Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры для «посткризисной» экономики

Ректор РГППУ Геннадий Романцев рассказывает о проблемах профессионально-педагогического образования, его соответствии потребностям современной экономике, о прикладном бакалавриате и путях улучшения ситуации.

Просмотров: 1659

Российский государственный профессиональнопедагогический университет (РГППУ) основан в 1979 году как Свердловский инженернопедагогический институт (СИПИ). В 19932001 годах – это Уральский государственный профессиональнопедагогический университет (УГППУ). Учебное заведение является головной организацией Учебнометодического объединения по профессиональнопедагогическому образованию России, которое включает более 120 вузов, 80 колледжей и техникумов всех регионов страны.

В настоящее время в состав университета входит 8 институтов, факультет повышения квалификации, аспирантура, докторантура, 5 филиалов в городах Свердловской области и за ее пределами. В университете обучается более 14 тыс. студентов, аспирантов и докторантов.

Свою точку зрения на проблему соответствия профессионального образования потребностям современной экономики сегодня в номере излагает ректор РГППУ Геннадий РОМАНЦЕВ, доктор педагогических наук, профессор.

Одним из самых обсуждаемых ныне социально-экономических явлений выступает «кризис». Отметим, что само возникновение Российского государственного профессионально-педагогического университета объективно также связано с этим явлением: приказ о создании Свердловского инженерно-педагогического института был подписан Председателем Госпрофобра СССР в 197 году, и это было неслучайно: достигла своего пика «десятая пятилетка – пятилетка эффективности и качества», но провозглашенные цели оказались утопией. В советской экономике не было ни эффективности, ни качества. Однако поиски причин подобного кризисного положения привели к осознанию необходимости поднять, в первую очередь, качество профессиональной подготовки реальной основы производства – рабочего. Мы не будем в этой небольшой журнальной статье касаться фундаментальных мировоззренческих, идейно-политических, правовых, религиозных и социально-экономических аспектов проблемы, которые в совокупности и позволяют достигать эффективности и качества, в том числе и в производственной сфере. Но надо признать, что существенно поднять научно-методический уровень, то есть качество профессиональной подготовки в системе начального профобразования было невозможно без создания специализированного вуза, который не только готовил бы кадры для этой системы, но и развивал бы теорию и методику профессионального образования, исследовал специфические структурные элементы содержания подготовки рабочих, причем, с учетом детального анализа не только отечественного, но и лучшего мирового опыта.

И можно отметить, что в последнее десятилетие существования СССР качество подготовки в профессионально-технических училищах, их статус действительно повысились. Например, на Урале не было ни одного наукоемкого предприятия военно-промышленного комплекса, которое не имело бы своего среднего профтехучилища. В свою очередь, коллективы этих образовательных учреждений имели научно-методические связи с СИПИ. Результат – вчерашние «пэтэушники», в том числе и выходцы из деревень и рабочих окраин, собирали крылатые и межконтинентальные ракеты, танки, сложные авиационные комплексы. Изначальной миссией СИПИ было – и передалось как традиция современному РГППУ – распространение и развитие профессионального и профессионально-педагогического образования в стране, содействие массовой подготовке квалифицированных рабочих кадров.

В 1990-е годы по целому ряду объективных и, к сожалению, субъективных причин в стране фактически была разрушена система массовой подготовки квалифицированных рабочих. В настоящее время только 5-7 процентов рабочих имеют высокую квалификацию, в то время как у наших конкурентов в Германии этот показатель равен 46 процентам, в США – 54, а в Японии доходит до 75. Ситуацию обостряет тот факт, что средний возраст российских рабочих составляет пятьдесят четыре года – в реальности это означает, что за станками нередко стоят пенсионеры.

В последние несколько лет во многих регионах началась реанимация учреждений начального профессионального образования. Но десятилетиями складывавшиеся профессионально-педагогические кадры были утрачены. В настоящее время в учреждениях НПО профессиональное обучение, в основном, осуществляют выпускники не специализированных профессионально-педагогических вузов, факультетов и колледжей, а педагогических и технических вузов: их количество в последние годы в среднем достигло двух третей членов педколлективов. Это резко снижает качество подготовки рабочих. У выпускников педагогических вузов главная задача – обучать определенной системе знаний и, лишь отчасти, умений по конкретному общеобразовательному предмету. А выпускник технического вуза, зная содержание предмета, практически не уделяет внимание воспитательным и методическим аспектам педагогической деятельности.

Профессионально- педагогическое образование, находясь на стыке двух систем – профессионального образования и производства, фактически само превратилась в систему кадрового сопровождения производства.

Выпускник специализированного профессионально-педагогического вуза – это специалист, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке лиц, проходящих обучение для работы в одной из отраслей производства или сервиса в системе профтехобразования, и квалифицированных рабочих на производстве. Таким образом, профессионально-педагогический работник – специалист широкого педагогического профиля, объединяющий функции мастера производственного обучения и преподавателя специальных и общетехнических дисциплин, который обладает возможностью совмещения этих функций. Профессионально-педагогическая деятельность носит интегративный характер, социально направлена на профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и работников сферы услуг, включает педагогический, инженерно-технический и производственно-технологический («рабочий») компоненты.

Профессионально-педагогическое образование, находясь на стыке двух систем – профессионального образования и производства, фактически само превратилась в систему кадрового сопровождения производства. Сущностная специфика профессиональнопедагогического образования состоит в том, что студентов готовят к интегративной деятельности, учитывающей взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических. Кроме того, производственно-технологическая компонента такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения – обязательное получение рабочей профессии.

После всего сказанного становится понятным, почему на II Всероссийском собрании социальных партнеров в области профессионального образования было заявлено, что по качеству подготовки рабочих кадров Россия отстала от многих стран, в том числе и от Китая.

Под «качеством подготовки» имеются в виду цели, задачи, принципы организации и отбора содержания рабочего образования, формы, методы и средства обучения. Что в данной ситуации могут предложить специалисты профессионально-педагогического университета?

В ноябре 2008 года директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Российской Федерации И.М. Реморенко выступил с заявлением о том, что необходимо организовать новую систему подготовки высококвалифицированных рабочих – рабочих с высшим образованием, так называемый «прикладной бакалавриат». Это стало неожиданным для специалистов в области профобразования и вызвало неоднозначную реакцию. Но, по существу, против аргументов выступающего никто не выступил. Действительно, в настоящее время целый ряд формально рабочих специальностей требует по содержанию высшего образования: например, сталевары, специалисты в области информационных технологий и прочие. Аналогичные процессы происходят и в развитых странах: в Японии, США, ФРГ и т.д. Там рабочий со специальным высшим образованием уже не редкость. России не избежать этих процессов. ВСМПО «АВИСМА» (Свердловская область) направляет группу инженеров в США на обучение их специальностям рабочих профессий для работы на высокотехнологичном оборудовании.

При этом еще в 1992 году в РГППУ была разработана и внедрена в ряде учебных заведений Свердловской и Тюменской области концепция на основе целого пакета нормативной и учебно-методической документации, полностью обеспечивающая многоуровневый, вариативный учебно-воспитательный процесс подготовки рабочих с высшим образованием. Сейчас это – прикладной бакалавриат. Была разработана концепция специфического учебного заведения – института рабочего образования (ИРО) на базе вуза, техникума, колледжа или «продвинутого» профессионального училища, в котором каждому учащемуся обеспечивается формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Это обеспечивает двухуровневая семилетняя система обучения с возможностью завершения (или временного прерывания) образования с определенной профессиональной квалификацией на пяти стадиях учебного процесса.

Профессионально-педагогический университет, в течение тридцати лет концентрирующий и развивающий научный, методический и кадровый потенциал в области профессиональной педагогики, в настоящее время готов осуществлять не только образовательную деятельность, но и участвовать в решении посткризисных социально-экономических задач в области инновационного развития кадровых ресурсов.

Фактически это первая в нашей стране система рабочего образования, соответствующая экономике знаний и позволяющая реализовать популярный в развитых странах лозунг «образование через всю жизнь». Эта система позволяет молодому человеку не только успешно профессионализироваться и планировать свою карьеру на любом предприятии, но и, при социально-экономической необходимости, самостоятельно создать себе рабочее место, то есть малое предприятие.

Итак, в посткризисный период специалисты РГППУ предлагают осуществить проект опережающего многоуровневого высшего рабочего образования (прикладного бакалавриата) в учреждениях СПО и вузах.

Вторым актуальным и перспективным направлением современной подготовки рабочих кадров, которое предлагается реализовать в рамках региональных программ развития профессионального образования, является проект «подготовка ремесленников-предпринимателей международной квалификации».

Пора на новой материально-технологической базе вернуться к исконно российским традициям ремесленничества. Российские ремесленники – это и были новаторы. Здесь можно сослаться на традиции, которые заложил еще Василий Татищев (300 лет назад).

Сплав индивидуального мастерства и индивидуальной ответственности – вот что такое современный ремесленник. Опыт Германии показывает, что ремесленник – это не статичное средневековье, как думают некоторые наши теоретики от образования, а динамичный XXI век с его ускоренным технико-технологическим прогрессом.

Ремесленничество – это удачная форма ускоренного, прорывного внедрения инноваций. Сравните сегодняшние проблемы, которые стоят, например, перед современным ЖКХ с проблемами десятилетней давности – небо и земля. А решения предлагаются часто просто анахроничные. Специалисты РГППУ предлагают системный выход из этого порочного круга.

Конечно, эти предложения являются обзорным взглядом на проблему соответствия профессионального образования потребностям современной экономики. Но профессионально-педагогический университет, в течение тридцати лет концентрирующий и развивающий научный, методический и кадровый потенциал в области профессиональной педагогики, в настоящее время готов осуществлять не только образовательную деятельность, но и участвовать в решении посткризисных социально-экономических задач в области инновационного развития кадровых ресурсов. Проблемы накопились, и необходимо искать варианты их решения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Педагогические кадры для Башкортостана
Образование как источник культуры человека
Геннадий Романцев о профессионально-педагогическом образовании
КГСХА - Академия добрых дел
Академия как многопрофильный практикоориентированный холдинг
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Приоритеты спортивного вуза
Социально-педагогический институт: миссия, цели

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ