Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы развития образовательного сотрудничества

Необходимо сделать российскую политику в сфере образования и гуманитарных проектов более системной, если угодно – агрессивной. Необходимо не только вкладывать дополнительные средства в реализацию совместных проектов со странами СНГ, но и сделать инструменты нашей работы более гибкими.

Просмотров: 2837

Превратить русский язык в «язык успеха»

ВЛАСОВ Алексей Викторович – генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель декана исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, профессор РГГУ.

Молодые люди из стран СНГ должны видеть, что знание русского языка может обеспечить им успешную карьеру в будущем. Они должны убедиться, что русский язык не менее конкурентоспособен, чем международный бизнес-язык – английский. Только в этом случае мы сможем расширить поле присутствия русского языка в молодежной среде, – отмечает Алексей ВЛАСОВ, генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, один из самых авторитетных отечественных экспертов в области общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.

– Алексей Викторович, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние и перспективы развития образовательного сотрудничества и гуманитарного взаимодействия на пространстве СНГ?

– В последние годы гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве приобрело новый импульс. Во многом это заслуга российского руководства, которое сделало «поворот» от чрезмерного прагматизма к пониманию важности и необходимости более активного использования механизмов «мягкой силы» (soft power). Москва предлагает своим партнерам по СНГ целый спектр совместных проектов через инструменты различных интеграционных структур. Но говорить о наличии долгосрочной стратегии сохранения общего образовательного и гуманитарного пространства все же не приходится. Актуальной остается тема сохранения пространства русского языка как механизма гуманитарной коммуникации. Молодежь постсоветских стран формируется в конкурентной среде: помимо влияния России, ощущается рост «гуманитарных активов» Китая, ЕС, США. Поэтому очень важно развить те позитивные тенденции, которые стали проявляться за последние два-три года. Не только через инициативы государства, но и в рамках общественных проектов.

– «Общее образовательное пространство – это наше конкурентное преимущество», – заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании V Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ в октябре 2010 года в Москве. Какие еще, на ваш взгляд, шаги необходимо предпринять сегодня, чтобы действительно реализовать это преимущество?

– Необходимо сделать российскую политику в сфере образования и гуманитарных проектов более системной, если угодно – агрессивной. Необходимо не только вкладывать дополнительные средства в реализацию совместных проектов со странами СНГ, но и сделать инструменты нашей работы более гибкими. Для этого важно преодолеть чрезмерный бюрократизм в работе некоторых управленческих структур, предоставить больше самостоятельности вузам, поддерживать инициативы ректорского корпуса. Следует расширять систему преференций, которые предоставляются студентам из стран СНГ, обучающимся в российских вузах. Система льгот и скидок должна учитывать «покупательную способность» абитуриентов из Молдовы или Узбекистана.

– В октябре нынешнего года вы были участником Первого форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран Содружества независимых государств в городе Баку. Какова ваша оценка основных итогов форума?

– Форум был прекрасно организован как с точки зрения технических моментов, так и в содержательном плане. Были представлены ведущие гуманитарные вузы восьми стран СНГ, и этот высокий уровень представительства определил значимость итогов встречи. Среди решений форума – соглашение о создании общего информационного поля, совместного Интернет-портала, через который будет осуществляться обмен информацией между гуманитарными вузами на постоянной основе. В итоговом меморандуме участники форума отразили факт необходимости мониторинга наиболее перспективных и востребованных направлений совместной деятельности. Также решено создать межвузовские экспертные комиссии по приоритетным направлениям деятельности. Будет учрежден ежегодный научный сборник форума, посвященный вопросам межвузовского взаимодействия на пространстве СНГ.

– Какую реальную роль, по вашему мнению, могут сыграть университет ШОС и Сетевой открытый университет СНГ в решении продекларированной ими задачи расширения многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества стран Содружества?

– Потенциально эти структуры могут сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов в образовательном пространстве стран СНГ. Другой вопрос, что у нас очень часто реальное дело подменяется пиар-сопровождением и, как правило, бывает так, что информация о том или ином проекте идет преимущественно до момента его создания, а после того как структура сформирована, – тишина. Однако в этом случае, особенно в связи с созданием университета ШОС, ситуация, уверен, будет принципиально иной. Хорошо зная людей, которым поручено это дело, наблюдая фундаментальный подход к его организации, очень серьезный системный план развития структуры, с удовлетворением отмечая, что в проект вложено достаточно средств, можно констатировать, что есть оправданная надежда на успех. Тем более что развитие образовательной интеграции с Китаем – это настоящий прорыв. И хочется пожелать нашим коллегам успехов в их благом начинании.

– Одной из важных задач политики России на постсоветском пространстве, судя по вашим публикациям в СМИ, является «поддержание пространства русского языка». Каким вам видится контент решения этой задачи?

– Думается, что развитие российского образования, его продвижение на постсоветском пространстве и сохранение позиций русского языка неразрывно связаны. Мы должны превратить русский язык в «язык успеха», то есть молодые люди из стран СНГ должны видеть, что знание русского языка может обеспечить им успешную карьеру в будущем. Они должны убедиться, что русский язык не менее конкурентоспособен, чем международный бизнес-язык – английский. Только в этом случае мы сможем расширить поле присутствия русского языка в молодежной среде, ведь «вымывание» русскоязычного сегмента происходит как раз за счет молодежи, в то время как старшее и среднее поколения сохраняют приверженность русскому языку. Так что задачи понятны, осталось подобрать необходимые инструменты для их реализации.

– Вопрос к вам как заместителю декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Разделяете ли вы мнение, высказанное ректором РГГУ Ефимом Пивоваром: «У нас в стране определено несколько приоритетных направлений развития науки, и ни одного гуманитарного там не названо. Но парадокс заключается в том, что все эти направления имеют гуманитарную составляющую»? Какие, по-вашему, существуют пути решения этой проблемы?

– Полностью согласен с мнением, высказанным Ефимом Иосифовичем Пивоваром. Действительно, гуманитарное образование часто отодвигают на второй план, с точки зрения реализации совместных проектов со странами СНГ. В этом есть доля и нашей вины. Мы не очень ясно представляем себе, как правильно подать наши достижения в гуманитарной сфере, особенно это касается исторического образования. С другой стороны, в некоторых странах СНГ есть желание искусственно ограничить этот сегмент российского образования, поскольку история – это наука идеологическая, и власть, безусловно, хочет полностью сохранить контроль над тем, как преподается и как изучается история. Здесь нужны очень тонкие механизмы. Хочется верить, что мы их рано или поздно найдем.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интернет на службе гарантии качества образования
Актуальные проблемы лесного образования
Культурный смысл социально-экономической модернизации
КГУ: задачи и перспективы
Особенности нижегородского профессионального образования
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Кадры для целлюлозно-бумажной промышленности
Лесное образование в России: обозначая тенденции
Формирование общеславянского образовательного пространства
Гуманитарное образование в современном обществе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ