Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СГПИ: наука начинается с измерения

Автор акцентирует внимание читателя на той важной роли, которую играет в вузе научная работа, раскрывает ее специфические черты. Плотное занятие наукой позволяет СГПИ выигрывать престижные гранты, проводить всероссийские научно-практические конференции.

Просмотров: 1638
А.А. МАСЛАК проректор по научной работе Славянского-на-Кубани
государственного педагогического института, доктор технических наук, профессор

Обучение – это освоение известного, а научная работа – это освоение неизвестного. В Славянском-на-Кубани государственном педагогическом институте акцент сделан на обучении с широким использованием научных исследований студентов под руководством преподавателей.

Для реализации такого подхода с учетом специфики педагогического вуза выбрано профилирующее научное направление – измерение латентных переменных. Чем обусловлен этот выбор? Дело в том, что в образовании и других социальных системах большинство исследуемых переменных (качество образования, компетентность, толерантность и многие другие) являются латентными (скрытыми), т.е. непосредственно неизмеряемыми. Основной же задачей науки является предсказание. В свою очередь, прогноз возможен только на основе закономерностей, которые возможно выявить только тогда, когда измерены соответствующие переменные.

Поскольку научная работа играет в институте важную роль, кратко расскажем о ее специфике.

В институте работают 11 научных лабораторий, но профилирующей является Лаборатория объективных измерений, которая является филиалом Института объективных измерений (Institute for Objective Measurement, Chicago, USA). Сотрудники этой лаборатории выиграли более 10 грантов Минобрнауки, РГНФ, РФФИ и самого престижного гранта в области образования – программы Фулбрайт. Вот названия только некоторых из них: «Измерение латентных переменных в области образования» (программа Фулбрайт, 2003-2004); «Разработка методики измерения латентной переменной «Уровень жизни населения» и мониторинг по этому показателю регионов Южного федерального округа» (РГНФ, 2006-2007); «Разработка методики измерения и мониторинга на интервальной шкале уровня развития сферы образования в регионах Российской Федерации» (РФФИ, 2008-2010); грант РГНФ совместно с администрацией Краснодарского края на выполнение научного проекта «Измерение на линейной шкале уровня доступности образования в районах и городах Краснодарского края» (2008-2010), грант РГНФ на выполнение научного проекта «Разработка методики анализа качества опросников для измерения латентных переменных» (2008-2010).

По этой тематике СГПИ провел 13 всероссийских (с международным участием) научно-практических конференций, 8 летних школ (курсов повышения квалификации) для профессорско-преподавательского состава. Последние 3 года курсы повышения квалификации проводятся совместно с Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (г. Йошкар-Ола). В этой области институт с 2002 года активно сотрудничает с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (г. Москва). По тематике измерения латентных переменных сотрудники лаборатории с 2005 года принимают участие в работе ежегодной конференции AERA (American Educational Research Association), которая фактически является конференцией № 1 в области образования (более 15 тысяч участников).

Проводятся курсы повышения квалификации для директоров и заместителей директоров школ Краснодарского края по тематике «Системы оценки качества образования в образовательных учреждениях». Для директоров школ разработаны методические рекомендации «Методика измерения качества профессиональной деятельности учителя» и «Разработка методики измерения качества образования в школе».

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт насчитывает 2 тысячи студентов, которые обучаются на семи факультетах. В институте созданы все условия для обучения. Компьютерным оборудованием обеспечены 10 учебных корпусов, научные
лаборатории, библиотека, издательский центр, имеется выход в корпоративную компьютерную сеть вуза и в Интернет по безлимитному трафику. К услугам обучающихся 3 музея, технические мастерские, 2 студенческих клуба, физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисным кортом, 3 общежития.

Важным способом приобщения студентов всех семи факультетов к научной работе является проведение зимних и летних школ
(санаторий «Знание», Адлер). Здесь студенты осваивают важный инструмент исследования в образовании и других социальных
системах – методику измерения латентных переменных. Студенты учатся измерять на линейной шкале, казалось бы, неизмеримое: толерантность, патриотизм, уровень сформированности личностных качеств. Необходимо подчеркнуть исключительную важность измерений. Вот высказывание лорда Кельвина: «Когда вы можете измерить то, о чем говорите и выразить это числом, вы что-то знаете об этом. Но когда вы не можете это измерить, не можете выразить это числом, ваше знание является скудным и недостаточным». Так, если мы можем измерить качество образования, значит мы что-то знаем о нем. Если нет – наши знания являются смутными и расплывчатыми: у каждого свои представления.

Аспиранты обучаются по восьми специальностям, среди которых ведущей является «Управление в социальных и экономических системах». СГПИ – единственный вуз края, в котором есть эта специальность. В рамках данной специальности студенты изучают теорию измерения латентных переменных.

Такое тесное сочетание учебного процесса с научной работой приносит свои плоды.

По числу студентов, ставших лауреатами премии государственной поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг. СГПИ занял в крае четвертое место, уступив лишь Кубанскому государственному университету, Кубанскому государственному технологическому университету, Кубанскому государственному аграрному университету.

Студенты СГПИ стали лауреатами и дипломантами всероссийских конкурсов Программы «100 лучших товаров России» (2006, 2009). Институт удостоен дипломов I степени на I и II Всероссийском конкурсе «Моделей и проектов организации воспитательной деятельности вузов России» (2001,2004), III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях», проводившегося в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (2006), IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений (2008).

За успешную научную работу студенты СГПИ были удостоены 5 стипендий Президента РФ, 5 стипендий Правительства РФ, 64 стипендий главы администрации Краснодарского края, 3 премий по поддержке талантливой молодежи, установленных Указом
Президента Российской Федерации, 3 именных стипендий Председателя Совета Федерации С. Миронова, 5 именных премий председателя комитета по социальной политике Законодательного собрания Краснодарского края В.В. Чернявского за активную научную и общественную работу, 6 стипендий главы администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района.

Важную роль играют интегративные проекты, когда студенты с первого или второго курса занимаются по одной и той же тематике, включая курсовые работы и практики. Перспективы развития вуза – в активном обучении студентов через приобщение к научной работе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Филиал Российского государственного гидрометеорологического университета в Туапсе
Индикатор уровня российского образования
Армавирский государственный педагогический университет: оптимальные контуры преобразований
Камчатский филиал Российского университета кооперации: залог успеха
Реализовать нравственный потенциал искусства
Краснодарский региональный институт агробизнеса
На пути к мировым стандартам
Путеводная звезда Налоговой академии
Учиться управлять здравоохранением
Университетский комплекс – инновационный, сетевой вуз

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ