О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образованииВ российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании. Просмотров: 343
Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.
В центре ответственности В российской высшей школе отсутствует баланс между количеством выпускников вузов и кадровой потребностью национальной экономики. По этой причине молодежь в ряде случаев трудится не по специальности или пополняет ряды безработных. Решением проблемы занимаются независимые организации – центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании. Сведение баланса Отсутствие отлаженного взаимодействия систем образования и рынка труда является, вероятно, одним из самых слабых мест российской высшей школы [1]. Официальная статистика располагает сведениями о трудоустройстве выпускников государственных и муниципальных вузов, а также их распределении по группам специальностей. Однако есть сомнения в том, что эта информация отражает реальную взаимосвязь спроса и предложения на рынке труда выпускников российских вузов. Так, например, отсутствуют достоверные данные о потребностях в специалистах с высшим образованием отдельных предприятий и отраслей в целом [1]. Нет и полноценных сведений о структуре выпуска вузами специалистов разных направлений и специальностей в региональном разрезе. Для решения проблемы в 2016 году Минобрнауки РФ, Пенсионный фонд РФ и Рособрнадзор подписали соглашение об обмене информацией по результатам мониторинга и анализа трудоустройства выпускников вузов [12].
Соглашение предусматривает механизм обмена специализированной информацией между внутриведомственными базами данных. В частности, ПФР будет предоставлять профильному министерству информацию о трудоустройстве выпускников вузов в разрезе каждой образовательной организации и с учетом географии мест работы выпускников по субъектам РФ [12]. В связи с этим одним из показателей, весомым при распределении контрольных цифр приема (КЦП), являются данные мониторинга трудоустройства выпускников. В 2016 году специалистами Минобрнауки РФ были обработаны персональные данные 1,172 млн. выпускников вузов [10]. Самыми востребованными (80-90 % трудоустройства) направлениями подготовки оказались [10] энергетика и ядерные технологии, сестринское дело, фармацевтика, электрическая и тепловая энергетика, химические технологии. Таким образом, на российском рынке труда сегодня особым спросом пользуются инженеры, технологи, медики и педагоги. Что касается выпускников самых многочисленных по числу обучающихся направлений подготовки – юриспруденции и экономики, то сразу после окончания вуза трудоустраиваются только 40 % юристов, а экономистов – лишь 20 %. При распределении КЦП Минобрнауки РФ планирует продолжить практику первоочередного обеспечения кадрами направлений (специальностей), соответствующих приоритетным задачам модернизации и технологического развития отечественной экономики [11]. В качественную основу этого подхода положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники [11], а также критические технологии [7], базирующиеся на таких критериях [6], как вклад в ускорение ВВП РФ и совершенствование его структуры, повышение конкурентоспособности российской экономики и обеспечение национальной безопасности. Количественно такой подход, как и в прошлые годы, будет осуществляться, прежде всего, за счет уменьшения плана приема по программам, не являющимся профильными для соответствующих вузов [2]. Обобщающими структурами, обеспечивающими выработку и принятие решения по количественным параметрам приема студентов в вузы, могут стать соответствующие центры ответственности.
Правила распределения Центры ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании (сегодня их действует уже 21) вырабатывают предложения по объему и качественной структуре КЦП, количественному разбиению конкурса на федеральную, региональную и вузовскую части для дальнейшего предоставления в профильное министерство. При распределении КЦП в работе центров учитывается ряд показателей. В первую очередь – общая численность населения РФ в возрасте от 17 до 30 лет (см. рис. 1), которую необходимо привести в соответствие с цифрами доступности высшего образования (57 мест на 100 выпускников школ). В результате реализации такого подхода общее количество бюджетных мест на первый курс во все вузы РФ на 2017-2018 учебный год должно составить 597,6 тыс. Также необходимо принимать во внимание приоритеты развития отдельных регионов и отраслей экономики РФ, выражающиеся в численной потребности тех или иных кадров. Напомним, что с 2013 года набор студентов в российские вузы впервые стал проводиться в рамках новой образовательной концепции – предварительного заказа необходимого региону количества бюджетных мест в вузы по конкретным направлениям подготовки [8]. Кроме того, был сформирован федеральный фонд вакантных бюджетных мест в вузы, из которого образовательные организации сверх заявки региона также могли получить бюджетные места. В 2014 году объемы КЦП федеральной и региональной частей конкурса формировались следующим образом [13]: для направлений подготовки по программам бакалавриата и специальностей – 70 % на региональную часть конкурса и 30 % на федеральную; для направлений магистратуры – 30 и 70 % соответственно. По ряду направлений подготовки и специальностей установлены особые соотношения региональной и федеральной частей конкурса [13]. Так, с учетом линейной специфики деятельности отраслевых работодателей весь объем КЦП по большинству направлений подготовки и специальностей транспортной сферы определяется только на федеральном уровне. В сфере педагогики и здравоохранения доля региональной части увеличена до 80 % в силу большого объема целевой подготовки в интересах субъектов РФ. В результате рассмотренных процессов произошли существенные структурные изменения в контрольных цифрах приема студентов по различным направлениям, скорее даже образовательным областям обучения (см. табл. 1). Предлагаемая система формирования объемов и структуры КЦП, учитывающая предложения центров ответственности на основе анализа рынка, отраслевой и региональной потребности, положительно оценивается большинством заинтересованных организаций, подготавливающих и потребляющих специализированные кадры. Это означает, что необходимый баланс между спросом и предложением на рынке труда может быть достигнут в обозримом будущем. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|