Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Религия как компонент образовательного процесса

Дискуссии на тему религиозного воспитания в школах не утихают до сих пор. Общественное мнение остается весьма разноречивым, но государство приняло решение о проведении эксперимента по ведению нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Просмотров: 1405

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: «Верующий человек – это образцовый гражданин земного Отечества»

Архиепископ Ставропольский и
Владикавказский Феофан

Дискуссии на тему религиозного воспитания в школах не утихают до сих пор. И, вероятно, государство поступило на этот раз вполне разумно, приняв решение о проведении эксперимента по введению нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики», тем самым заняв вполне определенную позицию.

Конечно, общественное мнение остается весьма разноречивым. Но среди двух противоположных «полюсов» высказывается и такая позиция: посещение этого предмета будет «нулевое», поскольку наше общество давно потеряло интерес к религиозной жизни в частности, да и к идее Бога вообще. Так ли это? Об этом мы беседуем с человеком, известным своей активной общественной и пастырской деятельностью, архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном.

– Владыка, Ставропольский край вошел в число регионов России, где в режиме эксперимента будет введен новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». В чем, на ваш взгляд, должна заключаться главная идея, суть предмета? Чему мы хотим и чему надо учить наших детей, говоря о религиозных культурах?

На сегодняшний день в эксперименте участвуют 19 субъектов Федерации. Три из них расположены в Ставропольской и Владикавказской епархии. Это Ставропольский край, Чеченская и Карачаево-Черкесская республики. Главная задача новой предметной области – духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиционных для России культур.

В основе культуры лежит религия, определяющая поведение человека, его ценности, его представления о добре и зле. “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исход 20, 12), – вот библейская заповедь. А вот подход, предлагаемый людьми, отрицавшими Божественный авторитет: “Не верь никому старше тридцати”. (Гельвеций); “Стар – убивать. На пепельницы черепа”. (Маяковский). Выводы может сделать каждый.

«Попытки сделать из школы некую стерильную территорию, попытаться нивелировать этническую и религиозную самоидентификацию не имеют перспективы».

Исходя из того, что традиционными для нашей страны являются православие, ислам, иудаизм и буддизм, и было принято решение о том, что на выбор учащимся будет предложено несколько предметов, которые получили название модулей. Это, соответственно, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддистской культуры. В предметную область входят еще два модуля – основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Их присутствие мотивируется наличием в нашем обществе атеистов. Безусловно, свобода совести является конституционным принципом и всегда следует со здавать условия для ее соблюдения. Однако, семьи, которые выберут, например, основы мировых религиозных культур могут оказаться в сложной ситуации. По сути, программа по данному модулю является попыткой адаптировать вузовский курс религиоведения для четвероклассников. Насколько это можно реализовать – большой вопрос. За один урок в рамках этого модуля предполагается познакомить школьников с Библией, Талмудом и Кораном. Еще один урок посвящен индуизму и так далее… Пожалуй, при таком подходе теряется главный смысл – воспитательный.

– Какое участие в этом эксперименте намерена принять ваша епархия? Намерены ли вы взаимодействовать в этом вопросе с другими религиозными конфессиями края?

– Хотел бы обратить ваше внимание на два принципа, заложенные в поручениях президента России Д. А. Медведева и премьер-министра В. В. Путина по реализации проекта. Во-первых, право выбора закрепляется за школьниками и их родителями. Никто другой не может и не должен решать за людей, что они предпочитают. Во-вторых, в реализации проекта должны участвовать представители традиционных конфессий, поскольку именно они являются хранителями религиозной культуры.

Более того, мы давно и прочно сотрудничаем с министерствами образования края и республик, с педагогическими коллективами школ. Вот уже более пятнадцати лет во многих общеобразовательных школах епархии ведется преподавание “Основ православной культуры”, “Истоков”, других курсов. И не случайно в Ставропольском крае был проведен повторный мониторинг предпочтений учащихся по выбору модулей новой образовательной области. Дело в том, что по итогам первого мониторинга, проведенного в сентябре, в мой адрес и в адрес губернатора Ставропольского края В.В. Гаевского поступили многочисленные обращения родителей, чье мнение не было учтено. Мы встретились с губернатором, с министром образования края А. Ф. Золотухиной и пришли к общему решению, что цифры надо перепроверить. Проверка показала новый результат: 65,7 процента четвероклассников в Ставропольском крае выбрали основы православной культуры.

Также не оставляем мы без внимания ситуацию в Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках. Ход эксперимента я обсуждал с президентом Чеченской республики Рамзаном Кадыровым. И Рамзан Ахматович дал гарантию, что те, кто захочет изучать основы православной культуры (таких в ЧР 73 человека) смогут реализовать свое право.

Такое сотрудничество, конечно, будет продолжено на всех последующих этапах проведения эксперимента.

– Патриарх Кирилл на майском съезде Союза ректоров России отметил, что сегодня воспитание молодежи без религиозной составляющей уже невозможно. К сожалению, предпочтения большой части «поколения pepsi» скорее на стороне «Дома-2», чем православного телеканала «Союз». Тенденция, на мой взгляд, уже абсолютно необратимая, вам так не кажется?

– Вот здесь позвольте с вами не согласиться! Не стоит живописать нашу молодежь одной краской, тем более черной. Мне часто приходится встречаться с молодыми людьми, и не только студентами нашей семинарии, но и светской учащейся молодежью – учениками школ, студентами вузов. Во время поездок по епархии всегда прошу найти в программе время для такого общения. И вижу, что сегодняшняя молодежь в основе своей ничуть не хуже моего поколения. Другое дело, что современные юноши и девушки во многом дезориентированы. Но это не вина их, а беда. Вина же здесь на старших поколениях. Это мы недоглядели, не смогли воспитать нашу смену. Значит, надо исправлять ситуацию. В том числе, и при помощи школьного курса духовно-нравственной культуры.

– Продолжая предыдущий вопрос… Приведу слова протодьякона А. Кураева на одной из встреч с педагогической общественностью: «Говоря о сотрудничестве детских педагогов и Церкви, стоит честно признать, что педагогические “закрома” Церкви пусты…». Тогда, на ваш взгляд, с чем современная Церковь должна идти в образовательное пространство? С какой миссией? С какими «инструментами»?

– Церковь находится в образовательном пространстве. Иначе просто не может быть. Другое дело, что могут меняться формы этого присутствия. В средневековой Руси было только одно образование – церковное. В XIX веке именно Русская Православная Церковь взяла на себя заботу по достижению всеобщей грамотности, что и делала с успехом, особенно, на селе. В советские времена Церковь отрезали от образования. Но эти времена прошли. Только в Ставропольской и Владикавказской епархии действуют более 250 приходских воскресных школ, где преподают, как правило, школьные педагоги – прихожане храмов. Есть православные школы и гимназии – общеобразовательные учебные заведения, учрежденные епархией. Ведется преподавание основ православной культуры в светских школах и вузах, о чем я уже говорил. Проводятся курсы повышения квалификации для учителей. Это что касается “инструментов”. А содержание, миссия – они неизменны: свидетельство о Христе, стремление передать нашей молодежи твердые духовнонравственные основы, которыми всегда славилась Россия.

– Церковная идея «смирения» очень многим нашим современникам кажется весьма устаревшей для выживания в социуме, требующем совсем иных качеств. «Ты успешный, если ты конкурентоспособный» – вот главный лозунг эпохи! (Вот и Макаревич поет: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»). Смиренные ныне проигрывают… Может, тогда стоит идею поменять?

– Вообще-то смирение – это не идея, это добродетель, которую надо воспитывать в себе. Быть смиренным, значит, не превозноситься, не считаться себя большим, чем ты есть, хранить трезвость разума и чувств. Трудно представить себе, как может проиграть трезвомыслящий человек. Скорее окажется житейским банкротом человек, поклоняющийся идолу успешности, о котором вы говорите.

«Крушение Советского Союза во многом было обусловлено именно разрушением основ идентичности вследствие борьбы против религии. Все попытки сконструировать новую, безрелигиозную идентичность оказались безуспешными».

Выгода никак не может быть смыслом жизни ни отдельного человека, ни социальной группы, ни целой страны. Вы помните, как Господь наш Иисус Христос говорит об этом в одной из притч: “У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он так рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк. 12, 16-20).

– Высказывается тревога, что право выбора изучения основ той или иной религии в школе может привести к деятельному осознанию учащимися не только своего этнического, но и религиозного различия. А это особенно опасно в полиэтнических регионах (к каковым относится и Ставрополье). Не проще ли было, предлагают сомневающиеся, разработать некий общий интегрированный культурологический курс, или вернуть в школу «нейтральный» с конфессиональной точки зрения курс «Эстетическое воспитание»? Что вы думаете по этому поводу?

– На Ставрополье, как и вообще на Северном Кавказе, бок о бок вот уже много веков живут люди, относящиеся ко множеству разных этносов и исповедующие разные религии – в основном, православие и ислам. Неужели вы думаете, что в семье дети не знают, кто они: русские или даргинцы, осетины или карачаевцы, греки или чеченцы, православные или мусульмане? Что православные не постятся Великим постом, а мусульмане не держат уразу? Все-таки политика государственного атеизма, попытки ликвидировать религиозную жизнь в стране, “показать в 1980 году последнего попа по телевизору”, как это обещал Хрущев – все это осталось в прошлом.

Попытки сделать из школы некую стерильную территорию, попытаться нивелировать этническую и религиозную самоидентификацию не имеют перспективы. И, конечно, эстетика никак не может заменить собой этику. Человек, живущий по заповедям Божиим, не крадет, не убивает, не лжесвидетельствует. Словом, верующий человек – это образцовый гражданин земного Отечества.

– Обвинения в адрес Церкви, что она вмешивается «не в свои дела» («ведь по конституции у нас светское государство»), порой звучат в рамках общественной дискуссии о возможной роли и месте религии в образовании. Пожалуй, одним из наиболее ярких обвинений стало знаменитое «открытое письмо» десяти академиков РАН. Какие бы вы могли привести (хотя бы тезисно) главные контраргументы оппонентам?

– Когда воинствующий атеист говорит, что Россия – это светское государство, это означает в его понимании исключение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, и так далее. То есть, используя советский термин, верующих снова хотят поразить в правах. Как вы помните, в двадцатые и начале тридцатых годов прошлого века были такие лишенцы, в том числе, священнослужители и члены их семей, которые были лишены права избирать и быть избранными, и т.д. Все-таки хотелось бы надеяться, что государство Российское уже не вернется к этим эксцессам периода массовых политических репрессий. Я гражданин России и верующий человек одновременно, как господа академики прикажут мне разделить себя – вдоль, поперек, по диагонали?

«Шестьдесят три процента студентов считают себя верующими…»

Вновь повторю то, о чем мы с вами уже говорили: религиозная традиция составляет сердцевину, стержень самоидентификации любого народа. Крушение Советского Союза во многом было обусловлено именно разрушением основ идентичности вследствие борьбы против религии. Все попытки сконструировать новую, безрелигиозную идентичность оказались безуспешными.

Здесь уместно привести мнения по данному вопросу, высказанные студентами Северо-Кавказского государственного технического университета и Ставропольского государственного аграрного университета, а также учителями младших классов общеобразовательных школ города Ставрополя. Всего в исследовании приняло участие 1500 человек. 63 процента студентов считают себя верующими, из них 54 процента причисляют себя к православным, 8 процентов к мусульманам, 0,5 процента к буддистам, 0,5 процента к другим конфессиям. Из общего числа 64 процента одобрили изучение в качестве дисциплины по выбору “Основы православной культуры” (ОПК). В пользу данного курса высказались также 64 процента опрошенных учителей. Выводы этого исследования полностью подтверждает и наш опыт общения со школьными педагогами Ставропольского края.

– Философская мысль XX столетия пришла чуть ли не к однозначному выводу о «сумерках богов» как одном из главных идейных трендов века. Честно говоря, в сумерках не очень удобно жить… По вашим ощущениям, на смену этому тренду грядет ли что-то иное, или общественное постмодернистское сознание уже навсегда отринуло «пресные идеалы»?

– Наше общество, конечно, не свободно от многих болезней, но, уверяю вас, если бы в нем отсутствовали “пресные идеалы”, в нем отсутствовали бы и журналы, посвященные воспитанию и образованию. А раз мы с вами беседуем, и даже планируется публикация этого интервью, значит, не все еще так страшно. И хотя в моих словах, безусловно, присутствует шутка, я в большой мере серьезен. Уж сколько раз твердили миру, что “Бог умер”, “история закончилась”, наступил “закат Европы”, и так далее и тому подобное, и люди, услышав это, говорили “как это глубоко, как тонко”. Но проходило время, память о модных прорицателях сохранялась лишь у узких специалистов, а жизнь продолжалась и продолжается. И лишь у Бога “нет изменения и ни тени перемены” (Иак.1:17).

За человеком же остается выбор, сохранить или потерять свою душу, жить по заповедям Божиим или служить своей гордыне, быть созидателем или разрушителем. И этот выбор человек всегда совершает сам, хотя и ориентируется, конечно, на те или иные идеалы. Но честный выбор возможен только тогда, когда у человека есть возможность познакомиться не только с идеями Ницше, Шопенгауэра или Фукуямы, но и с евангельскими истинами.

– И небольшой заключительный вопрос. Какие три книги вы посоветовали бы почитать в обязательном порядке современным школьникам, молодым людям?

– Я бы посоветовал обязательно одну книгу, и сам всегда читаю ее и перечитываю: Священное Писание Нового Завета.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы епархии

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Создание школы XXI века надо начинать заново
Функция воспитания возвращается в школу
Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся
Демографический кризис: вызов или возможность
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Создание школы XXI века надо начинать заново
Лауреаты Зворыкинской премии
Учитель года России - Наталья Никифорова
Зворыкинский проект: мода на инновации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ