Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Гуманитарное образование в современном обществе

Гуманитарное образование призвано не только обеспечивать передачу научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать их ценностные ориентиры в нравственном измерении. Гуманитарное знание является важной составляющей фундаментального образования, позволяет сформировать специалиста с широким мировоззрением.

Просмотров: 9204

Ориентиры нравственного измерения

ШЕИНА Ирина Михайловна – ректор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, кандидат филологических наук, доцент

Кандидат филологических наук, ректор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Ирина ШЕИНА убеждена, что роль гуманитарного образования заключается не только в его призвании обеспечивать передачу научных знаний новым поколениям, но и формировании их ценностных ориентиров в нравственном измерении. И действительно, вся система работы этого вуза направлена на воспитание, формирование широкого кругозора, художественного вкуса студентов. Молодым людям предоставлены широкие возможности для самореализации – как личностной, так и профессиональной.

РГУ является ведущим в регионе учебным заведением, обеспечивающим гуманитарное образование по различным специальностям и направлениям подготовки.

– Ирина Михайловна, какова ваша позиция в вопросе о месте и роли гуманитарного знания и образования в современном обществе?

– Роль гуманитарного образования заключается в том, что оно призвано не только обеспечивать передачу научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать их ценностные ориентиры в нравственном измерении. Поэтому гуманитарное знание, по моему убеждению, является важной составляющей фундаментального образования, позволяя сформировать не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека. И главными традициями российского образования всегда оставались патриотизм, гуманитарная составляющая, демократизм, ориентация на широкое просвещение.

Однако сегодня мы все чаще встречаемся с засильем технократического подхода к выбору приоритетов в образовании, науке, подготовке и переподготовке кадров. Вполне очевидно, что современные образовательные стратегии все более ориентированы на подготовку специалиста-технократа, в совершенстве владеющего информационными технологиями, но лишенного общей гуманитарной культуры. А это чревато самыми серьезными цивилизационными последствиями. Ведь известно, что технический прогресс способен оборачиваться нравственным, духовным, культурным регрессом.

Суть принципиального противоречия между технократическим и гуманитарным подходами заключается в том, что первый нацелен на унификацию и стандартизацию не только, к примеру, промышленной продукции, но и мировоззренческих установок, ценностных представлений – иными словами, на «массовизацию сознания». Гуманитарный же подход, напротив, способствует сохранению уникальности, единичности, неповторимости во всем, включая, прежде всего, социокультурную образовательно-воспитательную деятельность. Поэтому мы согласны с мнением тех ученых, педагогов, организаторов образования, которые считают, что гуманитарное, духовно-нравственное, ценностноориентированное формирование личности должно носить опережающий базисный характер. Только такой подход может спасти нас от цивилизованного варварства, где бы оно ни проявлялось: в политике, экономике, международных отношениях, экологии, засилье массовой культуры.

Позитивной тенденцией последнего времени является то, что гуманитарное знание как таковое уже не воспринимается общественным сознанием как что-то лишнее, малозначимое. Налицо активное движение в сторону понимания необходимости гуманитарной составляющей в системе подготовки специалиста по программам высшего профессионального образования. Несмотря на активное «наступление» информационного общества, мы все острее осознаем, что без знания языков, литературы, истории невозможно сохранение необходимого уровня цивилизованности страны, поскольку, в противном случае, реальна опасность превращения нации в некое аморфное сообщество производителей и потребителей.

– В чем, на ваш взгляд, состоят особенности гуманитарной подготовки в Рязанском госуниверситете?

– Отвечая на этот вопрос, хотелось бы, прежде всего, подчеркнуть, что наш вуз изначально, с момента своего создания, а было это в далеком 1915 году, имел ярко выраженную направленность на формирование широко образованной личности с устойчивыми духовно-нравственными ориентирами. Научные дисциплины, изучающие человека, человеческое общество, культуру, всегда занимали и занимают в нашем вузе достойное место. Причем это относится не только к подготовке профессионалов-гуманитариев, но и масштабам этой важнейшей составляющей в структуре других основных образовательных программ.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина является ведущим в регионе учебным заведением, обеспечивающим гуманитарное образование по различным специальностям и направлениям подготовки. Таких основных образовательных программ, реализуемых нашим вузом, почти полтора десятка. Именно здесь обучается около половины наших студентов – около 5 тыс. человек. И что особенно интересно и важно – наши выпускники не числятся на бирже труда. В этом, наверное, и заключается одна из главных особенностей гуманитарного знания: оно предоставляет личности чрезвычайно широкие возможности для раскрытия своего потенциала в сложных реалиях современного общества.

Гуманитарное знание приобретается нашими студентами не только в процессе обучения по соответствующему профилю, но и при освоении дисциплин цикла ГСЭ, общих для студентов всех факультетов, а также на многочисленных, ежегодно предлагающихся студентам курсах по выбору, связанных с реальными потребностями будущей профессиональной деятельности наших выпускников. Кроме того, работающий в структуре РГУ институт непрерывного образования (ИНО) осуществляет подготовку по разнообразным программам дополнительного образования. Значимую роль в деле гуманитарного просвещения играют и успешно действующие бесплатные просветительские курсы «Университет выходного дня», организованные ИНО и рассчитанные на массовую аудиторию. Отрадно, что мы видим реальную отдачу от преподавания гуманитарных дисциплин и курсов, их огромную преобразующую роль. Они являются действенным фактором формирования личности студентов, воспитания у них таких качеств, как гражданственность, патриотизм, серьёзное отношение к делу, толерантность. Как показывает опыт, именно специализированные гуманитарные курсы являются одним из наиболее эффективных инструментов обучения профессиональной этике в самых различных сферах.

В контексте обсуждаемой темы важно отметить, что вся система воспитательной работы университета направлена и на формирование широкого кругозора, художественного вкуса студентов. Ее «оплотом» стали университетский храм Покрова пресвятой Богородицы и святой мученицы Татианы на территории университета, комплекс, включающий четыре музея, – краеведения, истории РГУ, академика-слависта И.И. Срезневcкого и музей С.А. Есенина с научно-методическим центром по изучению и пропаганде наследия великого русского поэта, а также творческие объединения студентов, газета «Рязанский университет». Такая насыщенная культурная среда, безусловно, оказывает огромное воспитательное влияние на студентов.

– Согласны ли вы с тем, что центральной проблемой гуманитарного образования, которую нужно сообща решать в школе и вузах, остается сохранение и развитие русского языка?

– Сохранение русского языка – широко обсуждаемая проблема в контексте тех изменений, которые происходят в современном обществе. Сегодня, когда язык и мышление человека трансформируются под воздействием технократической цивилизации, особенно важно приникнуть к живому роднику русской речи. Русский язык аккумулирует тысячелетиями создаваемую систему духовных ценностей и нравственных оценок и передает новым поколениям ключевые представления о нашей национальной идентичности.

Русский язык в нынешней языковой ситуации испытывает колоссальное напряжение под воздействием ряда факторов: это и лавинообразный поток не всегда оправданных заимствований, и расширение сферы применения жаргона, активно используемого в СМИ и публичной речи, и ухудшение качества преподавания русского языка и литературы в школе из-за явно недостаточного количества часов при устойчивой тенденции к их сокращению, и выхолащивание школьного курса в связи с подготовкой к ЕГЭ, и многое другое.

В этих условиях факультетом русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета, другими подразделениями вуза проводится огромная работа по сохранению и развитию русского языка. Стали традиционными Дни славянской письменности и культуры, студенческие научные конференции, олимпиады по русскому языку, в которых принимают участие студенты, обучающиеся по разным направлениям. Действует школа юного филолога, основная задача которой – дать школьникам основы филологического образования. В открытых лекциях в рамках университета выходного дня, в программах на радио и телевидении, инициированных преподавателями РГУ, освещаются темы языковой культуры. В структуре вуза функционирует центр исследования творчества С.А. Есенина, приоритетным направлением которого, в рамках «есенинских мероприятий», является работа с подрастающим поколением, прежде всего, со школьниками. На ежегодном фестивале искусств «Есенинская весна» звучит поэтическое слово. Студенты, педагоги и учащиеся рязанских школ охотно посещают спектакли единственного в регионах России репертуарного университетского театра «Переход».

Еще одной проблемой, связанной с сохранением русского языка, является ослабление его роли как государственного на постсоветском пространстве. Проблемы сохранения единого культурного исторического кода, объединяющего наши народы, сохранения русского языка как языка межнационального общения для стран Содружества чрезвычайно актуальны. Огромное значение имеет продуманная взвешенная позиция российского государства в отношении русского языка, суть которой в проведении более активной языковой политики на международной арене и в национальных субъектах РФ. Думается, классические университеты могли бы взять на себя роль базовых центров по языковой и социокультурной адаптации лиц, желающих получить российское гражданство. Кстати говоря, в нашем вузе есть центр тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Помимо этого, наш вуз активно развивает программу «Русский язык для иностранных студентов», содействуя укреплению его позиций в мире. Студенты из Бельгии, Китая, Испании с увлечением занимаются на летних курсах русского языка, имеют возможность знакомиться с русской историей и культурой. В течение нынешнего учебного года в РГУ будут обучаться 14 студентов из Китая, направленных в наш университет Министерством образования и науки РФ.

– Известно, что недавно в РГУ произошло событие международного масштаба – открытие Института Конфуция. Какие главные задачи призван решать этот проект?

– Действительно, в сентябре на базе РГУ имени С.А. Есенина состоялось открытие научно-образовательного центра «Институт Конфуция». Это крупный проект, отвечающий задачам современной международной политики нашего государства и направленный на развитие партнерских отношений с Китаем. На встрече со студентами и преподавателями Даляньского института иностранных языков в рамках официального визита в КНР президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что сегодня в России китайский язык становится одним из самых популярных. Президент выразил надежду на то, что именно студенты станут проводниками дружбы между Россией и Китаем.

Целью создания Института Конфуция является укрепление и развитие культурно-образовательных связей между Китаем и Россией в нашем регионе. Для этого планируется проведение различных культурных мероприятий, осуществление подготовки специалистов в области преподавания китайского языка и перевода, обучение китайскому языку населения города и области, организация совместных научно-исследовательских проектов в области лингвистики, методики преподавания иностранных языков, сервиса и туризма и других областях. Подобное сотрудничество также позволит повысить интерес к русской культуре в Китае, будет содействовать проведению исследований о современном Китае.

– О каких еще значимых – в контексте нашего разговора – событиях вам хотелось бы рассказать?

– Календарь общественных мероприятий нынешней осени прекрасно иллюстрирует разнообразие и насыщенность духовной, научной, культурной жизни нашего вуза, масштабную деятельность ведущих учёных, их авторитет в отечественном и международном сообществе, трудолюбие и ответственность, замечательные организаторские качества, ведь в каждое из перечисленных событий была вовлечена большая когорта людей.

В сентябре в Рязанском госуниверситете состоялась XXXII сессия симпозиума по аграрной истории восточной Европы. Это один из старейших научных форумов историков-аграрников, который собирается один раз в два года в одном из университетских городов России. Рассматривался широкий спектр актуальных научных проблем, связанных с источниками и методами историко-аграрных исследований. О масштабах этого мероприятия, проводившегося под эгидой историко-философского отделения и института славяноведения РАН и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, ярко свидетельствует участие более 70 докторов наук, представлявших различные города России и Украины.


Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина – ведущее учреждение высшего профессионального образования в Рязанской области.

Это старейший вуз региона, являющийся правопреемником первого в России женского учительского института, основанного в декабре 1915 года.

За период своего существования университет выпустил более 72 тыс. специалистов различного профиля, которые работают во многих регионах России и в других странах. В РГУ имени С.А. Есенина учились известные ученые Л.В. Черепнин (отечественная история), А.В. Перышкин (физика), А.Г. Кузьмин (древнерусское летописание), член Святейшего Синода митрополит Б. Ротов (Никодим), артисты Н.И. Боголюбов и С.А. Ценин, поэт Е.Ф. Маркин, спортсменки З. Курицына, М. Говорова, А. Ильина, З И.Симагина. Более 80 процентов учителей Рязанской области – выпускники РГУ. В 1995 и 1996 годах выпускницы университета, учителя З.В. Климентовская и Е.А. Филиппова, стали победителями конкурса «Учитель года России».

Сегодня обучение в университете ведется по 22 направлениям и 47 специальностям, контингент студентов всех форм обучения – около 12 тыс. человек, получающих образование в 3 институтах и на 8 факультетах.


По благословению патриарха Кирилла в октябре в университете прошли начавшиеся в Москве, в Свято-Даниловом монастыре, продолжившиеся в Рязанском университете и закончившиеся в Вышенском монастыре IV Феофановские чтения. Их главная задача заключалась в изучении духовного наследия святителя Феофана, а также привлечении к исследовательской деятельности профессиональных ученых и богословов, студентов различных учебных заведений.

Другим важным событием духовной жизни университета были состоявшиеся в октябре IX Международные Покровские образовательные чтения «Философско-педагогические и религиозные основания развития образования: история и современность». Целью научно-практической конференции являлось обсуждение широкого круга вопросов, связанных с проблемой развития образования как фактора духовно-нравственной культуры российского общества.

В центре внимания были вопросы философии, гуманитарного знания и религии в научных основах образования, методологии изучения образования как историко-культурного феномена духовно-нравственной жизни общества.

«Есенинские дни – 2010» в РГУ включали международный научный симпозиум «Сергей Есенин: диалог с XXI веком». В нем приняли участие представители 40 регионов России и 10 государств: США, Бразилии, Ирана, Польши, Словакии, Болгарии, Украины, Беларуси, Азербайджана, Узбекистана.

К 115-летию со дня рождения С.А. Есенина был приурочен и выпуск очередного, пятнадцатого номера иллюстрированного научно-методического журнала «Современное есениноведение», учредителем которого также является Рязанский госуниверситет. Это единственный в мире «журнал одного поэта», имеющий международный состав авторов из 20 стран мира и подписчиков как в России, так и за рубежом.

РГУ активно участвует в краеведческой работе, являясь объединяющим центром. В октябре состоялась научно-практическая конференция «Рязанские династии – гордость Отечества», на которой обсуждались вопросы богатого культурно-исторического наследия рязанского региона.

Рязанский университет выступил организатором VI Международного философско-культурологического симпозиума «Человек в мире культуры: потребление и культура», с успехом прошедшего в середине октября. Примечателен междисциплинарный характер научного форума: в нем приняли участие культурологи, философы, экономисты, социологи, педагоги, психологи, юристы. Важно, что в программе немало имён молодых начинающих исследователей: аспирантов, магистрантов, студентов выпускного курса. Это свидетельствует о том, что симпозиум привлёк к исследованию заявленных проблем поколение, столкнувшееся с реальностью и последствиями суперпотребления и вынужденное искать пути их решения. В рамках встречи обсуждались вопросы, связанные с философией потребления в постиндустриальном обществе, соотношения массовой культуры и потребления, были затронуты проблемы потребительской модели поведения в современной России и ряд других.

Кульминационным моментом осенней культурной программы ожидается празднование в декабре 2010 года 95-летия со дня основания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Имея славную историю, прекрасные традиции, сформированные работой многочисленных поколений профессоров, преподавателей и сотрудников, высокий авторитет в системе образования, вуз будет и далее развиваться на благо страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная политика в медицинском образовании
Сибирский педагогический консорциум
Как школьника превратить в студента
Филологическое образование: перспективы
Совет ректоров вузов Красноярского края
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа
Универсальный подход к коммерциализации гуманитарного знания
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ
Интернет на службе гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ