Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы здоровьесбережения в системе образования

Тема здоровья школьников в последние годы обсуждается всё активнее. В феврале 2009 года состоялась коллегия Минобрнауки РФ, на которой была проанализирована деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников. В октябре 2010 прошел международный симпозиум, посвященный проблемам здоровья школьников.

Просмотров: 3550

Сказать болезням – нет!

Проблему увидели все

Тема здоровья подрастающего поколения в последние годы обсуждается все активнее. Например, в феврале прошлого года состоялась коллегия Министерства образования и науки РФ, на которой была проанализирована деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников. А в октябре 2010 года прошел международный симпозиум, поставивший вопрос еще шире: что может и должно делать образование Европы для гармоничного развития молодого поколения.

На обоих мероприятиях была отмечена серьезность и острота проблемы. По данным, приведенным на коллегии, из 13,4 миллиона школьников более половины, 53 процента, имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет – хронические заболевания и лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых. Ухудшаются показатели физического развития детей. Около 10 процентов школьников имеют сниженные антропометрические характеристики. Около 7 процентов страдают ожирением, то есть неправильно питаются и ведут малоподвижный образ жизни. По поводу последней цифры стоит оговориться: в Европе аналогичный показатель выглядит гораздо хуже. Из 77 млн. детей, проживающих в странах ЕС, 14 млн. имеют избыточную массу. Однако все остальные данные по России не могут не вызывать тревогу. Особенно, если говорить о подростках.

По данным, опубликованным в международном отчете «Здоровье и поведение детей школьного возраста», численность школьников, жалующихся на состояние здоровья более чем один раз в неделю, составляет:

  • в Австрии – 17 процентов девочек и 12 – мальчиков;
  • в Португалии – 29 процентов девочек и 16 – мальчиков;
  • в Исландии – 29 процентов девочек и 26 – мальчиков;
  • во Франции – 41 процент девочек и 31 – мальчиков;
  • в России – 41 процент девочек и 32 – мальчиков;
  • в Турции – 68 процентов девочек и 53 – мальчиков.

Еще не достигнув четырнадцати лет, некоторые из них уже состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикомании. Зарегистрированы случаи ВИЧ-инфекции. Растут показатели подросткового алкоголизма.

Не радуют итогами и медицинские осмотры призывников. Молодые люди слабо подготовлены физически, многие имеют вредные привычки. А ведь им защищать Родину, работать на производстве, заботиться о все увеличивающемся старшем поколении. В связи с этим некоторые специалисты вспоминают о комплексе ГТО, разработанном в Советском Союзе, и предлагают разработать аналогичный, но с учетом современного состояния здоровья подростков и молодежи.

Приступили к решению

Попытка нормализовать ситуацию со здоровьем детей, подростков, молодежи предпринята на самом высоком уровне. В 2005 году Правительство РФ приняло Концепцию охраны детей в России до 2010 года, в которой проблема развития здорового молодого поколения выделена в качестве самостоятельного и приоритетного направления государственной политики. Но решение ее почему-то возложено только на медицину. Образование осталось в стороне, несмотря на то что до 70 процентов времени дети проводят в школе. Да и борется медицина, в основном, с последствиями, а не с причинами.

В 2010 году большую часть ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ Президент Дмитрий Медведев посвятил молодому поколению. «Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей, – отметил он. – Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них». Глава государства поручил с 2011 года проводить углубленную диспансеризацию детей и подростков. Особое внимание, по его словам, нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. Президент отметил, что на эти цели также нужно направлять необходимые средства. Кроме того, президент поставил задачу проведения технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышения квалификации их сотрудников. На развитие детской медицины должны пойти не менее 25 процента средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения. Это большая сумма. Практически она может составить до 100 млрд. рублей за два года.

По данным ВОЗ, здоровье человека определяется на 50 процентов условиями и образом его жизни, на 20-25 – экологическими факторами, на 20 – наследственностью и только на 8-10 – уровнем медицинской помощи.

Сфера образования тоже должна внести свой вклад в борьбу с болезнями. На это было указано несколько раньше – при формулировании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ранняя диагностика способна предрешить течение болезни, а иногда и побороть ее в зачатке. Но, поскольку состояние здоровья школьников из года в год не улучшается, возникают вопросы: почему установленные заболевания не лечатся, а иногда и прогрессируют? как сохранить драгоценный дар природы?

Если исключить из поля зрения проблемы семьи, поиск ответа в первую очередь приводит в школу, ведь в средние и высшие учебные заведения молодые люди приходят с «букетом» заработанных за партой патологий. Прежде всего, это болезни органов пищеварения, позвоночника, дыхания, глазные. И все они уже получили стойкий эпитет «школьные», потому что в большинстве случаев приобретены в общеобразовательных учреждениях.

Силу негативных факторов недооценили

Общеизвестно, что на здоровье (физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное) влияет весь комплекс социально-экономических, экологических и духовных факторов общества. Но у школьных болезней есть и свои причины. К ним относятся несообразная природе ребенка организация учебного процесса и внешкольных занятий, несоответствие методов обучения возрастным и функциональным особенностям детей, стрессовая тактика педагогических воздействий и высокая информационная загрузка учащихся, от которой отстает морально-нравственное воспитание.

С каждым годом детям дают все больше знаний. Чтобы усвоить и проанализировать огромное количество информации, ребенку приходится посещать дополнительные занятия и факультативы, готовиться к докладам, конференциям, делать исследования и тому подобную работу, а в итоге, все больше сидеть за столом, чаще всего оснащенным компьютером. В элитных учебных заведениях с углубленным изучением предметов (с учетом домашнего задания) ребята тратят на занятия до десяти часов в день. Непрерывное нарастание интенсивности учебной деятельности, сидячий образ жизни вызывают стрессы и неврозы. Исследователь А.А. Коробейников утверждает, что стрессам подвержены от 60 до 80 процентов школьников.

Некоторые ученые сомневаются и в необходимости раннего начала дошкольного систематического обучения. Детские садики не случайно изменили название. Это теперь дошкольные образовательные учреждения, и дети там учатся. Умственная нагрузка на малышей увеличивается. Хорошо ли это, еще вопрос. Недооценка значения двигательной активности приводит ко многим болезням.

«За последние десять лет общая заболеваемость невротическими расстройствами, связанными со стрессом и психопатическими расстройствами, среди детей пятнадцати-семнадцати лет увеличилась почти на 26 процентов, а первичная – почти на 50. Часто сама школьная среда вредит здоровью: школьная мебель, освещенность помещений не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к формированию нервно-психических нарушений и болезням глаз.

В XXI веке в ряде школ еще отсутствуют туалеты… В высшей степени недопустимо, чтобы дети обучались в крайне неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях». (Данные на начало 2009 года.)

Валентина ПЕТРЕНКО, председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению.

Симпозиум поставил вопрос о гармоничном развитии личности, то есть о сбалансированном интеллектуальном, физическом, духовном и нравственном здоровье детей. Элементы гармонии в учебный процесс вносят уроки физкультуры. К сожалению, программы, по которым они проводятся, рассчитаны на среднего ученика. Осуществлять индивидуальный подход к каждому не удается, так как для этого, кроме желания, надо иметь и средства, и специалистов. Дети со слабыми физическими возможностями чаще всего сидят в классе. Они не любят уроки физкультуры и болезненно переживают коллективные соревнования, так как понимают, что подводят одноклассников.

Специалисты говорят, что нужно изменить общую направленность физического воспитания в начальной школе: сделать ее оздоровительной, а содержание физкультурного образования – ориентированным на формирование сознательного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями и выработку гигиенических навыков и основ здорового образа жизни. Очень хорошо, если дети будут плавать. Но в России имеют бассейны только два процента школ. Даже спортзалы есть не в каждой школе. Встает задача создать такие условия, чтобы у ребенка появилось стремление заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.

Прислушаться бы всем к Сократу

К сожалению, современные родители по разным причинам плохо разбираются в вопросах организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности и, по большей части, не могут повлиять на их организацию. На упомянутом выше международном симпозиуме один из ученых с горечью заметил: «Когда мы спрашиваем у родителей, что для вас важнее – здоровье ребенка или успех, они выбирают второе». Мамы и папы учащихся выпускных классов (87 процентов) считают, что основная задача школы – дать хорошее образование. Мудрая мысль древнегреческого философа Сократа – здоровье еще не все, но все ничто без здоровья – пока еще недостаточно осознана в нашем обществе.

Про руководителей школ и учителей тоже нельзя сказать, что они имеют возможность и умеют строить учебный процесс и уроки так, чтобы расширялись поисково-двигательные и чувственно-эмоциональные возможности каждого ученика, и ребенок испытывал только положительные эмоции. В школе превалирует авторитарный стиль общения. И более того – детей могут унизить и оскорбить. Неуч, недотепа, корова – вот, пожалуй, самые безобидные определения, которыми учителя награждают своих питомцев. Не со зла, конечно. А.А. Коробейников утверждает, что по степени напряженности нагрузка на учителя больше, чем на менеджера и банкира, генерального директора и президента ассоциации. В результате, у многих педагогов наблюдается состояние хронической физической и эмоциональной усталости. Снижается энтузиазм в работе, обостряется чувствительность к критике, возникает напряжение в общении с коллегами и родителями. Достается и ученикам. Это синдром выгорания, стрессовая реакция. И она показывает, что взрослые тоже нуждаются в психологической поддержке. В нашей стране есть хорошие методики, опробованные в горячих точках, которые помогают избавляться от стресса. Но российские учителя ими пока не владеют. А в целом, вопрос о состоянии здоровья педагогов мало исследован, и потому не известно, от чего и как их лечить.

«По статистике, в учебные дни 45 процентов одиннадцатилетних детей не завтракают ни дома, ни в школе, 7 процентов одиннадцатилетних девочек и 11 процентов мальчиков раз в неделю употребляют алкоголь. Как бы мы ни закрывали глаза, но сегодня пятнадцатилетние дети имеют сексуальный опыт (24 процента девочек и 44 – мальчиков). К одиннадцатому классу только 1,5 процента подростков здоровы».

Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

В западном обществе создана система неприятия всего того, что мы называем «нездоровым образом жизни». Курение, употребление алкоголя, ожирение да и просто несоответствующий внешний вид расцениваются там как пороки и вызывают отрицательную реакцию у работодателей. Не одобряется и пристрастие к пиву. Наше общественное мнение относится к педагогам, имеющим вредные привычки, за редкими исключениями равнодушно, хотя все знают, что поведение учителя – пример для ученика. Представим, что первоклассник, для которого учитель является олицетворением всего нового, доброго, интересного, увидел, что учительница курит… Никакие рассказы о пагубности вредных привычек и достоинствах здорового образа жизни потом не помогут. У педагога, как, впрочем, и у каждого человека, должно быть сформировано ответственное отношение к своему здоровью. А для этого нужно разрабатывать специализированные программы. Так, по крайней мере, считает заведующий кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Б. Бакурадзе.

Еще ученые предлагают разработать учебно-трудовое законодательство, регламентирующее учебные нагрузки школьников и студентов.

От понимания к последовательной политике

Сегодня в российском обществе появляется понимание, что школьным болезням детей и подростков пора сказать «нет!». И сделать это необходимо на уровне государственной политики, сформулировав соответствующие статьи в законе, подкрепив определенными суммами в бюджете и определив, кто за что отвечает. Но практических шагов для этого предпринимается недостаточно. Иногда даже текущие дела тормозятся. Так, участники Первого форума директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, сказали, что легче в космос слетать, чем колледжу получить лицензию на работу медицинского пункта. При этом речь шла о чисто организационной, не зависящей от учебных заведений стороне дела.

«Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей», – отмечал еще Лев Толстой. Между тем, в России 80 процентов граждан не занимаются физкультурой и спортом – это четыре пятых населения».

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент РФ.

В России есть школы и ссузы, которые работают по здоровьесберегающим технологиям и добиваются неплохих результатов как в духовно-нравственном, так и физическом развитии детей. Есть регионы, где правильно организовано питание школьников. Имеются города, руководителям которых не безразлично состояние спортивных сооружений и придомовых территорий и пропаганда физкультуры и спорта. Но пока их не так много.

Мы приглашаем наших читателей к обсуждению серьезнейших вопросов: как в современных условиях распространить и внедрить в практику опыт лучших, какими должны быть программы по физкультуре в школе, техникуме, колледже, вузе, как эффективно организовать здровьесберегающую деятельность, поддержать медицинских работников, какие пункты включить в связи со всем этим в новый закон об образовании – словом, всего, что касается работы учебных заведений по гармоническому развитию молодого поколения. Это очень важно, поскольку связано с завтрашним днем нашей страны и ее самой большой ценностью – детьми.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международная ассоциация гуманитариев – «республика» ученых
Владимир Базарный о здоровьесберегающей педагогике
Инновационная политика в медицинском образовании
Вклад в образование - вклад в здоровье нации
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Развитие интеллекта - задача современной школы
Красноярский край. Модернизация педагогического образования
Образовательные методики для современных детей
Проблемы и перспективы школьного образования
Учитель – ведущее звено в гармоничном развитии учащихся

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ