Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадры для «посткризисной» экономики

Ректор РГППУ Геннадий Романцев рассказывает о проблемах профессионально-педагогического образования, его соответствии потребностям современной экономике, о прикладном бакалавриате и путях улучшения ситуации.

Просмотров: 1731

Российский государственный профессиональнопедагогический университет (РГППУ) основан в 1979 году как Свердловский инженернопедагогический институт (СИПИ). В 19932001 годах – это Уральский государственный профессиональнопедагогический университет (УГППУ). Учебное заведение является головной организацией Учебнометодического объединения по профессиональнопедагогическому образованию России, которое включает более 120 вузов, 80 колледжей и техникумов всех регионов страны.

В настоящее время в состав университета входит 8 институтов, факультет повышения квалификации, аспирантура, докторантура, 5 филиалов в городах Свердловской области и за ее пределами. В университете обучается более 14 тыс. студентов, аспирантов и докторантов.

Свою точку зрения на проблему соответствия профессионального образования потребностям современной экономики сегодня в номере излагает ректор РГППУ Геннадий РОМАНЦЕВ, доктор педагогических наук, профессор.

Одним из самых обсуждаемых ныне социально-экономических явлений выступает «кризис». Отметим, что само возникновение Российского государственного профессионально-педагогического университета объективно также связано с этим явлением: приказ о создании Свердловского инженерно-педагогического института был подписан Председателем Госпрофобра СССР в 197 году, и это было неслучайно: достигла своего пика «десятая пятилетка – пятилетка эффективности и качества», но провозглашенные цели оказались утопией. В советской экономике не было ни эффективности, ни качества. Однако поиски причин подобного кризисного положения привели к осознанию необходимости поднять, в первую очередь, качество профессиональной подготовки реальной основы производства – рабочего. Мы не будем в этой небольшой журнальной статье касаться фундаментальных мировоззренческих, идейно-политических, правовых, религиозных и социально-экономических аспектов проблемы, которые в совокупности и позволяют достигать эффективности и качества, в том числе и в производственной сфере. Но надо признать, что существенно поднять научно-методический уровень, то есть качество профессиональной подготовки в системе начального профобразования было невозможно без создания специализированного вуза, который не только готовил бы кадры для этой системы, но и развивал бы теорию и методику профессионального образования, исследовал специфические структурные элементы содержания подготовки рабочих, причем, с учетом детального анализа не только отечественного, но и лучшего мирового опыта.

И можно отметить, что в последнее десятилетие существования СССР качество подготовки в профессионально-технических училищах, их статус действительно повысились. Например, на Урале не было ни одного наукоемкого предприятия военно-промышленного комплекса, которое не имело бы своего среднего профтехучилища. В свою очередь, коллективы этих образовательных учреждений имели научно-методические связи с СИПИ. Результат – вчерашние «пэтэушники», в том числе и выходцы из деревень и рабочих окраин, собирали крылатые и межконтинентальные ракеты, танки, сложные авиационные комплексы. Изначальной миссией СИПИ было – и передалось как традиция современному РГППУ – распространение и развитие профессионального и профессионально-педагогического образования в стране, содействие массовой подготовке квалифицированных рабочих кадров.

В 1990-е годы по целому ряду объективных и, к сожалению, субъективных причин в стране фактически была разрушена система массовой подготовки квалифицированных рабочих. В настоящее время только 5-7 процентов рабочих имеют высокую квалификацию, в то время как у наших конкурентов в Германии этот показатель равен 46 процентам, в США – 54, а в Японии доходит до 75. Ситуацию обостряет тот факт, что средний возраст российских рабочих составляет пятьдесят четыре года – в реальности это означает, что за станками нередко стоят пенсионеры.

В последние несколько лет во многих регионах началась реанимация учреждений начального профессионального образования. Но десятилетиями складывавшиеся профессионально-педагогические кадры были утрачены. В настоящее время в учреждениях НПО профессиональное обучение, в основном, осуществляют выпускники не специализированных профессионально-педагогических вузов, факультетов и колледжей, а педагогических и технических вузов: их количество в последние годы в среднем достигло двух третей членов педколлективов. Это резко снижает качество подготовки рабочих. У выпускников педагогических вузов главная задача – обучать определенной системе знаний и, лишь отчасти, умений по конкретному общеобразовательному предмету. А выпускник технического вуза, зная содержание предмета, практически не уделяет внимание воспитательным и методическим аспектам педагогической деятельности.

Профессионально- педагогическое образование, находясь на стыке двух систем – профессионального образования и производства, фактически само превратилась в систему кадрового сопровождения производства.

Выпускник специализированного профессионально-педагогического вуза – это специалист, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке лиц, проходящих обучение для работы в одной из отраслей производства или сервиса в системе профтехобразования, и квалифицированных рабочих на производстве. Таким образом, профессионально-педагогический работник – специалист широкого педагогического профиля, объединяющий функции мастера производственного обучения и преподавателя специальных и общетехнических дисциплин, который обладает возможностью совмещения этих функций. Профессионально-педагогическая деятельность носит интегративный характер, социально направлена на профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и работников сферы услуг, включает педагогический, инженерно-технический и производственно-технологический («рабочий») компоненты.

Профессионально-педагогическое образование, находясь на стыке двух систем – профессионального образования и производства, фактически само превратилась в систему кадрового сопровождения производства. Сущностная специфика профессиональнопедагогического образования состоит в том, что студентов готовят к интегративной деятельности, учитывающей взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических. Кроме того, производственно-технологическая компонента такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения – обязательное получение рабочей профессии.

После всего сказанного становится понятным, почему на II Всероссийском собрании социальных партнеров в области профессионального образования было заявлено, что по качеству подготовки рабочих кадров Россия отстала от многих стран, в том числе и от Китая.

Под «качеством подготовки» имеются в виду цели, задачи, принципы организации и отбора содержания рабочего образования, формы, методы и средства обучения. Что в данной ситуации могут предложить специалисты профессионально-педагогического университета?

В ноябре 2008 года директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Российской Федерации И.М. Реморенко выступил с заявлением о том, что необходимо организовать новую систему подготовки высококвалифицированных рабочих – рабочих с высшим образованием, так называемый «прикладной бакалавриат». Это стало неожиданным для специалистов в области профобразования и вызвало неоднозначную реакцию. Но, по существу, против аргументов выступающего никто не выступил. Действительно, в настоящее время целый ряд формально рабочих специальностей требует по содержанию высшего образования: например, сталевары, специалисты в области информационных технологий и прочие. Аналогичные процессы происходят и в развитых странах: в Японии, США, ФРГ и т.д. Там рабочий со специальным высшим образованием уже не редкость. России не избежать этих процессов. ВСМПО «АВИСМА» (Свердловская область) направляет группу инженеров в США на обучение их специальностям рабочих профессий для работы на высокотехнологичном оборудовании.

При этом еще в 1992 году в РГППУ была разработана и внедрена в ряде учебных заведений Свердловской и Тюменской области концепция на основе целого пакета нормативной и учебно-методической документации, полностью обеспечивающая многоуровневый, вариативный учебно-воспитательный процесс подготовки рабочих с высшим образованием. Сейчас это – прикладной бакалавриат. Была разработана концепция специфического учебного заведения – института рабочего образования (ИРО) на базе вуза, техникума, колледжа или «продвинутого» профессионального училища, в котором каждому учащемуся обеспечивается формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Это обеспечивает двухуровневая семилетняя система обучения с возможностью завершения (или временного прерывания) образования с определенной профессиональной квалификацией на пяти стадиях учебного процесса.

Профессионально-педагогический университет, в течение тридцати лет концентрирующий и развивающий научный, методический и кадровый потенциал в области профессиональной педагогики, в настоящее время готов осуществлять не только образовательную деятельность, но и участвовать в решении посткризисных социально-экономических задач в области инновационного развития кадровых ресурсов.

Фактически это первая в нашей стране система рабочего образования, соответствующая экономике знаний и позволяющая реализовать популярный в развитых странах лозунг «образование через всю жизнь». Эта система позволяет молодому человеку не только успешно профессионализироваться и планировать свою карьеру на любом предприятии, но и, при социально-экономической необходимости, самостоятельно создать себе рабочее место, то есть малое предприятие.

Итак, в посткризисный период специалисты РГППУ предлагают осуществить проект опережающего многоуровневого высшего рабочего образования (прикладного бакалавриата) в учреждениях СПО и вузах.

Вторым актуальным и перспективным направлением современной подготовки рабочих кадров, которое предлагается реализовать в рамках региональных программ развития профессионального образования, является проект «подготовка ремесленников-предпринимателей международной квалификации».

Пора на новой материально-технологической базе вернуться к исконно российским традициям ремесленничества. Российские ремесленники – это и были новаторы. Здесь можно сослаться на традиции, которые заложил еще Василий Татищев (300 лет назад).

Сплав индивидуального мастерства и индивидуальной ответственности – вот что такое современный ремесленник. Опыт Германии показывает, что ремесленник – это не статичное средневековье, как думают некоторые наши теоретики от образования, а динамичный XXI век с его ускоренным технико-технологическим прогрессом.

Ремесленничество – это удачная форма ускоренного, прорывного внедрения инноваций. Сравните сегодняшние проблемы, которые стоят, например, перед современным ЖКХ с проблемами десятилетней давности – небо и земля. А решения предлагаются часто просто анахроничные. Специалисты РГППУ предлагают системный выход из этого порочного круга.

Конечно, эти предложения являются обзорным взглядом на проблему соответствия профессионального образования потребностям современной экономики. Но профессионально-педагогический университет, в течение тридцати лет концентрирующий и развивающий научный, методический и кадровый потенциал в области профессиональной педагогики, в настоящее время готов осуществлять не только образовательную деятельность, но и участвовать в решении посткризисных социально-экономических задач в области инновационного развития кадровых ресурсов. Проблемы накопились, и необходимо искать варианты их решения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Геннадий Романцев о профессионально-педагогическом образовании
Академия как многопрофильный практикоориентированный холдинг
КГСХА - Академия добрых дел
Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Социально-педагогический институт: миссия, цели
Педагогические кадры для Башкортостана
Образование как источник культуры человека
Приоритеты спортивного вуза
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ