Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Тверской государственный технический университет - заявка на новый статус

Тверской государственный технический университет (ТГТУ) уже включен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Но учебное заведение борется за звание национального исследовательского университета. Рассказывает ректор ТГТУ Борис Палюх.

Просмотров: 2550

Уверенная заявка на новый статус

Палюх Борис Васильевич – ректор Тверского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Тверской государственный технический университет (ТГТУ) уже включен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Но руководство вуза не останавливается на достигнутом. Сейчас учебное заведение борется за звание национального исследовательского университета. Чем обоснована заявка на новый статус? Что нового и интересного имеется в деятельности вуза? Этим и некоторым другим вопросам посвящается интервью нашего корреспондента с ректором ТГТУ Борисом Палюхом.

– Борис Васильевич, в число допущенных к участию в конкурсе на звание национального исследовательского университета входит и ТГТУ. Один из важнейших критериев, по которым осуществляется отбор конкурсантов, является эффективность научно-инновационной деятельности. В связи с этим возникает ряд вопросов. Первый: каковы приоритетные направления развития вузовской науки?

ТГТУ является одним из немногих в мире и в России научных и образовательных центров по фундаментальным и прикладным исследованиям в области добычи, глубокой переработки и использования торфа. Сегодня одно из приоритетных направлений, разрабатываемых нашими учеными, – использование торфа в малой теплоэнергетике. Исследования на эту тему уже запатентованы, их результаты используются в практике. В районах области ведутся работы по обустройству котельных, работающих на торфе. Кроме того, созданы новые виды сорбционных материалов на основе торфа. Они применяются, например, для очистки промышленных стоков в машиностроении, химической промышленности и других отраслях, для преодоления аварийного розлива горюче-смазочных материалов.

Второе приоритетное направление развития научной деятельности университета – исследования в области нано- и биотехнологий. Ученые разработали новые экологически чистые и энергосберегающие технологии в пищевой, химической, фармацевтической и биотехнологической промышленности. Успешные результаты их деятельности признаны в России и за рубежом, и достигаются, в том числе, за счет активного участия в международных научных программах.

На базе машиностроительного факультета активно развивается еще одно приоритетное направление вузовской науки – «Инженерия поверхности: ресурсосберегающие и нанотехнологии, композиционные материалы, физика и механика». Есть достижения в области износостойких покрытий и наплавочных материалов с повышенными эксплуатационными характеристиками. Примером могут служить исследования по разработке технологии изготовления тормозного диска железнодорожного вагона для Тверского вагоностроительного завода, по выбору материала для подшипника и прогнозированию его долговечности на оборудовании ОАО «Тверьстекло» и др.

– Второй вопрос: а используются ли результаты интеллектуальной деятельности в коммерческих целях? Что представляет собой инновационный пояс университета?

– Наш инновационный пояс – это научно-исследовательские центры и лаборатории. Например, в 2006 году на базе кафедр инженерно-строительного факультета был создан Академический научно-творческий центр Российской академии архитектуры и строительных наук. Благодаря его деятельности разработана малоэнергоемкая биотехнология получения стеновых и теплоизоляционных материалов на основе отходов деревообработки, созданы сухие общестроительные смеси с улучшенными эксплуатационными свойствами, безобжиговые стеновые материалы из гипсосодержащих отходов, удовлетворяющие современным экологическим требованиям по микроклимату помещений и рекомендованные для широкого использования.

В Тверской области имеется Венчурный фонд, который помогает реальному внедрению результатов интеллектуальной деятельности и созданию эффективных предприятий. Наш вуз с удовольствием откликнулся на предложение компании, которая создала этот фонд, провести обучающие семинары на тему «Венчурное инвестирование технологических проектов». Семинары адресованы как сотрудникам университета, которые занимаются созданием малых инновационных предприятий, так и участникам инновационного процесса из других вузов, предприятий и организаций Тверской области.

Хотел бы отметить, что научно-исследовательская деятельность ТГТУ напрямую связана с разработкой инновационных проектов в области модернизации промышленных предприятий. Так, на протяжении нескольких лет мы ведем энергоаудит предприятий и организаций Тверского региона. Проектируем системы учета, расходования и контроля качества электрической и тепловой энергии. Составляем и корректируем топливноэнергетический баланс области и Твери. Проводим экспертизы объектов, потребляющих электрическую и тепловую энергию, на предмет их надежности и безопасности.

В университете создан банк данных инновационных проектов, основанных на результатах интеллектуальных достижений ученых. Эти проекты готовы к внедрению на различных предприятиях Тверской области. Однако следует признать, что знаний в сфере управления инновационно-технологическим бизнесом нашим ученым пока не хватает.

– Третье: что предпринимается для того, чтобы качество образования соответствовало категории «национальный исследовательский университет»?

– В нашем вузе уделяется много внимания текущему контролю знаний, чему способствует модульно-рейтинговая система обучения. Осуществляется ректорский контроль знаний студентов с привлечением независимых организаций. Организовано систематическое обучение сотрудников по внутривузовской программе повышения квалификации, посвященной качеству образования. В рамках внедрения СМК с помощью анкетирования отслеживается востребованность выпускников.

В 2009 году мы участвовали в конкурсе Минобрнауки РФ «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», благодаря чему научились работать лучше.

Университет заслужил высокую оценку за внедрение системы менеджмента качества образования от Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) по уровню «Стремление к совершенству».

В 2010 году мы получили сертификат соответствия высшего профессионального и послевузовского образования требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Планируем также сертификацию СМК по линии EFQM на уровне «Признанное совершенство». Кроме того, начнем работу по созданию информационной поддержки системы качества образования на основе взаимодействия с московскими и региональными вузами и организациями.

– Большое значение для качественной подготовки специалистов имеет информационная среда. Есть ли достижения в этой области?

– За последние 5 лет в университете произошел качественный поворот в понимании и использовании современных информационных образовательных технологий. Основным итогом этого стало создание комплексной системы управления образовательными электронными информационными ресурсами. Подробную информацию о ней можно найти на образовательном портале ТГТУ http://cdokp.tstu.tver.ru.

Назову только несколько основных элементов этой системы.

Во-первых – электронная библиотека. Она одна из лучших в Центральном регионе РФ и продолжает активно расширяться. Библиотека содержит около 8500 полнотекстовых электронных документов и более 6500 трудов преподавателей и сотрудников университета. К большинству из них есть доступ в Интернете.

Во-вторых – фонд электронных учебно-методических материалов, авторами которых являются преподаватели ТГТУ. Он востребован. Мы уже имеем ряд коммерческих предложений от компаний по его использованию и готовы сотрудничать с ними, естественно, при соблюдении интересов университета и авторов.

В-третьих – различные базы данных: справочные, правовые, российских стандартов и т. д. Они поддерживаются в актуальном состоянии.

В конце 2007 года в университете создан Центр дистанционного обучения и коллективного пользования научно-образовательными информационными ресурсами. Он занимается обучением специалистов и преподавателей, внедрением в учебный процесс технологий e-learning, разработкой информационных продуктов и решений для обеспечения учебного процесса (электронные УМК, виртуальные лабораторные работы, электронные курсы и т.п.), предоставляет информационные услуги студентам и преподавателям, имеет горячую консультационную линию.

Подчеркну, что начатый в мае 2009 года внутривузовский семинар “Актуальные вопросы реализации современных образовательных технологий в ТГТУ” развился в постоянно действующую программу повышения квалификации “Проблемы дистанционного обучения”, основная цель которой – обучить преподавателей университета использованию современных электронных библиотек и применению дистанционных технологий в учебном процессе.

– Изменения в содержании образования требуют обновления и совершенствования методической базы, создания новых учебников и другого обучающего материала, в том числе на электронных носителях. Участвуют ли ваши преподаватели в этом процессе?

– Безусловно. Отмечу лишь несколько важных направлений такого участия.

Первое – это разработка новых основных образовательных программ и учебно-методических комплексов для перехода в 2011 году на уровневую систему высшего профессионального образования.

Второе – подготовка УМК. Преподаватели создали несколько десятков современных высокотехнологичных электронных учебно-методических комплексов (УМК), позволяющих студентам полностью освоить дисциплину в соответствии с программой учебного плана, а также работать с интерактивными тренировочно-контролирующими упражнениями.

Третье – разработка виртуальных практикумов. В университете создана новая виртуальная лаборатория по курсу «Гидравлика», обновлена виртуальная лаборатория “Теплотехника», внедрен в учебный процесс виртуальный лабораторный комплекс для дисциплины “Управление в медико-биологических системах”, построенный на платформе LabView.

Четвертое – организация дистанционного обучения. На первом этапе у нас активно изготавливались унифицированные электронные УМК, пригодные как для использования в системе дистанционного обучения, так и в обычном учебном процессе. А с июля 2009 началась апробация системы дистанционного обучения на основе платформы Moodle, которая, скорее всего, будет базовой для организации дистанционного учебного процесса. Более подробная информация обо всем этом содержится на образовательном портале ТГТУ http://cdokp.tstu.tver.ru.

– Одной из главных задач модернизации образовательных учреждений является развитие структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями региона. На это указал и губернатор Д.В. Зеленин в ежегодном Послании к Законодательному собранию Тверской области. Он сказал, что модернизация должна прийти не только на предприятие. «Ее место в школьном классе, в студенческой аудитории, в лаборатории ученого, сельском клубе, кабинете врача и офисе». Скажите, как ваше учебное заведение реагирует на потребности регионального рынка труда?

– Наши выпускники, как правило, не имеют больших проблем с трудоустройством. Высокий уровень подготовки делает их желанными работниками для руководителей многих организаций, предприятий, учреждений. Вуз содействует занятости своих студентов еще в годы учебы: у нас работают Центр по связям с промышленностью и студенческая биржа труда. Пять лет назад предприятиям Тверской области требовалось специалистов примерно на 20-25% больше, чем готовил университет, (речь о дневной форме обучения). Например, в 2008 году количество запросов от предприятий по некоторым специальностям превышало фактический выпуск специалистов более чем в 1,5 раза. До начала 2009 года молодые специалисты весьма успешно трудоустраивались. Так, на 20 декабря 2008 года на биржах труда Тверского региона было зарегистрировано всего 4 выпускника 2008 года, что составляет менее 0,1% от общего выпуска.

В 2007-2008 годах, по данным опроса ВЦИОМ, университет вошел в перечень 35 лучших вузов страны. Оценка осуществлялась по таким важным показателям как востребованность выпускников у работодателей, оплата их труда, продвижение на рынке труда, усилия вуза по обеспечению качества подготовки и некоторым другим.

Затем положение на рынке труда изменилось далеко не в лучшую сторону: основные предприятия-партнеры университета уменьшили объёмы производства, начали существенные сокращения персонала, стали переходить на неполную рабочую неделю, сокращённый рабочий день. Однако благодаря принятым в вузе мерам и реализации программы Тверской области, направленной на снижение напряжённости на рынке труда, большая часть наших выпускников нашла постоянную работу. Из обучавшихся на бюджетной основе на 1 марта 2010 года в службах занятости населения официально числятся безработными 16 молодых специалистов из 781.

Внимание к вопросу трудоустройства выпускников ни в коем случае не будет ослабляться. Во всяком случае, в настоящее время уже заключены договоры о сотрудничестве в области подготовки специалистов со 157 предприятиями и организациями различных форм собственности.

Кроме того, реагируя на требования регионального рынка труда, университет регулярно открывает новые специальности («Проектирование зданий», «Связи с общественностью», «Городской кадастр», «Безопасность технологических процессов и производств», «Социально-культурный сервис и туризм» и др.). Решению проблемы трудоустройства способствует также успешное развитие связей с вузами Германии, Польши, Чехии, Финляндии, Франции, Китая и других государств, ориентированное на совместную подготовку кадров и решение фундаментальных научных проблем.

Тверской государственный технический университет (ТГТУ) – крупнейший вуз региона, в котором обучаются более 12,3 тыс. студентов. Он представляет собой крупный учебно-научно-производственный комплекс, где ведется подготовка бакалавров, магистров и специалистов по 18 укрупненным группам специальностей и реализуется 68 основных образовательных программ ВПО.

ТГТУ является преемником Московского торфяного института и потому единственным вузом России, который готовит инженеров по специальности «Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений».

Выпускникам учебных заведений среднего звена университет предоставляет возможность получить квалификацию по образовательной программе ВПО в сокращенные сроки.

Совместно с Тверским колледжем им. А.Н. Коняева вуз участвует в эксперименте Минобрнауки РФ по прикладному бакалавриату.

Вуз является членом Ассоциации технических университетов и Ассоциации инженерного образования России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, тверская область, тверской государственный технический университет, борис палюх, по сути, ао-38

Похожие материалы:
Рынок труда Тверской области
Кадры для сервисной экономики
Филиал Столичной финансово-гуманитарной академии во Владимире
Развивать регион – задача вузовской науки
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Задачи Амурского государственного университета в Биробиджане
ТИЭП - образование, воспитание и экологическое просвещение
Достоинства разнопрофильной подготовки
О стратегии развития тверской высшей школы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Тина Незарегистрированный пользователь
Статья написана в 2010 году, когда еще палюх был ректором...что больше выпусков журнала не было? как говорится "торф" и ныне там....

2015-01-14 11:45:58 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#111От возрождения к развитию
#107Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#110Ивановский колледж культуры развивает таланты
#107Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ