Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

МЕДИАактивность российских вузов

Развивая и углубляя тему информационной открытости, на заседании первой секции Форума по информационному взаимодействию выступила председатель экспертной комиссии Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева.

Просмотров: 149

Развивая и углубляя тему информационной открытости, на заседании первой секции Форума по информационному взаимодействию выступила председатель экспертной комиссии Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», руководитель отдела журналистики редакции журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Синдеева. Было изложено экспертное видение решения проблемы информационного взаимодействия и представлены результаты впервые проведенной независимой оценки информационной активности вузов России.

За десять лет издания журнал «Аккредитация в образовании» стал крупной коммуникативной площадкой профессионального сообщества страны. Ежедневно работая с большими потоками информации, мы анализируем её качество. И, конечно, постоянно задаемся вопросами: как оценить качество информации, существуют ли способы, которыми можно оценить информационную активность вузов. Это очень важно. Ведь только качественно поданная информация по-настоящему доступна, только активность может создать актуальность. Активно работающие пресс­-службы вузов всегда в курсе происходящего, оперативно обновляют информацию, востребованную здесь и сейчас. И всё это вместе – качество, доступность, активность, актуальность – ведет к открытости.

Наши поиски оказались в русле политики Минобрнауки РФ, нацеленной на усиление информационной открытости. Министерством уже определены требования к содержанию предоставляемой вузами информации. Мы поддерживаем стремление определить и закрепить в концепции информационного взаимодействия требования к качеству информации и готовы принимать участие в рабочих группах по этому вопросу.

В поисках ответа на вышеуказанные вопросы проведено исследование, организованное в рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ», дающего вузам возможность заявить о качестве своей информационной политики профессиональному сообществу.

Проект реализуется с целью повышения открытости вузов, формирования культуры качества в целом и информационной политики образовательных организаций в частности.

В 2015 году проект по оценке медиаактивности вузов России уже был реализован в три этапа, отражающих корпоративную, региональную и всероссийскую медиаактивность отечественных вузов. В следующем году добавится четвертый этап – международный, который покажет умение образовательных организаций презентовать себя в мировом образовательном пространстве.

Информационая открытость вузов

Итак, что и как оценивалось. Для оценки медиаактивности учебного заведения на корпоративном уровне был организован всероссийский конкурс «Пресс-служба вуза».

Вузовские новости, транслируемые в формате RSS-ленты на официальный сайт журнала «Аккредитация в образовании», в течение учебного года ежедневно и в полном объеме прочитывались нашими журналистами, имеющими опыт работы в системе образования более десяти лет, и оценивались по трем критериям:

  • качество публикаций (информационных сообщений, анонсов, отчетов о прошедших мероприятиях и прочих);
  • своевременность и актуальность размещенных материалов;
  • частота и регулярность публикаций.

Выводы, к которым мы пришли в результате: только треть вузов информационно активна, треть – показывает слабую информационную активность и низкий профессионализм, а треть – информационно закрыта.

Обладатели самых высоких результатов являются лауреатами и победителями конкурса «Пресс-служба вуза – 2015» (список опубликован в «АО», № 4/80, 2015). Полный тематический спектр качественных новостей стабильно представляют Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Иркутский национальный исследовательский технический университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Очень тревожит тот факт, что в списке победителей только три негосударственных вуза: Российский новый университет (РосНОУ), Университет управления «ТИСБИ» и Московский финансово-­юридический университет.

Победителям конкурса «Пресс-служба вуза», то есть вузам, показавшим высокий уровень организации новостного потока, было предложено оценить свою медиаактивность на региональном и всероссийском уровнях. Для этого был организован всероссийский конкурсный проект «МЕДИАактивность вузов РФ». В его рамках проанализирована медиаактивность вузов и их лидеров в разных каналах подачи информации по четырем критериям:

  • медиаактивность вуза в социальных сетях (Twitter, VK, Facebook);
  • медиаактивность ректора (вопрос – ответ, сайт/блог, интервью);
  • событийная медиаактивность вуза (конференции, брифинги, встречи и прочее);
  • публикационная активность вуза (газеты, журналы, радио, телевидение).

Поскольку мы, будучи организаторами конкурсного проекта, являемся информационно-­аналитическим изданием, то, прежде всего, остановимся на итогах анализа публикационной активности вузов в отечественных журналах.

Рисунок. Активность пресс-служб вузов

Анализу подлежали публикации за 2013 и 2014 годы в десяти самых популярных, читаемых и выписываемых вузами страны журналах. Они выбраны по результатам опроса, проведенного отделом подписных изданий «АО», – опрошено 483 вуза. В общей сложности экспертами было проанализировано около 100 тыс. публикаций.

Журналы, проанализированные экспертами

  • «Alma mater» («Вестник высшей школы»)
  • «Аккредитация в образовании»
  • «Высшее образование в России»
  • «Высшее образование сегодня»
  • «Инновации в образовании»
  • «Качество. Инновации. Образование.»
  • «Качество образования»
  • «Ректор вуза»
  • «Среднее профессиональное образование»
  • «Университетское управление: практика и анализ»

Среди явных лидеров публикационной активности вузов в отечественных журналах, работающих в сфере образования и освещающих тему качества, Дальневосточный федеральный университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Сибирский федеральный университет.

Вузам – участникам конкурсного проекта был присвоен PR-фактор. Это показатель годовой медиаактивности вуза – интегральная оценка эффективности информационной политики вуза, определяемая количественными и качественными параметрами и позволяющая вузу увидеть свое положение относительно других российских вузов.

Вузы с высоким PR-фактором

• Алтайский государственный университет
• Астраханский государственный медицинский университет
• Государственный аграрный университет Северного Зауралья
• Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
• Национальный исследовательский Томский политехнический университет
• Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
• Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
• Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
• Сахалинский государственный университет
• Северо­Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
• Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева
• Сибирский федеральный университет
• Тюменский государственный нефтегазовый университет
• Университет управления «ТИСБИ»
• Финансовый университет при Правительстве Россий­ской Федерации

Таким образом, впервые в России была системно проанализирована не научная публикационная активность, а информационно­-аналитическая.

Оценка медиаактивности вузов России выявила большую закрытость ректорского корпуса. Многие ректоры редко работают в формате интервью, неактивны в социальных сетях. Зачастую на сайте образовательной организации не организована даже самая элементарная форма общения лидера вуза в режиме конференции (вопрос – ответ, задать вопрос ректору).

Вместе с тем, определилась и группа лидеров – самых медиаактивных ректоров страны.

Первоначально планировалось сделать топ­100, но оказалось, что столько достаточно медиаактивных ректоров в стране просто нет, и по факту получился топ­50.

Следует отметить, что даже при активной социальной позиции ректора его продвижение как лидера вуза невозможно без сопровождения пресс­секретаря, без специальной целенаправленно работающей структуры (информационного отдела, пресс­службы – в России сейчас подобные структуры могут называться по-разному).

Лишь только у трети отечественных вузов, начиная с лидера, отношение к работе с информацией возведено на серьезный уровень, а информационные службы имеют зрелую структуру.

Выводы, сделанные в ходе независимой оценки работы информационных служб вузов, говорят о необходимости определения структуры информационной службы в вузе и создания рабочих стандартов, которые бы определили требования к профессиональной квалификации ее сотрудников и качеству производимого ими контента.

Журнал «Аккредитация в образовании» намерен организовывать знакомство с опытом лучших информационных служб российских вузов, а также, помимо практического опыта, привнести в работу информационных служб вузов теоретические знания современного медийного рынка, уделяя особое внимание выявленным в ходе проекта слабым местам.

Мы убеждены, что наличие в вузе зрелого информационного отдела, укомплектованного компетентными кадрами, – обязательное условие для развития образовательной организации. Оценка информационной открытости образовательных организаций в целом и их руководителей в частности стала в настоящее время одной из приоритетных задач «АО».

Среди инструментов достижения информационной открытости – эффективная обратная связь. Приглашаем вас присоединяться к нашей МЕДИАпланерке на сайте akvobr.ru. Мы открыты к информационному взаимодействию и, более того, искренне ему рады.

Медиаактивные ректоры России

Александров Анатолий Александрович (МГТУ им. Н. Э. Баумана)
Альбеков Адам Умарович (РГЭУ /РИНХ/)
Аргучинцев Александр Валерьевич (Иркутский ГУ)
Белоцерковский Андрей Владленович (Тверской ГУ)
Бойко Елена Григорьевна (ГАУ Северного Зауралья)
Боровская Марина Александровна (ЮФУ)
Ваганов Евгений Александрович (СФУ)
Галимзянов Халил Мингалиевич (Астраханская ГМА)
Гафуров Ильшат Рафкатович (КФУ)
Глыбочко Петр Витальевич (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова)
Ендовицкий Дмитрий Александрович (Воронежский ГУ)
Землюков Сергей Валентинович (Алтайский ГУ)
Зернов Владимир Алексеевич (РосНОУ)
Иванец Сергей Владимирович (ДВФУ)
Игнатова Ирина Борисовна (Белгородский ГИИиК)
Клемешев Андрей Павлович (БФУ им. И. Канта)
Ковалев Игорь Владимирович (СибГАУ им. М.Ф. Решетнева)
Кокшаров Виктор Анатольевич (УрФУ им. Б.Н. Ельцина)
Косых Анатолий Владимирович (ОмГТУ)
Криштал Михаил Михайлович (Тольяттинский ГУ)
Кудряшова Елена Владимировна (САФУ им. М.В. Ломоносова)
Кузьминов Ярослав Иванович (НИУ ВШЭ)
Лазаренко Виктор Анатольевич (Курский ГМУ)
Левитская Алина Афакоевна (СКФУ)
Мартынов Виктор Георгиевич (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина)
Мау Владимир Александрович (РАНХиГС при Президенте РФ)
Минервин Игорь Георгиевич (Сахалинский ГУ)
Михайлова Евгения Исаевна (СВФУ им. М.К. Аммосова)
Мочалов Олег Дмитриевич (Поволжская ГСГА)
Новоселов Владимир Васильевич (ТюмГНГУ)
Панычев Александр Юрьевич (Петербургский ГУПС)
Починок Наталья Борисовна (РГСУ)
Прусс Нэлла Матвеевна (ТИСБИ)
Реморенко Игорь Михайлович (МГПУ)
Рубин Юрий Борисович (МФПУ)
Рудской Андрей Иванович (СПбПУ Петра Великого)
Садовничий Виктор Антонович (МГУ им. М.В. Ломоносова)
Соломин Валерий Павлович (РГПУ им. А.И. Герцена)
Стриханов Михаил Николаевич (НИЯУ МИФИ)
Тихомирова Наталья Владимировна (МЭСИ)
Трухачев Владимир Иванович (Ставропольский ГАУ)
Фальков Валерий Николаевич (Тюменский ГУ)
Федоров Виктор Анатольевич (Академия РВСН им. Петра Великого)
Филиппов Владимир Михайлович (РУДН)
Черникова Алевтина Анатольевна (НИТУ «МИСиС»)
Чубик Пётр Савельевич (НИ ТПУ)
Чумаченко Алексей Николаевич (СГУ им. Н.Г. Чернышевского)
Шалай Виктор Владимирович (ОмГТУ)
Эскиндаров Мухадин Абдурахманович (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)
Ясинов Олег Юрьевич (МГУПП)
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-82, акцент, МЕДИАактивность

Похожие материалы:
Первый мониторинг информационной открытости
Архитектурное образование в США
Внеучебная деятельность как аккредитационный показатель
Процессный подход в обеспечении качества
Качество образования определяет содержание
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Гуманитарное образование: проблемы и перспективы
Неформальное образование
Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Задачи «на вырост»
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#101Моздокский механико-технологический техникум готовит квалифицированные кадры
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний