического развития студенческой молодежи – задача каждого вуза.

В работе Совета ректоров вопросам развития спорта и физической культуры в студенческой среде уделяется особое внимание. Благоприятные погодно-климатические условия и географическое расположение нашего региона позволяют проводить оздоровительную и спортивно-массовую работу со студентами и сотрудниками не только по месту расположения вуза, но и на Черноморском побережье Краснодарского края, и в горно-туристических комплексах Адыгеи.

В течение учебного года в вузах региона систематически проводятся различные спортивные мероприятия.

Сборные команды вузов ежегодно принимают участие в городских и региональных студенческих универсиадах, городских фестивалях по игровым и другим видам спорта. Ведущие спортсмены участвуют в международных и всероссийских соревнованиях.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
КубГТУ: ключевые позиции лидера
Поддержка молодых ученых в Краснодарском крае
Армавирский государственный педагогический университет: оптимальные контуры преобразований
Филиал Российского государственного гидрометеорологического университета в Туапсе
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Университетский комплекс – инновационный, сетевой вуз
СГПИ: наука начинается с измерения
Родительский комитет Краснодара
Учиться управлять здравоохранением
Реализовать нравственный потенциал искусства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ