Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Первый мониторинг информационной открытости

Продолжаем публикацию материалов по итогам Форума по информационному взаимодействию. В этом номере речь пойдет о результатах мониторинга, представленных в ходе работы секции «Обеспечение информационной открытости вузов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования».

Просмотров: 214

Продолжаем публикацию материалов по итогам Форума по информационному взаимодействию, недавно проведенного Минобрнауки РФ. В предыдущем номере «АО» был размещен репортаж с пленарного заседания1, в этом – речь пойдет о результатах первого мониторинга информационной открытости вузов и региональных органов управления образованием, представленных в ходе работы секции «Обеспечение информационной открытости вузов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования».

Критериальная оценка

Модератор секции, ректор Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова Константин Антипов детально проанализировал результаты первого мониторинга информационной открытости вузов и региональных органов управления образованием, проведенного силами сотрудников и студентов МГУП им. Ивана Федорова. В период с марта по сентябрь 2015 года исследованием были охвачены 85 субъектов РФ и 277 образовательных организаций.

В соответствии с требованиями законодательства были выделены три ключевые позиции: информационная открытость – своевременное предоставление общедоступной и достоверной информации о деятельности организации, в том числе в формате открытых данных; понятность – предоставление информации в форме, понятной для всех категорий пользователей; вовлеченность гражданского общества – участие гражданского общества в принятии решений, в том числе механизмы обратной связи.

Предметом мониторинга явилась реализация органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минобрнауки РФ, принципов информационной открытости путем размещения информации, в том числе открытых данных, в сети интернет. Объектом мониторинга стали официальные сайты вузов и региональных органов управления образованием.

В качестве критериев мониторинга сайтов образовательных организаций были выбраны 126 показателей, разработанных на основе статей федерального закона № 8 от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»2 и постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 года, № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-­телекоммуникационной сети интернет и обновления информации об образовательной организации».

Официальные сайты региональных органов управления образованием оценивались по 35 показателям, разработанным на основе статей федерального закона № 8 от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и в соответствии с методическими рекомендациями Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 26 декабря 2013 года № АМ-П36-89пр «Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти».

Каждый критерий информационной открытости вуза анализировался по четырем составляющим, позволяющим оценить соответствие сайта требованиям законодательства к структуре официального сайта и формату представляемых данных:

  1. Наличие информации на официальном сайте образовательной организации (оценивалось наличие или отсутствие необходимых данных).
  2. Соответствие формата представления информации на официальном сайте образовательной организации (данные должны быть представлены в одном из форматов электронных документов и/или в верстке html (pdf, doc, docx, xls, xlsx, odt, ods и/или html).
  3. Соответствие файлов условиям размещения (максимальный размер не должен превышать 15 Мб, скан-копии должны быть читаемые, выполненные с разрешением не менее 75 dpi).
  4. Доступность размещенных сведений для пользователя (оценивались навигация по разделам, структура, длительность перехода, которая должна составлять не более 3 кликов).

Наличие/Соответствие = 1,0

Отсутствие/Не соответствие = 0

При оценке информационной открытости органов управления образованием учитывались 1, 2 и 4 вышеуказанные позиции.

Действующий федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» создает уникальные условия для роста открытости образования. Сейчас любая образовательная организация обязана публиковать в открытом доступе все сведения о своей работе.

Из выступления на Форуме по информационному взаимодействию министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Анализ результатов

По результатам проведенного мониторинга были составлены соответствующие рейтинги. Абсолютными лидерами, набравшими 35 баллов из 35 возможных, среди региональных органов управления образованием стали Минобразования Республики Саха (Якутия), Минобрнауки и инновационной политики Новосибирской области (кроме того, отдельно оценен сайт про начальное и среднее специальное образование Новосибирской области), Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, Минобразования Пензенской области, Управление образования и науки Тамбовской области, Департамент образования Тверской области, Управление образования и молодежной политики Ненецкого автономного округа. Среди образовательных организаций 126 баллов из 126 возможных набрали 138 вузов.

Анализ результатов показал, что есть определенная информация, требования к размещению которой большинством соблюдаются. И явно выделился ряд позиций, часто соблюдаемых не в полной мере.

Как правило, на официальных сайтах органов управления образованием хорошо соблюдаются требования по размещению и наполнению разделов, касающихся информации по вопросам противодействия коррупции, наименования, структуры и контактных данных, сведений о руководителях, перечня подведомственных организаций, нормативных правовых актов, изданных государственным органом, административных регламентов, стандартов госуслуг, участия в целевых программах, порядка и времени приема граждан и о работе с их обращениями. Вместе с тем зачастую недостаточно представлены сведения о порядке обжалования нормативных правовых актов, предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возможности участия граждан в заседаниях коллегиальных государственных органов, условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей госслужбы, а также версии сайтов для слабовидящих.

Большинством вузов, чьи официальные сайты были оценены в ходе мониторинга, соблюдаются требования по размещению и доступности общих сведений об образовательной организации, правилах приема и сопроводительных документах, информации о мерах социальной поддержки обучающихся, данных о расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года, сведений о руководителях и нормативных сроках освоения образовательных программ. Не в полной мере выдана информация о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе, результатах переводов, восстановления и отчисления, стаже работы НПР по специальности, данные об их повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке, сведения о трудоустройстве выпускников, суммы баллов поступающих и баллы, набранные по каждому вступительному испытанию. Довольно распространенным недостатком явилось отсутствие в спецразделе «Сведения об образовательной организации» подраздела «Документы». И, как и у органов управления образованием, выявилось частое отсутствие версии сайта для слабовидящих.

Участники секции рекомендовали вузам и органам управления образованием устранить выявленные в результате мониторинга недостатки в кратчайшие сроки и привести содержание официальных сайтов в строгое соответствие с требованиями действующего законодательства.

Модератор секции, ректор МГУП им. Ивана Федорова Константин Антипов подчеркнул, что подобный регулярный мониторинг может стать эффективным механизмом саморегуляции деятельности по обеспечению информационной открытости в сфере образования и науки.

ВУЗЫ – ЛИДЕРЫ РЕЙТИНГА по итогам первого мониторинга информационной открытости сайтов вузов

Ангарская государственная техническая академия
Астраханский государственный университет
Байкальский государственный университет экономики и права
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
Волгоградский государственный университет
Вологодский государственный университет
Воронежская государственная лесотехническая академия
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Вятский государственный университет
Государственная полярная академия
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
Дальневосточный федеральный университет
Донской государственный технический университет
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Забайкальский государственный университет
Ивановский государственный политехнический университет
Ивановский государственный университет
Ивановский государственный химико-технологический университет
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова
Ингушский государственный университет
Иркутский государственный университет
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Казанский государственный энергетический университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Калмыцкий государственный университет
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
Кемеровский государственный университет
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
Костромской государственный технологический университет
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Кубанский государственный технологический университет
Кубанский государственный университет
Курганский государственный университет
Курский государственный университет
Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Липецкий государственный педагогический университет
Липецкий государственный технический университет
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики
Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
Московский государственный университет геодезии и картографии
Московский государственный университет дизайна и технологии
Московский государственный университет леса
Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова
Московский государственный университет пищевых производств
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Московский педагогический государственный университет
Московский физико-технический институт (государственный университет)
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Набережночелнинский институт социально­педагогических технологий и ресурсов
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Нижневартовский государственный университет
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный технический университет
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Омский государственный педагогический университет
Омский государственный технический университет
Оренбургский государственный университет
Пермский государственный гуманитарно­педагогический университет
Петрозаводский государственный университет
Поволжский государственный технологический университет
Поволжский государственный университет сервиса
Российский государственный гидрометеорологический университет
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П.А. Соловьева
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров
Санкт-Петербургский государственный торгово­экономический университет
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Самарский государственный технический университет
Саратовская государственная юридическая академия
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Сахалинский государственный университет
Севастопольский государственный университет
Северо-­Восточный государственный университет
Северо-­Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова
Северо-­Кавказская государственная гуманитарно­технологическая академия
Северо-­Кавказский горно­металлургический институт (государственный технологический университет)
Северо­-Кавказский федеральный университет
Северо-­Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Сибирский государственный индустриальный университет
Сибирский государственный технологический университет
Сибирский федеральный университет
Уральский государственный экономический университет
Уфимский государственный авиационный технический университет
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Уфимский государственный университет экономики и сервиса
Ухтинский государственный технический университет
Хабаровская государственная академия экономики и права
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Челябинский государственный педагогический университет
Челябинский государственный университет
Череповецкий государственный университет
Чеченский государственный педагогический институт
Чеченский государственный университет
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
Шадринский государственный педагогический институт
Юго-Западный государственный университет
Югорский государственный университет
Южно­-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова
Южно­-Уральский государственный университет
Южный федеральный университет
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ярославский государственный технический университет
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

1 Универсальное лекало для информационного взаимодействия («АО», № 5/81, 2015).

2 В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200, от 7.06.2013 № 112, от 21.12.2013 № 366, от 28.12.2013 № 396, с изменениями, внесенными федеральным законом от 01.12.2014 № 419.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
МЕДИАактивность российских вузов
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Инновационная карта России
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Андрей Фурсенко: 2012 по плану и по факту
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Первый мониторинг информационной открытости
Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ