Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Андрей Фурсенко: 2012 по плану и по факту

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал о ближайших планах своего ведомства на 2012 год во время очередной февральской коллегии министерства. На некоторых его высказываниях и связанных с ними событиях остановимся подробнее.

Просмотров: 1775

«В развитии ЕГЭ предложен ряд содержательных изменений: например, развернуть экзамен во времени и учитывать достижения в процессе всей учёбы ребёнка. Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9-м классе, а географию в 10-м. Тогда у ребят появится мотивация учиться всё время, а не только в выпускном классе. Нужно также идти по пути введения ЕГЭ для бакалавров».

А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ.

На выращивание университетов мирового класса России понадобится десять-пятнадцать лет. Но это на перспективу. А о ближайших планах своего ведомства на 2012 год министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал во время очередной февральской коллегии министерства. На некоторых его высказываниях и связанных с ними событиях попробуем остановиться подробнее.

ПОДХОДЫ. Проектный подход и распределение полномочий из федерального центра субъектам – во многом на этих принципах строится госполитика, в том числе в сфере образования. Накануне 2012 года состоялось довольно масштабное событие: было подписано распоряжение Правительства РФ о передаче 706 учреждений СПО на региональный уровень (речь идет о 73 субъектах). Как отметил А. Фурсенко на заседании коллегии спустя всего полтора месяца после правительственного решения по состоянию на февраль 2012 года в отношении большей части ссузов, свыше 60 процентов, все процедуры передачи, включая имущественные комплексы, завершены.

Хотелось бы прокомментировать это решение, затронувшее судьбу сотен ссузов. В частности, в минфиновском письме, подписанном 15 февраля 2011 года замминистра финансов А. Силуановым, сказано следующее: «В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468, с 1 января 2012 года финансирование милиции общественной безопасности должно осуществляться исключительно за счет ассигнований федерального бюджета. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при переводе милиции общественной безопасности на федеральный уровень на совещании у Председателя Правительства РФ В.В. Путина… 26 января 2011 года Министерством финансов РФ были представлены предложения об источниках финансирования милиции общественной безопасности с 2012 года, в том числе за счет возможной передачи федеральных государственных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации. Во исполнение поручений, данных на указанном совещании, Министерство финансов РФ просит представить предложения о возможной передаче федеральных государственных учреждений, включая учебные заведения среднего профессионального образования, в разрезе субъектов Российской Федерации с указанием наименований учреждений».

В общем, как вы понимаете, предложения были представлены и реализованы. Правда, у многих ссузов – например, отраслевых – остался вопрос: а захочет ли и сможет ли регион решать проблемы учебного заведения, заточенного на подготовку кадров не для данного конкретного региона, а для довольно абстрактной в глазах региона отрасли? Надеемся, на эти вопросы у федеральных властей все-таки имеются ответы.

Но вернемся к коллегии Минобрнауки.

В российских регионах сегодня проводятся два масштабных проекта, призванных модернизировать и общее, и профессиональное образование. Так, в результате проекта модернизации региональных систем общего образования (120 млрд. рублей), по информации Минобрнауки РФ, в 69 субъектах Российской Федерации зарплата учителей достигла или превысила среднюю заработную плату по экономике, а доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла с 21 процента (2006) до 80 (2011).

Эти и другие принятые меры привели к тому, что «профессия учителя перестает быть непрестижной», – выразил свое мнение министр.

Вновь позволим себе отвлечься от контекста министерского доклада и немного поразмышлять… У любой медали есть две стороны. И в данном случае поиск эффективных моделей управления и развития в сфере образования (которые, конечно, дают какие-то свои положительные плоды) обозначил и негативные тенденции – эффективность оказалась чревата перерождением в «оптимизацию», берущую во внимание только голый экономический расчет. По данным Счетной палаты РФ, только за 2008 год сеть общеобразовательных учреждений в регионах-участниках комплексных проектов модернизации образования сократилась на 1168 единиц, из них две трети – сельские школы. А ставка на лидеров чревата дальнейшим усугублением раскола между успешными и неуспешными – и не только отдельными образовательными учреждениями, но и целыми регионами.

Поясним: идеология ставки на лидеров следует из провозглашенного принципа «деньги следуют за учеником». Да, вроде логичный и справедливый лозунг. Однако на деле нормативно-подушевое финансирование выявило целый ряд подводных камней. Например, по мнению специалистов (Т. Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ), при установлении нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося крайне нежелательно использовать чересчур большое количество корректирующих коэффициентов, призванных учитывать особенности ведения образовательной деятельности. Оптимально таких коэффициентов должно быть не более семи. Тем не менее на практике, судя по всему, мнение специалистов осталось неуслышанным. А в результате подушевой норматив в разных регионах различается весьма существенно, что чревато в перспективе, говоря философски, «десакрализацией» лидерского статуса как такового. Кроме того, информация как о самом нормативе, так и о его составляющих остается непрозрачной.

И, кстати, показательным в этом отношении для нас может оказаться опыт США. Долгое время там реализовывалась программа «Ни одного отстающего», предусматривавшая, в том числе, снижение финансирования школам за низкие показатели. Считалось, что эта мера станет хорошим мотиватором для образовательных учреждений повышать качество образования. Но проведенный позже мониторинг поверг федералов в шок: из 100 тыс. американских школ 80 тыс. с программой не справились! Тогда президент Б. Обама вынужден был выступить с новой инициативой, предложив направить миллиарды долларов в те штаты, которые наиболее успешно справляются с выправлением ситуации именно в отстающих школах. То есть ставка только на лидеров у наших американских коллег себя не слишком оправдала: за «золотой аквилой» авангарда надо уметь, но и основной отряд с арьергардом вовремя разглядеть – чтоб не потерять в пути!

ЗАКОНЫ. 2012 год станет для российской системы образования без преувеличения поворотным, поскольку вступят в силу два важнейших закона: «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», № 83-ФЗ.

Как известно, законопроект «Об образовании» широко обсуждался, корректировался и согласовывался. Наконец, в мае 2012 года окончательный вариант будет внесен в Государственную Думу, о чем и сообщил на заседании коллегии А. Фурсенко (к этой теме журнал еще обязательно вернется. – Прим. ред.).

А с 1 июля, в соответствии с ФЗ-83, на новые условия финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг будут переведены бюджетные учреждения.

Суть закона, как официально разъяснялось Минобрнауки, «заключается в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. При этом для родителей и общественности повышается прозрачность расходования финансовых средств», а для образовательных учреждений гарантируется «полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта». Ну, замечательно же! Закон повышает заинтересованность бюджетных учреждений в результатах своей деятельности, общество получает рост качества образования, педагоги – достойную зарплату и условия работы, родители и дети – хорошие школы с профессиональными педагогами – так звучат слоганы из специального министерского плаката, посвященного ФЗ-83.

Однако чего же так опасается общественность? Отметим несколько важных моментов.

Первый. «Введение закона приведет к приватизации госимущества » – это действительно миф (как неоднократно подчеркивали чиновники). С недвижимым имуществом ничего не случится – оно останется в руках собственника-государства. А вот с самими учреждениями… Дело в том, что в законе прописано, что «собственник имущества учреждения не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения» (за исключением казенных). И если у учреждения появляются долги, допустим, по ЖКХ, то перспектива быть ликвидированным у этого учреждения оказывается в принципе реальной.

Второй момент. Да, государство гарантирует учреждению полное финансирование в рамках госстандарта. Но каковы эти рамки? В упомянутом выше плакате, например, в утешение родителям перечисляются 17 основных школьных предметов, обучение по которым сохранено бесплатным, однако без конкретики. Это и понятно, поскольку сами стандарты, к слову, для общей образовательной и старшей школы пока не приняты, и сколько часов по каждому предмету государство намерено финансировать, пока не известно.

Наконец, третий момент. В ноябре 2011 года в Минобрнауки состоялось очередное совещание по подготовке введения ФЗ-83. В числе предложений по «совершенствованию регулирования размера и порядка оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями профобразования сверх государственного задания» прозвучало следующее: «включать в цену норму прибыли, которая обосновывается с учетом уровня инфляции, банковского процента по кредитам, объема инвестиционного ресурса, формируемого за счет прибыли». Что ж, раз образование все чаще называют «услугой», то и разговор о норме прибыли вполне укладывается в логику Марксова «Капитала». Другое дело, будут ли потребители четко и «до копейки» уведомлены: а какой, собственно, уровень рентабельности (5, 10, 25 или 50 процентов) они оплачивают, и насколько он обоснован?

БЮДЖЕТЫ. «Нам удалось добиться существенного увеличения расходов государственного бюджета на образование. Консолидированный бюджет образования за восемь лет увеличился с 600 млрд. до 2,3 трлн. рублей. Почти в четыре раза!» – отметил А. Фурсенко на итоговой коллегии.

Объемы финансирования ведомства как главного распорядителя бюджетных средств в 2012 году составят 379,7 млрд. рублей, что на 11 процентов выше, чем в 2011 году. Повышение расходов связано главным образом с индексацией фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, увеличением стипендиального фонда студентов, индексацией расходов на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ – в общей сложности на 16,5 процента с 2012 по 2014 год включительно.

При этом в последующие годы планируется снижение расходов федерального бюджета на образование в общей структуре ВВП. «Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, и в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, федеральных целевых программ и других мероприятий, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством РФ о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации полномочий по обеспечению деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования субъектам РФ», – так прокомментировало Минобрнауки планируемое снижение расходов.

Если сравнить расходы на образование по отношению к ВВП по годам, то цифры выглядят следующим образом: 2010-й год – 4,1 процента к ВВП; 2011-й – 4,2; 2012-й – 4; 2013-й – 3,8; 2014-й год – 3,6 (сравните с 11 процентами в Финляндии и 7-8 в среднем по Евросоюзу).

Уменьшение расходов федерального бюджета ожидает и науку «гражданского назначения»: если в 2011 году итоговая цифра составила 297 млрд. рублей, то в 2014 году (правда, после некоторого повышения расходов в 2012-2013 гг.) затраты на науку снизятся до 283,6 млрд.

Что ж, вместо заключительного комментария приведем цитату научного руководителя НИУ-ВШЭ Е. Ясина в интервью «Российской газете»:

– Если мы строим инновационную экономику, то у нас должно быть очень образованное население. Очень образованное, подчеркиваю. По крайней мере, восемь-девять процентов ВВП на это тратить надо.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Секрет успеха всемирной сети FabLab – в ее идеологии
От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
БГИИК: в формате инновационного развития
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
«Никомед» – место притяжения высококлассных специалистов
Процессный подход в обеспечении качества
Инновационная карта России
Непрерывность образования – залог развития
Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить
Первый мониторинг информационной открытости

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ