Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся

Приоритетным направлением работы педколлектива является подготовка выпускников со сформированными мировоззренческими убеждениям, ответственной гражданской позицией, готовых к принятию серьезных решений. Педагоги этого учебного заведения имеют свои авторские методики во всех образовательных областях.

Просмотров: 1876

В ходе работы международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (см. «АО», № 42) в различных районах Москвы работали 9 площадок, на которых демонстрировался опыт детских садов, школ и научных учреждений столицы в области укрепления здоровья детей, и проводились круглые столы с оживленными дискуссиями о состоянии, проблемах и перспективах здоровьесберегающей деятельности.

Одна из таких площадок была организована в гимназии № 1520 им. Капцовых. Здесь демонстрировались фрагменты передовых образовательных технологий урочной и внеурочной деятельности детей, состоялся круглый стол по теме «Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии и воспитании учащихся». Редакция попросила ответить на несколько вопросов руководителя круглого стола, советника председателя Совета Федерации, доктора педагогических наук Марину ДОБРОВОЛЬСКУЮ.

– Марина Карамановна, прежде всего, скажите, почему в качестве площадки была выбрана гимназия № 1520?

– Это очень известное учебное заведение, с огромным опытом работы и замечательными традициями, которые сохраняются в течение десятилетий, а также победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы 2006 и 2008 годов, и конкурса «Лучшая школа России» 2006 года. Названное во многом является заслугой Ольги Овсейчик – директора гимназии, заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук.

Приоритетным направлением работы коллектива является подготовка выпускников со сформированными мировоззренческими убеждениями, ответственной гражданской позицией, готовых к самостоятельному решению жизненных вопросов. Педагоги этого учебного заведения имеют свои авторские методики во всех образовательных областях.

Гимназия воспитала много творческих людей. Назову самых известных: поэтесса Юлия Друнина, композитор Максим Дунаевский, актеры Людмила Целиковская и Юлия Рутберг, режиссеры Эмиль Брагинский и Федор Бондарчук.

– Перейдем непосредственно к обсуждаемой теме. Насколько широким был круг участников круглого стола?

– На заседании присутствовали зарубежные гости: государственный секретарь по вопросам образования Министерства национальных ресурсов Венгрии Роза Хоффманн, заместитель министра образования и науки Республики Армения Ара Аветисян, доктор философии, профессор Университета им. Аристотеля города Солоники (Греция) Периклис Павлидис, а также представители определяющих политику в области образования министерств и ведомств разных государств. С российской стороны интерес к теме проявили представители комитета Совета Федерации по образованию, Русской Православной Церкви, Российской академии образования, Департамента по образованию г. Москвы, руководители органов образования 17 регионов России, директора школ и гимназий, учёные, руководители общественных организаций и фондов.

– Какие точки зрения, замечания и предложения по вопросам развития воспитания и образования детей, совершенствования педагогической деятельности высказали участники дискуссии?

– Нужно отметить, что дискуссия была очень заинтересованной, долгой, и в ходе ее прозвучало немало деловых предложений.

Начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России, доктор философских наук, профессор В.Ю. Бельский представил данные социологических исследований общественного мнения россиян относительно престижа учительской профессии, оценки профессионального уровня учителя, материальной привлекательности учительского труда, коммерциализации образования и других педагогических проблем. Среди результатов, о которых он говорил, есть очень показательный: 86 процентов респондентов отметили, что учителя только преподают свой предмет, а не формируют взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, забывая главную заповедь основоположника педагогики К.Д. Ушинского: «Обучай, воспитывая».

Очень важную мысль высказала преподаватель социально-гуманитарных дисциплин технологического колледжа № 28 г. Москвы, кандидат философских наук С.Ю. Виноградова. Рассуждая о влиянии повышенных интеллектуальных нагрузок на нервную и физическую систему человека, она отметила, что сегодня главной задачей учителя становится не только передача совокупности сведений о предмете учебной дисциплины, но и самой логико-методологической культуры эффективной работы с поступающей информацией. По словам выступающей, во многих учебниках изучаемый предмет представлен хаотически, из-за чего изучение превращается в бесконечный процесс накопления информации, которую невозможно осмыслить, а можно только постараться запомнить. Движение по этому пути ведёт к перегрузке детей сведениями о различных взглядах, ракурсах, аспектах, подходах и т.п. Такое обучение не даёт понимания сущности изучаемого предмета, требует огромных затрат времени, сил и здоровья. Способом наиболее адекватного отображения и изложения изучаемого предмета, законов и закономерностей его познания и преподавания, по мнению С.Ю. Виноградовой, являются логика и методология «восхождения от абстрактного к конкретному», в наиболее полном и развитом виде раскрытая в работах В.А. Вазюлина.

Член совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации, кандидат медицинских наук А.Е. Лысенко предложил принять дополнительные меры материального и морального стимулирования учреждений образования и педагогов, применяющих здоровьесберегающие технологии в образовании и имеющих устойчивые положительные практические результаты. Он также высказался в пользу разработки учебно-трудового законодательства, регламентирующего нагрузки школьников и студентов с целью совершенствования безопасности образования.

Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Б. Бакурадзе считает, что признание учителя в качестве ключевого звена в гармоничном развитии и воспитании учащегося предполагает, прежде всего, чтобы руководители всех уровней образования признали здоровье педагогов главной ценностью современной школы и заботились о нем, а также вели специально организованную работу по повышению самооценки учителей, осознанию у них чувства собственной значимости. А.Б. Бакурадзе предложил создать специализированные программы, ориентированные на формирование у учителей готовности к ведению здорового образа жизни.

Заместитель директора Научно-практического объединения СПО-ФДО, доктор педагогических наук И.И. Фришман подчеркнула, что основным результатом гармонизации используемых в образовательном процессе технологий должен стать набор компетентностей личности в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Основой процесса гармонизации она считает взаимодействие учителя и учащихся, присущее традиционному российскому представлению о школе. Также И.И. Фришман обратила внимание на важность реализации в наиболее полном виде следующего положения педагогической позиции А.С. Макаренко: «Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Родительские семинары, организованные общеобразовательным учреждением, помогут решить основную задачу – изменить сферы сознания и самосознания родителей и реальные формы взаимодействия в семье.

Аналогичной позиции придерживается и В.А. Родионов, директор гимназии № 1562 им. Артема Боровика, назвавший родителей самой заинтересованной стороной в успешной работе школы. Педагог призвал законодательно предусмотреть более широкое участие родителей в повседневной жизни учебного заведения, а не отгораживаться от них высокими заборами и охраной.

Директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа И.К. Сидорова напомнила собравшимся, что по заказу Министерства образования и науки РФ разработан проект «Паспорта здоровья школьника», нацеленный на то, чтобы объединить усилия детей, их родителей, школьных врачей и педагогических коллективов в достижении физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья школьников. Он будет способствовать комплексному укреплению здоровья ребенка. По мнению выступающей, очень важно перестроить цели и задачи профессиональной подготовки учителей так, чтобы все они осознавали здоровье детей и свое собственное как высшие ценности. Необходимо также, способствовать распространению публичных знаний о здоровьесберегающих методах обучения среди учителей, врачей и родителей, изучать и пропагандировать опыт работы Европейской сети школ здорового развития. Еще одно перспективное направление развития И.К. Сидорова видит в том, чтобы создавать общественные ассоциации родителей, которые обеспечат демократичность и государственно-общественный характер управления образованием, помогут объединить усилия семьи, школы и общества в деле гармоничного развития подрастающих поколений.

О положительных результатах практического применения комплексного подхода к сопровождению студентов со специальными образовательными потребностями рассказал заведующий кафедрой Сибирского государственного технологического университета, доктор психологических наук, профессор В.С. Нургалеев.

- Как руководитель круглого стола вы, конечно же, не остались в стороне от обсуждения. Каковы ваши предложения?

- Очевидно, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу для обязательного внедрения здоровьесберегающих учебных технологий, законодательно установить ответственность образовательных учреждений и органов управления образования за нанесение педагогического ущерба развитию и здоровью обучающихся, разработать учебно-трудовое законодательство, регламентирующее учебные нагрузки школьников и студентов.

Мнения участников дискуссий были учтены при выработке рекомендаций симпозиума правительствам и парламентам европейских государств и международным организациям. На центральное место в рекомендациях выдвинута задача создания здоровьесберегающего образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: общеобразовательная школа, марина добровольская, здоровьесберегающие технологии, , актуальное интервью, ао-43

Похожие материалы:
Образовательные методики для современных детей
Учитель года России - Наталья Никифорова
Религия как компонент образовательного процесса
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Проблемы здоровьесбережения в системе образования
Владимир Базарный о здоровьесберегающей педагогике
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Создание школы XXI века надо начинать заново
Создание школы XXI века надо начинать заново

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
#99Барабинский медицинский колледж готовит сильные кадры
#107Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#106Воскресенский колледж развивает систему наставничества
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний