Адыгейский государственный университет: через границы – к будущемуАдыгейский государственный университет может стать базовым российским вузом по обучению представителей адыгейской диаспоры. В условиях усиления процессов интернационализации высшего профессионального образования особое значение приобретают поиск и выработка стратегий, моделей и механизмов международной деятельности вуза. Просмотров: 2496
Адыгейский государственный университет может стать базовым российским вузом по обучению представителей адыгейской диаспорыВ условиях усиления процессов интернационализации высшего профессионального образования особое значение приобретают поиск и выработка стратегий, моделей и механизмов международной деятельности вуза. О главных направлениях, достигнутых на сегодняшний день результатах и впечатляющих перспективах развития этой деятельности рассказывает ректор АГУ Рашид ХУНАГОВ, доктор социологических наук, профессор. Адыгейский государственный университет связан партнерскими отношениями с более чем 30 университетами ближнего и дальнего зарубежья. В рамках международной работы осваиваются новые рынки образовательных услуг, осуществляются совместные образовательные и научные проекты. Договоры о сотрудничестве реализуются с такими крупными зарубежными университетами, как Гейдельбергский университет и Потсдамский университет прикладных наук (Германия), колледжи Назарет и Оберлин (США), Римский университет Тор Вергата (Италия), университет имени Масарика (Чехия), Пекинский технологический университет и Маньчжурский университет (Китай), Ханойский университет (Вьетнам), университет Акдениз (Турция) и др. Университет активно осваивает механизмы проектной деятельности в сфере международных программ. В 2009 году АГУ выиграл крупный сетевой грант Европейского Союза по проекту ТЕМПУС «Образовательная программа бакалавриата по направлению «Социальная работа» в составе консорциума вузов. Финансирование проекта составило свыше 1 млн. евро. В его рамках состоялись семинары в России, Германии, Англии, Франции и Италии. Итогами участия АГУ в проекте явились эффективное использование европейского опыта в сфере уровневого образования, успешное внедрение модульно-кредитного и компетентностного подходов в образовательные программы вуза и освоение дистанционных технологий обучения. Учитывая, что в мировой образовательной практике уже сложился механизм сотрудничества между образовательными учреждениями, АГУ укрепляет контакты с международными организациями, имеющими общепризнанный опыт в этой области: IREX, Fulbright, Ford’s scholarship, DAAD, BBJ, British Council и другими. В 2006-2011 годах гранты на различные виды научных и образовательных программ за рубежом получили 70 преподавателей и студентов АГУ. В это время за рубеж выезжали 143 преподавателя и 737 студентов университета. Целью их командировок являлись языковые стажировки, работа по контракту, участие в международных научных конференция, семинарах и конкурсах, этнографические, лингвистические и экологические экспедиции. В указанный период университет принял для чтения лекций и проведения семинаров 25 преподавателей из США, Германии и Франции, для стажировок и участия в научных международных конференциях, которых на базе АГУ было проведено 28, – свыше 100 зарубежных исследователей, специализирующихся в области русского языка, кавказоведения, юриспруденции и экономики. За последние пять лет 12 преподавателей кафедры адыгейской филологии и культуры приняли участие в ежегодных международных фольклорных экспедициях по странам Востока. Ежегодно в рамках совместного российско-германского проекта по молодежному обмену «Наведение мостов – через границы к будущему» группа студентов во главе с руководителем программы, доцентом кафедры немецкой филологии АГУ Л.В. Каратаевой выезжает на летнюю стажировку в Германию для ознакомления с природоохранной деятельностью в федеральных землях. Адыгейский госуниверситет является членом договора Южно-Российского центра академической мобильности (ЮРЦАМ), активно сотрудничает с центрами международного обмена студентов: Interexchange (г. Рига, Латвия), Aspect (Калифорния, США), Star Travel (г. Москва), международной школой EF Education (США). В университете созданы условия для совершенствования лингвистической подготовки научно-педагогического персонала и студентов как основы развития академической мобильности. На факультете иностранных языков разрабатывается интегрирующая модель эффективного формирования лингвистической, дискурсивной и социокультурной компетенций, необходимых для осуществления успешной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере. В рамках этого проекта поэтапно осуществляется проектирование содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» на основе компетентностного подхода – с учетом профиля подготовки студентов и задач профессионально-ориентированного обучения, внедряются инновационные формы обучения иностранному языку, в том числе с использованием формы e-learning. Волна активизации поиска новых сегментов рынка образовательных услуг «вынесла» Адыгейский государственный университет на новый уровень международной деятельности: с 1992 года вуз осуществляет обучение иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом. Увеличение числа иностранных граждан, желающих получить образование в АГУ, обусловило принятие решения об открытии в октябре 2008 года международного факультета, который успешно реализует подготовку иностранцев по русскому языку на подготовительном отделении. Сотрудники факультета прошли повышение квалификации в рамках учебно-информационного семинара-тренинга Рособразования «Основы экспертизы иностранных документов об образовании» по проекту Ф-70 федеральной целевой программы развития образования для вузов ЮФО. Реализация такого направления деятельности, как экспорт образовательных услуг, позволяет АГУ в определенной степени компенсировать потери, связанные с неблагоприятной демографической ситуацией в России. Но, самое главное, – содействует решению важных геополитических задач. К ним относится расширение набора соотечественников из числа представителей адыгской диаспоры за рубежом. В 2011 году в результате активной деятельности университета по реализации пилотной федеральной программы Минобрнауки «Соотечественники» для обучения на бюджетной основе были привлечены 54 иностранных студента, представляющих адыгейскую диаспору за рубежом. В 2012 году прием должен составить 60 человек, а в ближайшей перспективе – до 100. Интернационализация образования потребовала качественного изменения среды воздействия вуза, совершенствования контента информационного портала АГУ по международному сотрудничеству, активного участия вуза в международных ярмарках образовательных услуг. Притоку соотечественников в университет способствовало создание эффективной модели взаимодействия с представительствами и центрами адыгской диаспоры за рубежом. Установленные долгосрочные связи позволяют не только активно продвигать образовательные услуги вуза в Иордании, Сирии и Турции, но и интенсивно работать в направлении получения права на выдачу международных сертификатов и признание дипломов АГУ в названных странах. По данным из различных источников, численность адыгской диаспоры в мире достигает 5 млн. человек. Это наиболее многочисленная этническая группа в составе российской диаспоры, что дает возможность в перспективе сформировать мощный рынок образовательных услуг для соотечественников и превратить АГУ в базовый российский вуз по приему представителей диаспоры. В то же время приток соотечественников актуализирует разработку проблем в области этноса и культуры, создание принципиально новых учебно-методических материалов, модульных программ по интенсивному изучению русского и адыгейского языков как иностранных, разработку соответствующих спецкурсов по истории и культуре. К числу проектов стратегического значения, реализуемых в АГУ, относится программа, разработанная на факультете адыгейской филологии и культуры, «Адыги: этническое ядро и диаспора». В ее рамках создается модель единого этнокультурного и исторического пространства адыгейцев: формируются базы данных, полученные в результате стационарных фольклорно-этнографических экспедиций на территории России и в странах локализации диаспоры (Турция, Сирия, Иордания, Израиль, Германия, США), осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ этногенетических процессов у представителей диаспоры и этнического ядра. Разработан комплекс мероприятий по установлению общих этнокультурных демаркационных границ адыгейской диаспоры и этнического ядра, выявлению онтологии этнических процессов в диаспоре и на исторической родине, формированию единого этнокультурного информационного и образовательно-просветительского пространства, созданию системы общих критериев этничности и базовых идентификационных кодов. Особенно важно, что программа не ограничивается изучением теоретических аспектов состояния диаспоры и этнического ядра, но ставит и такие актуальные задачи, как разработка механизмов социализации иностранных студентов-соотечественников в гетерогенном этническом пространстве, выявление этнических маркеров, являющихся ориентиром для самоидентификации, создание механизмов включения в полиэтничное информационное пространство и другие. Такой комплексный подход в совокупности с мерами, направленными на совершенствование довузовской подготовки студентов-соотечественников, эффективное решение организационных и бытовых вопросов, призван обеспечить успешную социализацию в новой для них среде. Перспективы развития международной деятельности университет связывает с укреплением своих позиций на международной арене, достижением международного уровня конкурентоспособности результатов учебной и научно-исследовательской работы, увеличением количества и повышением эффективности международных договоров и соглашений на обучение студентов и, как следствие, привлечением большего объема средств в бюджет университета. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|