Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников

В 2018 году издательство «Аккредитация в образовании» отметило мини-юбилей: исполнилось пять лет большому конкурсному проекту, нацеленному на поддержку и развитие информационной открытости российской высшей школы. Напомним, состязание состояло из нескольких стадий, и в течение пяти лет ежегодно организовывались и проводились мероприятия в рамках двух этапов: корпоративного – «Пресс-служба вуза» и общероссийского – «МЕДИАактивность вузов РФ».

Просмотров: 160

Материал опубликован в журнале №108 от 24.12.2018.

Медиаповестка: от корпоративной до международной

В 2018 году издательство «Аккредитация в образовании» отметило мини-юбилей: исполнилось пять лет большому конкурсному проекту, нацеленному на поддержку и развитие информационной открытости российской высшей школы. Напомним, состязание состояло из нескольких стадий, и в течение пяти лет ежегодно организовывались и проводились мероприятия в рамках двух этапов: корпоративного – «Пресс-служба вуза» и общероссийского – «МЕДИАактивность вузов РФ». Так был накоплен полезный опыт и его организаторами, и участниками – а это, в общей сложности, сотни образовательных организаций страны. Конкурс получил известность в профессиональной среде, поскольку с анализом его практик и результатов представители «Аккредитации в образовании» не раз выступали на различных крупных федеральных площадках: например, в 2015 году это был Первый форум по информационному взаимодействию Минобрнауки РФ, в 2017-м – национальная выставка «Вузпромэкспо». Более того, отметим значимую тенденцию: в последнее время интерес к теме информационной открытости высшей школы значительно возрос. В частности, эта проблематика обсуждалась на семинаре-совещании «Стратегия развития экспорта российской системы образования», состоявшемся в РУДН в декабре 2018 года, а также стала основной темой круглого стола «Научные коммуникации и эффективное сотрудничество: университеты, академические институты, СМИ», организованного Национальным фондом подготовки кадров в феврале 2019 года. Представители «АО» также были приглашены на эти мероприятия, чтобы еще и еще раз рассказать о пятилетних итогах проекта по поддержке медиаактивности российских вузов. Точнее, не только об итогах, но и новом – международном этапе и первых полученных результатах – вызвавшей немалый интерес слушателей экспертной оценке международного жюри пилотных вузов-участников.

Собственно, сегодня рост интереса к теме информационной открытости вполне объясним. Требование к прозрачности вузов в этой сфере станет, судя по всем последним обсуждениям, одним из базовых критериев оценки качества высшей школы. Все более актуальна она и в сфере интернационализации образования: вопросам информационного сопровождения международного академического партнерства отводится одна из ключевых ролей в реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Поэтому, когда в июле 2018 года стартовал международный этап конкурсного медиапроекта, мы как организаторы были рады, что цель и задачи этой давно нами задуманной идеи по времени совпали с общими трендами национальной образовательной политики. Но, прежде чем ознакомить читателей с первыми результатами международного этапа, получившего название «Информационно открытый университет. Уровень международный», несколько слов необходимо сказать о принципах и структуре его организации.

 

Интернационализация высшей школы и ее информационная открытость – абсолютно взаимосвязанные процессы. Этот момент подтверждают и данные опроса международных служб вузов, проведенного издательством «Аккредитация в образовании». Так, только 3,7% опрошенных дали ответ, что «международные партнеры сами нас находят». Подавляющее же большинство заявили о необходимости выработки и освоения эффективных стратегий активного поиска вузов-потенциальных партнеров. Иными словами, мы наблюдаем интенсивное формирование проактивной университетской политики интернационализации и обеспечивающей ее информационной открытости, которую разворачивают сотни вузов в разных странах мира.

 

К признанию – пошагово

Итак, участие в проекте – это пошаговое прохождение процедуры самооценки (посредством заполнения подготовленной для каждого этапа развернутой анкеты) сотрудниками структурного подразделения, ответственного за международную деятельность университета.

Первый шаг (июль-октябрь, 2018) включал самооценку специалистами структурного подразделения персональных профессиональных достижений, а также оценку уровня условий и возможностей, которые созданы в университете для эффективной реализации политики открытости и интернационализации. Оценивались квалификация, опыт, карьерная траектория, дополнительные профессиональные компетенции и возможности профессионального роста, выполняемые рабочие функции, знаки профессионального признания и репутации, прочее.

В первом этапе приняли участие 78 образовательных организаций из Армении, Беларуси, Индонезии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Польши, Португалии, России, США, Чехии, Таджикистана, Узбекистана. Финалисты (103 человека) получили именные сертификаты со статусом: «Готов к сотрудничеству. Уровень международный». Вузы, чьи представители признаны финалистами первого этапа, получили право участия в следующем шаге проекта.

Второй этап (октябрь-декабрь, 2018) был нацелен на комплексную самооценку международной деятельности вуза в течение предыдущего года, включая такие параметры, как наличие в вузе информационной стратегии в интересах интернационализации, событийная активность, количественная и качественная динамика академической студенческой мобильности, внедрение и развитие вузом современных инструментов и форматов, позволяющих эффективно реализовывать международную деятельность, прочее. Финалисты (44 образовательные организации) получили соответствующие сертификаты: «Готов подтвердить статус информационно открытого вуза. Уровень международный».

По оценке экспертов, сегодня эффективное международное продвижение образовательной организации все более зависит от уровня и качества внутривузовскойкоммуникации между структурными подразделениями. Стимулирование таких коммуникаций – одна из целевых задач международного этапа медиапроекта.

Третий этап конкурсного проекта, заключительный, предполагает, помимо самооценки, внешнюю экспертизу участников конкурса. В состав международного жюри вошли признанные эксперты в сфере высшего образования: консультант по международному сотрудничеству Ассоциации частных бразильских вузов (ABMES) Людмила Батурина, исполнительный советник испанской службы по интернационализации образования Луис Делгадо, исполнительный директор Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (BAYHOST) Николас Дьюкич, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Гульнара Краснова, руководитель Национального офиса Erasmus+ в России Ольга Олейникова, редактор международного рейтинга университетов RoundUniversityRanking Олег Соловьев, директор Центра мобильности и европейских программ образования и повышения квалификации Республики Словения (CMEPIUS) Аленка Фландер и другие (полный состав экспертной комиссии см. https://hedclub.com/ru/site/contest-expert). В результате положительного заключения экспертной комиссии вуз становится победителем проекта с присвоением сертификата со статусом «Информационно открытый университет. Уровень международный».

Необходимо отметить еще одну важную особенность международного этапа медиаконкурса: участие предполагает активное взаимодействие информационного и международного подразделений университета. Почему это важно? По оценке экспертов, сегодня эффективное международное продвижение образовательной организации все более зависит от уровня и качества внутривузовской коммуникации между структурными подразделениями. Стимулирование таких коммуникаций – одна из целевых задач международного этапа.

 

Международные коммуникации: мелочей нет!

В январе-феврале 2019 года жюри провело экспертизу анкет пилотных вузов-участников финального этапа, параллельно проанализировав также и международный раздел официального сайта вуза-участника. При этом мы как организаторы особо отметили содержательность и практикоориентированность замечаний и комментариев, высказанных членами жюри по итогам пилотной экспертизы.

Каковы краткие выводы экспертов? Первый и главный: мелочей в информационном сопровождении международного академического партнерства нет. И если вуз подробно и обстоятельно информирует аудитории – допустим, о своих стратегических международных целях и планируемых мероприятиях, – то не менее важна и такая деталь, как, например, удобное представление контактной информации. Второй момент: помимо полноты информации, обязательны актуальность и регулярное обновление информационного контента. Третий вывод: чуткое внимание к запросам различных целевых международных аудиторий вуза и умелая информационная работа с ними.

В ходе анализа экспертами (Л. Делгадо) была предложена интересная идея стратификации вузов, находящихся на разных стадиях столь сложного и комплексного процесса, каким является информационное обеспечение международной деятельности университета. При использовании привычной пятибалльной системы оценивания вузы можно распределить по нескольким стратам, соответствующим стадиям развития информационной открытости в международной сфере: 1) информационно закрытый вуз (таковые в конкурсе, естественно, не участвуют); 2) вуз на ранней стадии информационной открытости; 3) вуз, находящийся в процессе активного становления информационной открытости; 4) вуз, информационно открытый на международном уровне. На основе этой идеи для читателей подготовлена схема-таблица, в которой представлены некоторые ключевые оценки и комментарии экспертов.

Более подробный и развернутый анализ будет дан по завершении проекта, а теперь, после пилотной оценки, начинается массовый сбор вузов-участников финального этапа «Информационно открытый университет. Уровень международный».

 

 

 

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-108, интернационализация образования, информационная открытость, МЕДИАактивность, пресс-служба вуза, высшее образование

Похожие материалы:
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма отметил юбилей
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
МЕДИАактивность российских вузов
Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
Неформальное образование
Первый мониторинг информационной открытости

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#110Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионате WorldSkills
#111Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
#111Эффективная подготовка управленческих кадров для Дальнего Востока
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ