Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников

В 2018 году издательство «Аккредитация в образовании» отметило мини-юбилей: исполнилось пять лет большому конкурсному проекту, нацеленному на поддержку и развитие информационной открытости российской высшей школы. Напомним, состязание состояло из нескольких стадий, и в течение пяти лет ежегодно организовывались и проводились мероприятия в рамках двух этапов: корпоративного – «Пресс-служба вуза» и общероссийского – «МЕДИАактивность вузов РФ».

Просмотров: 36

Материал опубликован в журнале №108 от 24.12.2018.

Медиаповестка: от корпоративной до международной

В 2018 году издательство «Аккредитация в образовании» отметило мини-юбилей: исполнилось пять лет большому конкурсному проекту, нацеленному на поддержку и развитие информационной открытости российской высшей школы. Напомним, состязание состояло из нескольких стадий, и в течение пяти лет ежегодно организовывались и проводились мероприятия в рамках двух этапов: корпоративного – «Пресс-служба вуза» и общероссийского – «МЕДИАактивность вузов РФ». Так был накоплен полезный опыт и его организаторами, и участниками – а это, в общей сложности, сотни образовательных организаций страны. Конкурс получил известность в профессиональной среде, поскольку с анализом его практик и результатов представители «Аккредитации в образовании» не раз выступали на различных крупных федеральных площадках: например, в 2015 году это был Первый форум по информационному взаимодействию Минобрнауки РФ, в 2017-м – национальная выставка «Вузпромэкспо». Более того, отметим значимую тенденцию: в последнее время интерес к теме информационной открытости высшей школы значительно возрос. В частности, эта проблематика обсуждалась на семинаре-совещании «Стратегия развития экспорта российской системы образования», состоявшемся в РУДН в декабре 2018 года, а также стала основной темой круглого стола «Научные коммуникации и эффективное сотрудничество: университеты, академические институты, СМИ», организованного Национальным фондом подготовки кадров в феврале 2019 года. Представители «АО» также были приглашены на эти мероприятия, чтобы еще и еще раз рассказать о пятилетних итогах проекта по поддержке медиаактивности российских вузов. Точнее, не только об итогах, но и новом – международном этапе и первых полученных результатах – вызвавшей немалый интерес слушателей экспертной оценке международного жюри пилотных вузов-участников.

Собственно, сегодня рост интереса к теме информационной открытости вполне объясним. Требование к прозрачности вузов в этой сфере станет, судя по всем последним обсуждениям, одним из базовых критериев оценки качества высшей школы. Все более актуальна она и в сфере интернационализации образования: вопросам информационного сопровождения международного академического партнерства отводится одна из ключевых ролей в реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Поэтому, когда в июле 2018 года стартовал международный этап конкурсного медиапроекта, мы как организаторы были рады, что цель и задачи этой давно нами задуманной идеи по времени совпали с общими трендами национальной образовательной политики. Но, прежде чем ознакомить читателей с первыми результатами международного этапа, получившего название «Информационно открытый университет. Уровень международный», несколько слов необходимо сказать о принципах и структуре его организации.

 

Интернационализация высшей школы и ее информационная открытость – абсолютно взаимосвязанные процессы. Этот момент подтверждают и данные опроса международных служб вузов, проведенного издательством «Аккредитация в образовании». Так, только 3,7% опрошенных дали ответ, что «международные партнеры сами нас находят». Подавляющее же большинство заявили о необходимости выработки и освоения эффективных стратегий активного поиска вузов-потенциальных партнеров. Иными словами, мы наблюдаем интенсивное формирование проактивной университетской политики интернационализации и обеспечивающей ее информационной открытости, которую разворачивают сотни вузов в разных странах мира.

 

К признанию – пошагово

Итак, участие в проекте – это пошаговое прохождение процедуры самооценки (посредством заполнения подготовленной для каждого этапа развернутой анкеты) сотрудниками структурного подразделения, ответственного за международную деятельность университета.

Первый шаг (июль-октябрь, 2018) включал самооценку специалистами структурного подразделения персональных профессиональных достижений, а также оценку уровня условий и возможностей, которые созданы в университете для эффективной реализации политики открытости и интернационализации. Оценивались квалификация, опыт, карьерная траектория, дополнительные профессиональные компетенции и возможности профессионального роста, выполняемые рабочие функции, знаки профессионального признания и репутации, прочее.

В первом этапе приняли участие 78 образовательных организаций из Армении, Беларуси, Индонезии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Польши, Португалии, России, США, Чехии, Таджикистана, Узбекистана. Финалисты (103 человека) получили именные сертификаты со статусом: «Готов к сотрудничеству. Уровень международный». Вузы, чьи представители признаны финалистами первого этапа, получили право участия в следующем шаге проекта.

Второй этап (октябрь-декабрь, 2018) был нацелен на комплексную самооценку международной деятельности вуза в течение предыдущего года, включая такие параметры, как наличие в вузе информационной стратегии в интересах интернационализации, событийная активность, количественная и качественная динамика академической студенческой мобильности, внедрение и развитие вузом современных инструментов и форматов, позволяющих эффективно реализовывать международную деятельность, прочее. Финалисты (44 образовательные организации) получили соответствующие сертификаты: «Готов подтвердить статус информационно открытого вуза. Уровень международный».

По оценке экспертов, сегодня эффективное международное продвижение образовательной организации все более зависит от уровня и качества внутривузовскойкоммуникации между структурными подразделениями. Стимулирование таких коммуникаций – одна из целевых задач международного этапа медиапроекта.

Третий этап конкурсного проекта, заключительный, предполагает, помимо самооценки, внешнюю экспертизу участников конкурса. В состав международного жюри вошли признанные эксперты в сфере высшего образования: консультант по международному сотрудничеству Ассоциации частных бразильских вузов (ABMES) Людмила Батурина, исполнительный советник испанской службы по интернационализации образования Луис Делгадо, исполнительный директор Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (BAYHOST) Николас Дьюкич, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Гульнара Краснова, руководитель Национального офиса Erasmus+ в России Ольга Олейникова, редактор международного рейтинга университетов RoundUniversityRanking Олег Соловьев, директор Центра мобильности и европейских программ образования и повышения квалификации Республики Словения (CMEPIUS) Аленка Фландер и другие (полный состав экспертной комиссии см. https://hedclub.com/ru/site/contest-expert). В результате положительного заключения экспертной комиссии вуз становится победителем проекта с присвоением сертификата со статусом «Информационно открытый университет. Уровень международный».

Необходимо отметить еще одну важную особенность международного этапа медиаконкурса: участие предполагает активное взаимодействие информационного и международного подразделений университета. Почему это важно? По оценке экспертов, сегодня эффективное международное продвижение образовательной организации все более зависит от уровня и качества внутривузовской коммуникации между структурными подразделениями. Стимулирование таких коммуникаций – одна из целевых задач международного этапа.

 

Международные коммуникации: мелочей нет!

В январе-феврале 2019 года жюри провело экспертизу анкет пилотных вузов-участников финального этапа, параллельно проанализировав также и международный раздел официального сайта вуза-участника. При этом мы как организаторы особо отметили содержательность и практикоориентированность замечаний и комментариев, высказанных членами жюри по итогам пилотной экспертизы.

Каковы краткие выводы экспертов? Первый и главный: мелочей в информационном сопровождении международного академического партнерства нет. И если вуз подробно и обстоятельно информирует аудитории – допустим, о своих стратегических международных целях и планируемых мероприятиях, – то не менее важна и такая деталь, как, например, удобное представление контактной информации. Второй момент: помимо полноты информации, обязательны актуальность и регулярное обновление информационного контента. Третий вывод: чуткое внимание к запросам различных целевых международных аудиторий вуза и умелая информационная работа с ними.

В ходе анализа экспертами (Л. Делгадо) была предложена интересная идея стратификации вузов, находящихся на разных стадиях столь сложного и комплексного процесса, каким является информационное обеспечение международной деятельности университета. При использовании привычной пятибалльной системы оценивания вузы можно распределить по нескольким стратам, соответствующим стадиям развития информационной открытости в международной сфере: 1) информационно закрытый вуз (таковые в конкурсе, естественно, не участвуют); 2) вуз на ранней стадии информационной открытости; 3) вуз, находящийся в процессе активного становления информационной открытости; 4) вуз, информационно открытый на международном уровне. На основе этой идеи для читателей подготовлена схема-таблица, в которой представлены некоторые ключевые оценки и комментарии экспертов.

Более подробный и развернутый анализ будет дан по завершении проекта, а теперь, после пилотной оценки, начинается массовый сбор вузов-участников финального этапа «Информационно открытый университет. Уровень международный».

 

 

 

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-108, интернационализация образования, информационная открытость, МЕДИАактивность, пресс-служба вуза, высшее образование

Похожие материалы:
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
Новые параметры проекта «5-100»
Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
Подведены итоги IV Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза»
Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Отечественное отраслевое образование имеет многовековую историю. За более чем двухсотлетний...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Новые реалии отраслевого образования. Системы ДПО и СПО в процессе трансформации. Лучшие практики...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
#97К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
#99КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – опорный университет Калмыкии
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний