Как подготовить нового государственного служащего?Приглашаем читателей принять активное участие в обсуждении проблем подготовки управленческих кадров в российских вузах и публикуем материал, который, по мнению редакции, содержит ответ на актуальный вопрос: как подготовить нового государственного служащего для новой России? Просмотров: 2547
Между властью и гражданским обществомВ одном из ближайших номеров журнала предполагается рассмотреть проблемы подготовки управленческих кадров в российских вузах. Приглашая читателей принять активное участие в их обсуждении, предлагаем вашему вниманию материал, который, по мнению редакции, содержит ответ на актуальный вопрос: как подготовить нового государственного служащего для новой России? В роли первопроходцаОсенью 2011 года Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан отметила двадцатилетие. Событие имело широкий общественный резонанс. Достижения академии за этот период невозможно разделить на «главные» и «второстепенные». БАГСУ, как и любой успешный вуз, – грамотно настроенная система, где нет лишних деталей. Говоря языком системного подхода, главный успех организации – это её устойчивость во времени, успешная адаптация к меняющимся условиям внешней среды, а главное – эффективное выполнение своих функций. БАГСУ имеет статус единственного в республике профильного учебного заведения, выпускающего специалистов для органов государственной власти и местного самоуправления, выдержав «аккредитацию» временем. Академия является не только центром подготовки кадров, но и интеллектуальным холдингом научной поддержки принятия управленческих решений и продуцирования новых идей. Одной из таких идей является инициатива создания на базе вуза Центра кадрового тестирования государственных и муниципальных служащих Республики Башкортостан. В основе – адаптация к российским условиям опыта аналогичных центров США и стран ЕС. Так, в Соединённых Штатах центр кадрового тестирования функционирует как государственное учреждение при управлении кадров президента. «Аппликанты», или претенденты на вакантные должности, место в кадровом резерве, проходят независимое личностное и профессиональное тестирование по направлению соответствующего государственного органа. Результаты тестирования и оценки, данные специалистами центра, носят рекомендательный характер и направляются в орган власти для принятия окончательного кадрового решения. Подобные центры действуют у наших ближайших соседей по постсоветскому пространству – в республиках Казахстан и Кыргызстан. Однако стоит подчеркнуть, что там они функционируют в структуре органа по управлению государственной службой, то есть говорить о «независимости» структуры от власти в этом случае нельзя. В России таких центров не существует, поэтому академия выступает в нелёгкой, но чрезвычайно интересной роли первопроходца. Курс диктует конъюнктура рынкаОчень часто задается вопрос, в каком контексте коллектив БАГСУ видит свою интеграцию в мировое образовательное пространство. Для того чтобы стать первоклассным специалистом мирового уровня, сегодня недостаточно работать с источниками и литературой только на родном языке. Необходимо иметь доступ к иностранным информационным ресурсам. Поэтому академией осознанно взят курс на усиленное изучение иностранных языков и укрепление международных связей. Можно по-разному оценивать тот факт, что мир, в котором мы существуем, стал глобальным. И в этом новом мире английский язык является новой латынью, то есть языком международного общения для всего человечества. Стало аксиомой: знание английского языка – один из важных критериев образованности и профессионализма человека. В соответствии с очевидной конъюнктурой рынка образовательных технологий академия уже сегодня готова начать выпуск управленцев, в том числе и политологов, с углублённым знанием английского языка. Анализ существующих в настоящее время трендов показывает, что в будущем процессы глобализации вызовут к жизни потребность не только в межсекторной профессиональной мобильности сотрудников, например, между государственной службой и бизнесом, но и в межгосударственной мобильности управленцев. Неслучайно, более пятнадцати лет БАГСУ сотрудничает с зарубежными академическими институтами и учебными центрами, участвует в международных конференциях, семинарах, стажировках, а также совместных проектах и программах. Международное сотрудничество включает ознакомление с опытом управления в зарубежных странах, встречи с экспертами и специалистами-практиками, посещение государственных и муниципальных учреждений, учебных заведений и частных фирм. Академия является членом международной организации институтов и школ государственной службы стран Центральной и Восточной Европы NISPAcee. Проблемы управления и управление проблемамиКак на Западе, так и в России, вузы выступают в роли не только образовательных, но и научных центров. В БАГСУ поддерживают и развивают эту традицию. В академии создан научно-исследовательский центр проблем управления и государственной службы. Помимо этого, сложилось шесть авторитетных научных школ. В их числе экономическая теория; экономика и управление народным хозяйством; социальная психология; социология управления; политические институты, процессы и технологии; конституционное право, муниципальное право. Сегодня в академии ведется серьёзная работа над новой системой классификации политических партий, адаптированной к условиям России. Осенью прошлого года был подготовлен модельный проект Концепции государственной кадровой политики Республики Башкортостан, который сейчас находится на стадии обсуждения. Сотрудниками научного центра академии основано новое направление в политической науке – политология кадровых процессов. Государственная служба – это служениеПодготовка управленцев в стенах БАГСУ – это не только усвоение определённого объёма знаний и профессиональных навыков, но и приобщение к определённой системе моральных ценностей. Воспитательная компонента неотделима от образовательного процесса, несмотря на то что большинство студентов академии – успешные люди и уже сложившиеся, целостные личности. Безусловно, в этом случае воспитательный процесс не может строиться на моральных максимах или даже дидактических примерах. Необходимо лишь дать студентам объективное научное знание, с помощью которого они сами смогут сделать правильные выводы. Государственная служба не просто работа, а служение и принадлежность к определённой корпорации с глубокими традициями, членами которой были Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин, Шайхзада Бабич и многие другие яркие творческие личности России и Башкортостана. Так, А.С. Пушкин служил по линии придворной службы – аналог современной Администрации Президента России: в XIX столетии это был самостоятельный вид государственной службы, наряду с военной и гражданской. Карьера М.Е. Салтыкова-Щедрина завершилась на должности вице-губернатора Тверской губернии. Башкирский поэт Ш.М. Бабич исполнял обязанности секретаря Башкирского областного шуро (совета), впоследствии был сотрудником Башревкома. Донести эту высшую истину до студентов академии – значит, получить на выходе государственных служащих, подлинных патриотов своего Отечества, для которых общественное благо будет выше личных мотивов. Служение истине обяжет их к этому. Ещё одной проблемой, которую нельзя не затронуть, является взаимосвязь образования и реальной управленческой практики. К сожалению, отрыв от земли является наиболее распространённой болезнью вузов нашего времени. Вместе с тем Башкирская академия государственной службы и управления готова поделиться апробированными рецептами борьбы с названным недугом. Во-первых, это обмен кадрами между академией и органами власти. Многие преподаватели БАГСУ имеют многолетний опыт работы на государственных постах, а также на должностях государственной гражданской и муниципальной службы. Во-вторых, система обязательных стажировок сотрудников вуза в государственных органах и организациях местного самоуправления. В-третьих, совместная с чиновниками работа при проведении кадровых конкурсов и аттестаций государственных гражданских служащих, приёме квалификационных экзаменов. Таким образом, БАГСУ выступает в роли посредника между властью и гражданским обществом. Академия будет придерживаться этого курса и в дальнейшем. Миссия академии сегодня заключается в формировании нового государственного служащего для новой России. Это означает, что должно быть преодолено отчуждение между чиновником и обществом. К сожалению, данные социологических опросов показывают, что фигура государственного служащего продолжает оставаться в общественном сознании одной из самых непопулярных. Характерной чертой работника государственного аппарата нашего времени называют равнодушие к людям, а это недопустимо. В результате власть оторвана от общества, а люди – от власти. Граждане не доверяют власти. И негативная составляющая этого процесса нарастает. Проведенный несколько лет назад учёными тогда ещё Российской академии государственной службы при Президенте РФ опрос общественного мнения, свидетельствует о том, что по негативу восприятия образ чиновника идёт следом за фигурой бандита. А ведь государственные служащие, как и представители армии, – зеркало общества. Причём весьма образованная и профессиональная его часть. То, что граждане порой сталкиваются с проявлениями далеко не лучших качеств российской бюрократии, есть серьёзный недостаток правовой и общечеловеческой культуры. Именно эта культура должна формироваться у чиновников. Переломить угрожающий тренд общественного сознания – стратегическая задача вузов, ведущих подготовку управленческих кадров, к которым принадлежит и Башкирская академия государственной службы и управления. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|