Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Учитель года России - Наталья Никифорова

Учитель математики из Магнитогорска Наталья Никифорова рассказывает о секретах своего педагогического мастерства, о том, какую роль в ее профессиональной деятельности сыграл конкурс «Учитель года» и делится надеждами, связанными с Годом учителя.

Просмотров: 3358

«Учителю важно показать красоту своего предмета»

НИКИФОРОВА Наталья Сергеевна – учитель математики средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска

Сегодняшний гость рубрики «Актуальное интервью» – победитель конкурса «Учитель года России – 2009» Наталья Никифорова, учитель математики из города Магнитогорска. Наша собеседница поделилась секретами своего педагогического мастерства и надеждами, связанными с Годом учителя.

– Наталья Сергеевна, что вас сформировало как педагога? Возможно, родители, книги…

– Здесь много можно перечислять. Педагог – это, в первую очередь, личность, а на формирование личности оказывают влияние и родители, и прочитанные книги, и учителя, и общение с окружающими тебя людьми. Но найти собственный стиль преподавания помогли мне мои ученики. Именно при работе с ребятами я почувствовала, что мне нравится эта профессия. Их реакция на происходящее на уроке позволила мне подобрать оптимальный темп занятий, способ общения с детьми, удачные сценарии уроков и многое другое.

– В чем суть вашей авторской методики преподавания математики?

– Наверное, о существовании моей авторской методики говорить еще рано. Расскажу о том, что считаю важным в своей работе. Я думаю, что параллельно с формированием знаний, умений и навыков в школьном курсе изучения математики должна идти работа над формированием способов учебных действий (СУД), над развитием устойчивой мотивации к занятиям, вырабатываться коммуникативная компетентность. Сформированность трех звеньев (ЗУН, мотивации, коммуникативной компетентности) позволит говорить о наличии математической компетентности. В свою очередь, такая работа позволяет выстраивать индивидуальные траектории продвижения в предмете. А это способствует развитию не только интеллектуально-творческого мышления, но и открывает путь к творчеству.

Формирование СУД происходит с помощью привлечения в практику работы проблемных задач и проблемных ситуаций, системы направляющих вопросов. Стараюсь не давать готовых решений. Вместе с детьми учимся строить модель действий, прежде чем приступать непосредственно к решению задачи. Позже начинаем выстраивать и модели изучения большой темы. Нравится работа с открытыми задачами, то есть задачами, которые не предполагают постановки вопроса сразу. Ученикам предлагается самим по имеющимся данным поставить себе задачу и только потом приступить к решению.

В 5-6 классах большое количество времени уделяю становлению коммуникативных навыков. Ведь мы живем в мире информации. Чтобы быть успешным, необходимо уметь работать с ней, ее воспринимать, обрабатывать и уметь передавать. Кроме того, школа должна учить ребенка общению, умению дискутировать. В работе использую целый набор приемов для развития письменной, устной речи средствами математики.

Стараюсь включать в работу задания на создание собственных интеллектуальных продуктов, например, авторских задач. Способность создать такой продукт является показателем развитого творческого мышления учащегося.

Если ученик выходит в своем развитии на уровень творчества, обладает высокой мотивацией изучения предмета, математической компетентностью, то он готов к созданию собственной образовательной траектории. В этом случае учащийся разрабатывает для себя индивидуальную траекторию продвижения в предмете, а моя роль несколько меняется. Я для него становлюсь консультантом-собеседником.

– Каким, по вашему мнению, должен быть математический минимум образованного, культурного человека, но не математика? Вспоминается высказывание Ломоносова: «Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит». И какова должна быть цель математического образования, скажем, в школе?

– Математика – часть культурного наследия человечества. Уже поэтому культурный человек должен быть знаком с алгеброй и геометрией, уметь работать с числами и геометрическими фигурами, знать основные свойства математических объектов.

«Когда дети всерьез увлечены решением какой-нибудь сложной задачи, они становятся такими красивыми! Всегда на уроке жду этого потрясающего момента».

Любой человек должен уметь анализировать объекты и явления, строить выводы, самостоятельно решать познавательные задачи. Занятия математикой развивают эти умения. Кроме формирования логического мышления, школьное математическое образование может (и должно!) способствовать развитию творческого мышления. Математика в значительной степени помогает развитию воображения и интуиции. А это лежит в основе творчества.

– Что вам дал конкурс «Учитель года – 2009» в профессиональном плане? Какие цели вы перед собой ставите сейчас?

– При подготовке к конкурсу пришлось полностью проанализировать свою работу как учителя-предметника, как классного руководителя, как педагога дополнительного образования. Много читала, нашла для себя и интересных авторов и новые интересные периодические издания. Очень хорошо поняла, что именно в работе у меня получается, а что нет, и чему надо еще учиться. Стиль преподавания не поменялся, но зато изменился внутренний настрой, с которым иду на урок. Появились идеи, которые хочется реализовать. Например, поработать в начальной школе, перестроить свою работу в качестве классного руководителя.

– Известно, что после победы в конкурсе вы получили ряд интересных предложений о переходе на новое место работы, в том числе в МГУ имени М.В. Ломоносова. если не секрет, рассматриваете такие перспективы?

– Рассматриваю, но не хочу принимать быстрых необдуманных решений. Для меня важно не только то, насколько новая работа может быть привлекательной для меня, но и то, насколько успешно я сумею выполнять эту работу.

– С каким настроем вы вступили в 2010 год, объявленный Годом учителя? Каких перемен ожидаете?

– Надеюсь, что этот год не превратится только в серию торжественных мероприятий и произносимых речей по поводу важности профессии учителя, а будут сделаны реальные шаги по улучшению ситуации.

– Многие учителя, увы, что называется «держатся из последних сил», подумывая об уходе из школы вообще... Тяжело, непрестижно, малооплачиваемо. Держит только любовь к профессии. Что бы вы сказали своим коллегам в этом случае?

– Я думаю, если действительно есть любовь к профессии, то причины «тяжело» и «непрестижно» не станут поводом ухода из школы. Конечно, бывает обидно, что профессия не является престижной. Иногда очень устаешь от количества работы, которой никогда не становится меньше… Но все это становится не особо важным после удачного урока, например, когда удалось показать ребятам красоту и гармонию своего предмета, вывести их на уровень творчества и создания новых идей. Знаете, когда дети всерьез увлечены решением какой-нибудь сложной задачи, они становятся такими красивыми! Серьезно. Всегда на уроке жду этого потрясающего момента.

А что касается оплаты, то, думаю, каждый должен решать для себя.

– По словам академика Бориса Бим-Бада, «роль и миссия педагога состоит во внедрении фильтров в душу подопечных, фильтров, пропускающих хорошее и не пропускающих дурного». А какое определение «роли и миссии педагога» дали бы вы?

– Добавила бы еще, что педагог должен стремиться к тому, чтобы его ученики были способны развиваться самостоятельно, без помощи учителя.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Создание школы XXI века надо начинать заново
Проблемы и перспективы развития научно-технического творчества
Создание школы XXI века надо начинать заново
Религия как компонент образовательного процесса
Родительский комитет Краснодара
Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
PISA-2012: мы ждем перемен?
Разрыв поколений в инженерном образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ