Перспективы развития образовательного сотрудничестваНеобходимо сделать российскую политику в сфере образования и гуманитарных проектов более системной, если угодно – агрессивной. Необходимо не только вкладывать дополнительные средства в реализацию совместных проектов со странами СНГ, но и сделать инструменты нашей работы более гибкими. Просмотров: 2837
Превратить русский язык в «язык успеха»
Молодые люди из стран СНГ должны видеть, что знание русского языка может обеспечить им успешную карьеру в будущем. Они должны убедиться, что русский язык не менее конкурентоспособен, чем международный бизнес-язык – английский. Только в этом случае мы сможем расширить поле присутствия русского языка в молодежной среде, – отмечает Алексей ВЛАСОВ, генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, один из самых авторитетных отечественных экспертов в области общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. – Алексей Викторович, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние и перспективы развития образовательного сотрудничества и гуманитарного взаимодействия на пространстве СНГ? – В последние годы гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве приобрело новый импульс. Во многом это заслуга российского руководства, которое сделало «поворот» от чрезмерного прагматизма к пониманию важности и необходимости более активного использования механизмов «мягкой силы» (soft power). Москва предлагает своим партнерам по СНГ целый спектр совместных проектов через инструменты различных интеграционных структур. Но говорить о наличии долгосрочной стратегии сохранения общего образовательного и гуманитарного пространства все же не приходится. Актуальной остается тема сохранения пространства русского языка как механизма гуманитарной коммуникации. Молодежь постсоветских стран формируется в конкурентной среде: помимо влияния России, ощущается рост «гуманитарных активов» Китая, ЕС, США. Поэтому очень важно развить те позитивные тенденции, которые стали проявляться за последние два-три года. Не только через инициативы государства, но и в рамках общественных проектов. – «Общее образовательное пространство – это наше конкурентное преимущество», – заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании V Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ в октябре 2010 года в Москве. Какие еще, на ваш взгляд, шаги необходимо предпринять сегодня, чтобы действительно реализовать это преимущество? – Необходимо сделать российскую политику в сфере образования и гуманитарных проектов более системной, если угодно – агрессивной. Необходимо не только вкладывать дополнительные средства в реализацию совместных проектов со странами СНГ, но и сделать инструменты нашей работы более гибкими. Для этого важно преодолеть чрезмерный бюрократизм в работе некоторых управленческих структур, предоставить больше самостоятельности вузам, поддерживать инициативы ректорского корпуса. Следует расширять систему преференций, которые предоставляются студентам из стран СНГ, обучающимся в российских вузах. Система льгот и скидок должна учитывать «покупательную способность» абитуриентов из Молдовы или Узбекистана. – В октябре нынешнего года вы были участником Первого форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран Содружества независимых государств в городе Баку. Какова ваша оценка основных итогов форума? – Форум был прекрасно организован как с точки зрения технических моментов, так и в содержательном плане. Были представлены ведущие гуманитарные вузы восьми стран СНГ, и этот высокий уровень представительства определил значимость итогов встречи. Среди решений форума – соглашение о создании общего информационного поля, совместного Интернет-портала, через который будет осуществляться обмен информацией между гуманитарными вузами на постоянной основе. В итоговом меморандуме участники форума отразили факт необходимости мониторинга наиболее перспективных и востребованных направлений совместной деятельности. Также решено создать межвузовские экспертные комиссии по приоритетным направлениям деятельности. Будет учрежден ежегодный научный сборник форума, посвященный вопросам межвузовского взаимодействия на пространстве СНГ. – Какую реальную роль, по вашему мнению, могут сыграть университет ШОС и Сетевой открытый университет СНГ в решении продекларированной ими задачи расширения многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества стран Содружества? – Потенциально эти структуры могут сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов в образовательном пространстве стран СНГ. Другой вопрос, что у нас очень часто реальное дело подменяется пиар-сопровождением и, как правило, бывает так, что информация о том или ином проекте идет преимущественно до момента его создания, а после того как структура сформирована, – тишина. Однако в этом случае, особенно в связи с созданием университета ШОС, ситуация, уверен, будет принципиально иной. Хорошо зная людей, которым поручено это дело, наблюдая фундаментальный подход к его организации, очень серьезный системный план развития структуры, с удовлетворением отмечая, что в проект вложено достаточно средств, можно констатировать, что есть оправданная надежда на успех. Тем более что развитие образовательной интеграции с Китаем – это настоящий прорыв. И хочется пожелать нашим коллегам успехов в их благом начинании. – Одной из важных задач политики России на постсоветском пространстве, судя по вашим публикациям в СМИ, является «поддержание пространства русского языка». Каким вам видится контент решения этой задачи? – Думается, что развитие российского образования, его продвижение на постсоветском пространстве и сохранение позиций русского языка неразрывно связаны. Мы должны превратить русский язык в «язык успеха», то есть молодые люди из стран СНГ должны видеть, что знание русского языка может обеспечить им успешную карьеру в будущем. Они должны убедиться, что русский язык не менее конкурентоспособен, чем международный бизнес-язык – английский. Только в этом случае мы сможем расширить поле присутствия русского языка в молодежной среде, ведь «вымывание» русскоязычного сегмента происходит как раз за счет молодежи, в то время как старшее и среднее поколения сохраняют приверженность русскому языку. Так что задачи понятны, осталось подобрать необходимые инструменты для их реализации. – Вопрос к вам как заместителю декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Разделяете ли вы мнение, высказанное ректором РГГУ Ефимом Пивоваром: «У нас в стране определено несколько приоритетных направлений развития науки, и ни одного гуманитарного там не названо. Но парадокс заключается в том, что все эти направления имеют гуманитарную составляющую»? Какие, по-вашему, существуют пути решения этой проблемы? – Полностью согласен с мнением, высказанным Ефимом Иосифовичем Пивоваром. Действительно, гуманитарное образование часто отодвигают на второй план, с точки зрения реализации совместных проектов со странами СНГ. В этом есть доля и нашей вины. Мы не очень ясно представляем себе, как правильно подать наши достижения в гуманитарной сфере, особенно это касается исторического образования. С другой стороны, в некоторых странах СНГ есть желание искусственно ограничить этот сегмент российского образования, поскольку история – это наука идеологическая, и власть, безусловно, хочет полностью сохранить контроль над тем, как преподается и как изучается история. Здесь нужны очень тонкие механизмы. Хочется верить, что мы их рано или поздно найдем. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|